ПРИХОДИТЕ, ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ, ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТАЛЬЯНЦЕВ В УКРАИНЕ

31 марта, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 31 марта-7 апреля

Вам никогда не казалось, что вы прекрасно понимаете итальянский язык? Действительно, божественный...

Вам никогда не казалось, что вы прекрасно понимаете итальянский язык? Действительно, божественный мальчик Робертино Лоретти, поющий «О, sole mio!», был воистину международен и любим, благодаря голосу, музыке и неповторимым солнечным звукосочетаниям завораживающей итальянской речи. Можно до тошноты продолжать спорить о приоритетах любой местности, претендующей на звание родины не ведающих об этом слонов... Можно совершенно серьезно утверждать, что крокодилы издревле водились в Днепре и только вынужденная эмиграция послала их на берега Нила... Но любой зритель, посещающий театры нашего общего земного шара, признает, что Милан, и только Милан — родина поющих душ. Они бродят по свету, разбрызгивая миланское солнце и даря землянам надежду и радость, и вам действительно кажется, что вы свободно говорите и поете по-итальянски...

Нам, киевлянам, повезло — театральный фестиваль «Мистецьке Березiлля» в четвертый раз отважился на небольшой международный карнавальчик, и в первую же неделю состоялась встреча с минским «Театром Солнца». Он привез в Киев спектакль, представляющий проект «Фрагменты Африки». Вот так, господа, «Teatro del sole» из Милана, прославляющий Африку, как-никак колыбель человечества!

Спектакль называется «Азо» («Африканская история»). Ну что мы, только-только выползшие из-под железного занавеса, знаем об Африке, кроме на всю жизнь запавшего в душу: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять!»? Нам бы, вылезая через прорубленную форточку в Европу, не придавить друг друга ненароком.

Так что пока с Африкой не сложилось, не до жиру... а вот итальянцы, пребывая с пеленок в свободном полете, поставили спектакль об Азо (для тех, кто не в курсе, объясняю: Азо — жена паука Анансе, мифического героя легенд Ашанти). Видимо, Чуковский с Бармалеем несколько переборщили, не будучи знакомы с африканской мифологией в натуре. Основной герой африканских сказок — паук Анансе, весьма суматошное, не очень умное, но зато беззлобное насекомое. Его жена Азо наделена теми качествами, которые напрочь отсутствуют у Анансе: она — мудрая, несуетливая, выносливая, женственная паучиха, направляющая Анансе на путь истинный. Благодаря Азо ее паук-муж хитроумно выполняет все условия бога неба и становится властелином историй неба. Вот такая сказочка для детей и взрослых, сыгранная четырьмя артистами театра. Рассказчик, находясь на авансцене и попивая миланский кофеек, очень темпераментно комментировал приключения дружелюбной любящей пары паучков. На сцене Киевского Молодежного театра рассказчика столь же пламенно переводил на украинский язык сам предводитель «Березiлля» Сергей Проскурня, за что из уст миланских артистов неизменно получал идеально произносимое «дякую».

Если вы в душе — все еще дитя или в крайнем случае подросток, вам понравится эта незамысловатая история, смешная и красочная, добрая и наивная. Понравится потому, что актеры «Театра Солнца» Артуро Альвеар, Клаудия Де Лоренцо, Энрико Мессина и Клаудио Раймондо играют этот спектакль удивительно легко, совершенно по-детски точно реагируя на каждый жест партнеров, слету включаясь в импровизацию и общаясь со зрителями на своем совершенно понятном итальянском, как со старыми знакомыми. За этой легкостью кроется высочайший профессионализм, особая школа филигранной отточенности пластики, жеста и артикуляции. Актеры вовлекают в свою игру зал, органично следуя традициям площадного народного театра.

После окончания спектакля зрители, и стар, и млад, не желая уходить, устроили небольшую пресс-конференцию с артистами и их художественным руководителем Феличе Пикко. Мы узнали, что театр существует с 1971 года, труппа насчитывает 15 человек, интерес к Африке не случайный, подкрепленный ежегодными антропологическими экспедициями. Сначала театр занимался постановкой спектаклей на темы греческой и римской мифологий, потом заинтересовался восточным направлением в мировой культуре (японским и китайским), и всего несколько лет назад Африка, ее неразгаданная душа и языческий темперамент полностью покорили сердца служителей «Театра Солнца».

Рассказывая о себе с пылом счастливых влюбленных, обаятельные и улыбчивые актеры от души рассыпались в похвалах киевлянам. Приятно было услышать, что наша публика реагирует более непосредственно и темпераментно, чем итальянская, что мы больше похожи на детей, чем взрослые цивилизованных стран. В общем, к концу импровизированной пресс-конференции стало понятно, что мы гораздо ближе к Африке, чем остальная Европа, за что радетелям о нашем благе отдельное спасибо. А посему хотелось бы, чтобы история паука Анансе и его мудрой жены Азо, такая понятная и близкая отечественному зрителю, напомнила нам о науке побеждать благодаря согласию ума и сердца и открытости добру. Это так же просто, как то, что Африка — родина человека разумного...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно