ПРЕВРАТНОСТИ ЛЮБВИ ПО НАБОКОВУ

5 ноября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №44, 5 ноября-12 ноября

В последние годы в Киевском театре юного зрителя на Липках наметилась стойкая тенденция, благодаря которой театр можно переименовывать в Театр юных зрителей и их родителей...

В последние годы в Киевском театре юного зрителя на Липках наметилась стойкая тенденция, благодаря которой театр можно переименовывать в Театр юных зрителей и их родителей. Творческая амплитуда репертуара этого коллектива колеблется от сказок для неугомонной малышни до серьезной литературы для взрослых.

Добрую традицию существования спектаклей для взрослых на малой сцене театра поддержала и последняя премьера. Владимир Набоков «Камера Обскура». В этом спектакле единым в трех лицах выступил Евгений Курман. Он написал пьесу по роману, обозначив ее жанр как гротесковая драма, выступил режиссером-постановщиком и сделал музыкальное оформление. Сценография и костюмы К.Чекина. Естественно, когда так много в сценическом произведении делается одним человеком, можно рассчитывать на продуманность решения и цельность воплощения задуманного.

В одной из статей семидесятых годов критик О.Михайлов писал: «Книги Набокова - это то же, что и шахматные композиции, сложное, восхитительное и никчемное искусство». Строгое такое определение. Режиссер спектакля «Камера Обскура» Е.Курман, на мой взгляд, берет за основу первые два определения творчества Набокова и своим произведением старается перечеркнуть третье. Сюжет пьесы и романа в общем-то не замысловат. В какой-то степени банальная история супружеской измены. Не банальны только у Набокова мотивы исследования состояний человеческой души в моменты эмоциональных потрясений, иногда труднообъяснимые до невозможности.

Бруно Кречмар (з.а.У. Л.Марченко), имея благополучную семью, любящую жену Аннелизу (И.Стежка), «заболевает» любовью к Магде (Л.Загорская), молодой, свободной в поведении особе. Есть еще одно действующее лицо, эдакий злой гений - Горн (С.Петько), художник, бывший любовник Магды, с которым она возобновляет связь за спиной у Бруно. Горну ничего не стоит сломать жизнь Бруно. Что он и делает, весело, зло и беспечно, с помощью Магды. Ломает эту жизнь, а потом в конце концов и лишает ее. Рассказ об этих событиях - фон для размышлений о любви, этом неизведанном и непостижимом чувстве. Здесь любовь показана через ее изнанку, через насмешку и издевательство над ней. На этой идее-противостоянии черного и белого, как в фотопленке - позитива и негатива, решается режиссером катастрофа жизни героя, катастрофа его любви. Бруно «проявляет» пленку своей жизни, прерванной на ошеломительном витке чувств. В его сознании случившееся с ним можно разложить по полочкам, как будто сделать искусствоведческий разбор живописного полотна. Но как быть тогда, когда все предстает в перевернутом виде, когда обманываешься в главном? Что есть истина и как ее определить?

Может быть, основная особенность жизни - переплетение реальности и иллюзий. Для изображения их вечного сосуществования режиссер придумал необычный визуальный ход. Бытовые различные предметы, используемые действующими лицами, изображены на картинах в одинаковых светлых рамах. Например, нервничая, актриса берет картинку с сигаретой, и мы понимаем, что она закурила, видя резкое движение картиной с изображением теннисной ракетки, представляем эту игру, а особенно изобретательны укладывание нарисованных вещей-картинок в нарисованный же большой чемодан - такой аккуратной толстой стопочкой и сервировка стола для семейного обеда. А трансформация огромной белой ванны в старинный кабриолет? Просто верх изобретательности. Подобная гипертрофированная условность органична в ткани спектакля, придуманного Е.Курманом. Люди играют предметами, вещи нереальны и в то же время значат для них очень много, они помогают нащупать почву под ногами, они же ее и выбивают из-под ног. Сценографически спектакль решен в черно-белой цветовой гамме. Это не однозначно четкое добро-зло, это неизвестно темный, загадочный негатив, проявляющий свою неожиданную разрушительную суть появившимся изображением. События спектакля вневременные, хотя есть визуальные моменты, отсылающие к 30-м годам Германии. Но это вполне могло случиться где угодно и когда угодно, ведь главное тут то, что происходит между мужчиной и женщиной, что творится в этом любовном многоугольнике. Все пространство спектакля насыщено музыкой. Ее скомпилированные фрагменты, диапазоном от романсов конца прошлого века с характерным треском граммофонной иглы до современных электронных мотивов поддерживают текст, углубляя его, усиливая впечатление от него, оттеняя, придавая ему еще большую объемность. Музыка делает настроение, создает нужную атмосферу.

В спектакле можно говорить об актерских удачах. Это, в первую очередь, образ Бруно в исполнении Л.Марченко. Он сыграл трагедию прозрения человека, хоть как ни парадоксально, но это случилось уже тогда, когда реальное зрение он потерял. В изображении актера Бруно смешной и неудачливый человечек, одержимый страстью, не знающий, как поступить с этими чувствами и не имеющий силы воли отказаться от них. В него вряд ли можно влюбиться, он смешон в своих надеждах на ответное чувство Магды, но при этом равнодушно глух к чувствам своей жены. Жизнь, делая зигзаг, возвращается на свой круг - сломленный Бруно раздавлен обманом Магды. Будучи зрячим, он не видел самого главного, не видел истинной сущности Магды и Горна. И только лишившись зрения, Бруно «прозревает», но как поздно все «изображения» приобретают настоящий смысл, как поздно негатив становится позитивом и мечтаемого освобождения от тьмы не наступает. В манере отстраненного наблюдения за происходящим, представления со стороны своих героев действуют и И.Стежка, и В.Войтенко, и Л.Загорская, хотя эта актриса и обедняет образ Магды некоторым однообразием сценических средств выражения. С.Петько играет Горна человеком в высшей степени циничным. Он жонглирует чувствами людей с наслаждением садиста. Задумывая свою дьявольскую игру, Горн, не колеблясь, воплощает все в жизнь, не только не пугаясь последствий интриги, но и предвкушая их.

Как ни парадоксально, все герои этой истории об искореженных, извращенных, искалеченных чувствах мечтали о любви. Только вот, как они воплотились в жизнь, эти мечты. Ситуация поучительная. Хотя, кто ж учится на чужих ошибках? И все же, никогда не помешает еще раз задуматься о вещах вроде бы очевидных, не помешает и побороться с усталостью, накопившейся в результате поиска истины. Каждый должен постичь свою истину. Не забывайте только, у всякого будет свой Горн, свой злой гений. Берегитесь его!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно