ПРАЗДНИК С ДЕТСКИМ ЛИЦОМ

Поделиться
Конечно, никто доподлинно не знает, каковы гении в детстве — и, хотя фантазировать можно сколько у...

Конечно, никто доподлинно не знает, каковы гении в детстве — и, хотя фантазировать можно сколько угодно, нам никогда не узнать, что творилось в головах юных Моцарта, Бетховена, Шопена… Зато вот уже второй раз благодаря совместным усилиям киевских музыкантов и педагогов публике предоставляется возможность познакомиться с самыми юными исполнителями, для которых нынешний конкурс в группе Горовиц-дебют стал первым серьёзным шагом в их творческой жизни.

Впервые эта номинация заявила о себе в 2000 году, сразу вызвав пристальное внимание как у публики, так и у профессионалов. Ведь помимо воспитанников столичной десятилетки в соревновании приняли участие и талантливые дети из ДМШ. К счастью, конкурс не превратился в провинциальный междусобойчик, и, хотя его международный статус по-прежнему не отличается широкой географией, у киевлян появилось много конкурентов, съехавшихся со всей Украины, а также из России, Польши, Беларуси, Финляндии и Израиля.

«Младший брат» конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица по требованиям существенно отличается от своего музыкального «родственника»: камерные программы, произведения по выбору участника, отбор по результатам одного тура — все это позволяет максимально расширить круг участников, чей возраст на момент проведения конкурса не должен превышать 14 лет. В этом году в киевском Доме учёных на протяжении четырёх дней проходили конкурсные слушания. Около семидесяти юных пианистов собрались здесь, чтобы принять участие в четырёх конкурсных номинациях, причём одна из них — новинка конкурса: исполнение одной части концерта для фортепиано с оркестром (в сопровождении второго фортепиано).

Наверное, самым радостным открытием конкурса для меня стало то, что уровень многих участников оказался действительно высоким. Особенно приятно было отметить профессионализм подготовки ребят из небольших городов, которые, конечно, имеют гораздо более скромные возможности, чем их столичные сверстники.

В который раз убедилась — детский взгляд на взрослое произведение интересен всегда, в особенности, когда сквозь грамотную педагогическую работу вдруг неожиданно проглядывает своеобразие характера самого исполнителя, его индивидуальность и артистизм. А именно эти качества с удивительной непосредственностью демонстрировали как более взрослые участники, так и самые маленькие, например, Настя Головань, которую жюри единодушно отметило призом как самую юную конкурсантку. В исполнении Насти на заключительном концерте прозвучала шутливая пьеска Шмитца «Микки-Маус».

В составе участников — характерная тенденция: количественно безоговорочно лидируют девочки, более сознательные и старательные в этом возрасте. Но что интересно — уже с первых аккордов можно в очередной раз увериться в том, что именно мужское начало в игре выглядит наиболее убедительным и зрелым, хотя без соседства с чуткостью и музыкантской тонкостью оно иногда превращается в откровенную грубость. Поэтому распределение призовых мест оказалось вполне закономерным и, в отличие от «взрослых» соревнований, лишённым нервного накала. Очень хотелось бы упомянуть здесь всех понравившихся ребят, каждый из которых по-своему оригинален и совершенно неповторим, однако придётся ограничиться лишь лауреатами первой премии, завоевавшими не только симпатии жюри, но и первую для многих из них профессиональную награду: Антон Коржаков, Вика Демиденко, Костя Тышко, Антуанетта Мищенко, Женя Гальцов и Настя Осоян стали новыми героями Горовиц-дебюта. И хотя такой титул весьма обязывает, ребята полны энтузиазма — ведь ничто так не вдохновляет, как признание публики.

Все дни камерный зал Дома учёных был переполнен: многим приходилось слушать конкурсантов стоя, и это один из тех немногих организационных недочётов, которых, хочется надеяться, удастся избежать в будущем. Но вот жаловаться на публику конкурсантам не пришлось — есть у музыкантов такое понятие: «добрые уши». Видимо, в этом также особая специфика этого конкурса, поскольку благожелательное отношение жюри и отсутствие характерного для взрослых конкурсов соревновательного напряжения создали буквально семейную обстановку, в которой детям, конечно же, играть значительно легче и привычнее.

Несколько слов о жюри, работой которого, как и два года назад, руководил профессор Национальной музыкальной академии Украины Валерий Козлов. В течение конкурсных дней свой непростой выбор пришлось сделать известным музыкантам с мировым именем — Тереза Дюссо (Франция), Намик Султанов (США), Анатолий Затин (Мексика) и Аркадий Севидов (Россия) сумели не только выделить самых достойных исполнителей, но и отметить тех, кто понравился своим артистизмом, умением держаться на сцене и общаться со слушателем.

Хотя подводить итоги всегда немного грустно, у нынешнего праздника с детским лицом нет повода печалиться, ведь даже для тех, кто выступил не лучшим образом, появился стимул для дальнейшего роста, совершенствования своих навыков и развития бойцовских качеств, без которых не одолеть конкурсный забег. А значит, спустя два года в Киев снова съедутся ребята из разных городов, регионов и стран, чтобы попробовать свои силы в непростом искусстве убеждать, покорять и очаровывать такими недолговечными, но подчас навсегда запоминающимися звуками.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме