ПРАВО НА КИНО

26 декабря, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 26 декабря-9 января

Среди всех событий, которыми в Киеве отмечалась 55-я годовщина Всеобщей декларации прав человека, н...

Среди всех событий, которыми в Киеве отмечалась 55-я годовщина Всеобщей декларации прав человека, несомненно, самым заметным и интересным стали Дни кино о правах человека, состоявшиеся в столичном Доме кино с 16 по 21 декабря при содействии коммерческих компаний «СКАЙД-ВЕСТ» и DHL.

Хитом Дней кино о правах человека стала украинская премьера ленты Майкла Винтерботтома «В этом мире». Показ данного фильма закономерно привлек зрительское внимание к фестивалю, ведь «В этом мире», обладатель «Золотого Льва» на Берлинале-2003, является в этом году европейским фаворитом интеллектуального кино. «В этом мире» — образец сверхмощного по психологическому влиянию фильма. Лента доказывает, что кризис идей в современном кинематографе не является окончательным, а цифровые технологии можно использовать не в сугубо эстетских или коммерческих целях, а для прогресса киноязыка. В фильме удачно воплощен синтез документального и игрового кино. Небольшая съемочная группа во главе с Майклом Винтерботтомом, вооружившись ручной цифровой камерой, сопровождала двух нелегальных эмигрантов из Афганистана в их путешествии в вымечтанный Лондон. Несмотря на очевидное наличие предварительного сценария, лента фильмовалась в «полевых условиях», с большой долей импровизации и персонажами, игравшими самих себя. Псевдодокументальная манера, неожиданно выбранная Винтерботтомом (в прошлом он снимал исторические ленты-экранизации), создает виртуозный сплав правды и фикции, а также позволяет зрителю почувствовать себя в коже нелегала, представить себе это состояние не через художественную реконструкцию или тенденциозную публицистику, а с помощью непосредственных чувственных переживаний. Постановочный элемент фильма мастерски вмонтирован в документально отснятое течение жизни. Благодаря этому в фильме появились сцены, которые невозможно отснять вживую, однако без них любой рассказ о нелегальном мире будет неполноценен (например, эпизод в грузовом контейнере, где нелегалы гибнут от удушья). Искусство такого класса влияет на ситуацию с правами человека сильнее, чем десятки семинаров и тонны исписанной декларациями бумаги. Финальный титр свидетельствует, что «исполнитель» главной роли, 16-летний афганский мальчик, по завершению съемок получил временный приют в Лондоне.

На фоне этого шедевра особенно проигрывала документальная программа фестиваля, где публицистически-конъюнктурный элемент преобладал над художественным. Фильмы на заказ, интересные лишь узкому кругу правозащитников, не отвечают задаче фестиваля — актуализировать проблематику прав человека средствами искусства. Тем не менее по-своему интересными были обсуждения правовой ситуации в Украине на материалах увиденных фильмов. Речь шла о правах детей и женщин, проблемах СПИДа, ситуации с правами человека в Украине. К счастью, были в программе ленты (например, российский «Вася» Андрея Загданского и украинский «Гамлет с хеппи-эндом» Александра Коваля), в которых рассмотрение ситуации с правами человека является не самоцелью, а средством показа трагедии человеческих судеб. А вот судьба фильма Андрея Шевченко «Лицо протеста», тоже включенного в документальную программу, иллюстрирует нарушение прав человека в Украине не хуже, чем его содержание. Ведь сразу же после создания он фактически оказался «на полке», так и не дойдя до телезрителей. «Лицо протеста» является первым украинским фильмом, пытающимся объективно и беспристрастно рассказать о массовых беспорядках во время акции «Украина без Кучмы» в 2000—2002 годах. В «Лице протеста» нет никакой крамолы, никакой политической заангажированности. Но ведь объективный показ событий пугает наших власть имущих более всего, так что картина вряд ли в ближайшее время попадет на телеэкраны. Понимая это, авторы вынуждены знакомить зрителей со своим произведением на полуподпольных «творческих вечерах». Недоступность этого фильма для широкой аудитории огорчает еще и потому, что «Лицо протеста» — высший пилотаж документальной публицистики. Телефильмов такого качества в Украине больше нет — власти намного удобнее кормить население грязным низкопробным «Пиаром». Андрей Шевченко дал возможность обеим сторонам высказаться о тех печальных событиях. Говорят обитатели палаточного городка на Майдане, говорят представители власти, милиции, силовых структур. И хотя безоговорочная объективность в публицистике невозможна, фильм Андрея Шевченко является суперважным первым шагом к осмыслению тех событий.

Беспристрастность и объективность — именно этим качествам могли бы поучиться у Андрея Шевченко израильские авторы, создававшие ленту «Женин... Женин». В ней речь идет о жестоком уничтожении арабского мирного лагеря израильскими войсками. Однако говорит в киноленте только потерпевшая сторона — жертвы военной атаки, которые в течение часа рассуждают о своей ненависти к Израилю и желании отомстить агрессорам. Следовательно, непредоставление слова другой стороне в этом фильме ведет к его абсолютной неконструктивности — объясниться с врагом намного сложнее, чем с оружием в руках отстаивать собственные интересы.

Не боятся говорить о своих проблемах в соседней Турции. Как известно, ситуация с правами человека в Турции — основное препятствие, мешающее этой стране нарушить законы географии и присоединиться к Европе. По-видимому, турецкое стремление в ЕС не является сугубо декларативным, ведь зловещие исчезновения людей там не замалчивают, а фильмы по этой тематике на полку не кладут. Турецкая лента «Нигде больше» (2002) рассказывает о поисках матерью своего сына, исчезнувшего из-за своих политических убеждений. И хотя все усилия матери оказываются напрасными, а лента грешит одномерной драматургией, появление такого фильма не может не произвести положительное впечатление на разнообразные комиссии по правам человека.

Остальная фестивальная программа (французское «Время пьяных коней», «Источник моей истории» из Буркина-Фасо, британское «Небо: молчаливый свидетель») воспроизвели столько человеческих страданий и оголили столько болевых точек современной цивилизации, что в конце Дней кино о правах человека зрители чувствовали нечто по типу катарсисного очищения. Организаторы фестиваля (управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, международный фонд «Відродження», Украинская ассоциация международной амнистии, Центр информации и креативной деятельности «Верум» и Центр современных информационных технологий и визуальных искусств) оправдали лозунг Дней кино о правах человека: эти фильмы не оставили нас равнодушными.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно