ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЯСНОСТИ? - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЯСНОСТИ?

7 июля, 2000, 00:00 Распечатать

Нынешний театральный сезон Одессы обнаружил интересную тенденцию. Театры и студии в своих постановках пытались переосмыслить прошлое, а то и войти в одну и ту же реку дважды...

Нынешний театральный сезон Одессы обнаружил интересную тенденцию. Театры и студии в своих постановках пытались переосмыслить прошлое, а то и войти в одну и ту же реку дважды. Неудивительно: на пороге нового тысячелетия хорошо бы извлечь уроки из ранее пережитого. Как ни парадоксально, одна из премьер уже сошла со сцены Одесского русского драматического театра имени А.Иванова. Это мюзикл (!) «Тень» Матея Малецкого и Войцеха Млынарского по одноименной пьесе Евгения Шварца в постановке Виктора Стрижова.

А вот камерный спектакль того же театра по пьесе Гарольда Пинтера «Любовник» наверняка продержится на сцене не один сезон. Режиссер и исполнитель главной роли Геннадий Скарга при всех огрехах, включающих допотопную сценографию, умудряется вывести сюжет за рамки конфликта американской супружеской пары шестидесятых годов. Ведь человечество до сих пор не придумало, как сделать женщину в браке по-настоящему счастливой. Правда, и задумываться над этой проблемой стали относительно недавно.

Почти одновременно с премьерой «Любовника» состоялась премьера комедии Ярослава Стельмаха «Норовливий» на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра имени В.Василько. Здесь зрители оказались погруженными в условно-сказочную атмосферу патриархальной Украины. Пьесу можно определить как «коктейль» из тем Мариво, Кальдерона, Мольера на основе традиций Карпенко-Карого и Старицкого. Спектакль, поставленный Игорем Равицким, уже увидели столичные зрители, отнеслись к нему неоднозначно, а вот одесситы его полюбили. Успех у зрителей окрылил и самих исполнителей, которым, по их собственному признанию, пришлось нелегко во время репетиций. Возможно, такие спектакли, как «Норовливый», сумеют возродить в Одессе интерес к народной культуре, к национальным характерам.

Традиционная, казалось бы, новогодняя сказка театра «Тур де форс», в котором играют молодые артисты, студенты, оказалась маленьким шедевром. Пьеса «Принцесса по имени...» написана и поставлена руководителем «Тур де форс» Натальей Князевой, поставлена на сцене ТЮЗа. Сюжет красочного действа таков: в момент смены тысячелетий сказочная Принцесса (Карина Грозова) решает судьбу всей планеты. От того, какой из подарков своих гостей она выберет (среди подношений есть и наводящий на печальные ассоциации дурманящий порошок, который преподносит Король Безумного Веселья), зависит очень многое. В частности, имя, отныне обретаемое Принцессой. Надо было видеть, как зрители-подростки в финале приветствовали Принцессу Рассвета! Сам ТЮЗ в те же дни выпустил добротный вариант «Леса» Александра Островского в постановке Владимира Наумцева.

А русский драматический театр порадовал спектаклем «Рождественские грезы» по пьесе Надежды Птушкиной в постановке Геннадия Офенгейма. Действующие лица «авантюрной комедии» Софья Ивановна (Ирина Раева) и ее дочь Татьяна (Тамара Мороз) коротали вечер при свечах, читая вслух Диккенса и сожалея о бесцельно прожитой жизни. Соль зрелища оказывалась в том, что плановые отключения электроэнергии, о которых говорится в пьесе, нередко совпадали с одноименным бедствием в театре. В кромешной тьме зрители оживлялись и прощали театру погружение в пучину быта под видом рождественских грез.

Постановка театра «Гэвэл гэволим» («Суета сует») на сцене Одесского общества еврейской культуры — десятая работа коллектива. Режиссер-постановщик спектакля «Трудные люди» Валерий Бассель сумел поэтичную пьесу популярного израильского драматурга Йосефа бар-Йосефа о жизни евреев в Великобритании шестидесятых годов превратить в спектакль о каждом из зрителей. Одним из секретов успеха режиссера было устройство сценической площадки. Актеров отделяли от публики только тюлевые занавески, так что зрители оказались как бы за окном одного из домов крупного английского города (художник Наталья Рябова).

На старой сцене Одесской оперетты, то есть в нынешнем ТЮЗе, бывшая звезда театра Галина Жадушкина восстановила спектакль по двум камерным произведениям Жака Оффенбаха «Две свадьбы в одну ночь». Лет пятнадцать назад это представление с ее участием, срежиссированное Зиновием Аврутиным, получило хорошую прессу и было снято для местного телевидения. На теперешней большой сцене музкомедии имени Михаила Водяного состоялся экскурс в еще более далекое прошлое.

Театралы со стажем обожают вспоминать аналогичную постановку 1966 года. В то время мюзикл Кола Портера «Целуй меня, Кэт», написанный в 1948 году, сам по себе был явлением, востребованным временем. Постановка Матвея Ошеровского была воспринята как некий глоток свободы. Чего стоил, например, огромный транспарант с надписью «Kiss me, Kat» (экая крамола!). А молодая прекрасная блондинка Людмила Сатосова в роли Лилли Ванесси лихо отплясывала на столе, что придавало зрелищу дополнительное обаяние скандала... Почему же в двухтысячном году Владимир Подгородинский вновь ставит в Одессе «Целуй меня, Кэт»? На этот вопрос сложно ответить. Легче предсказать, что облик спектакля не будут вспоминать сорок лет спустя, хотя на сцене в изобилии парча, бархат и прочие прихоти роскоши.

Между тем в русский драматический театр пришел новый инициативный директор Виктор Митник. И пожелал в корне изменить сложившуюся ситуацию, выпустить один за другим два спектакля в постановке крупных режиссеров. «Ричард %%%%%%%%%%%%» Шекспира, поставленный Александром Дзекуном, киевляне наверняка увидят этой осенью, поэтому распространяться о нем не стоит, достаточно упомянуть, что в главной роли в новом амплуа предстает артист Олег Школьник, исполнитель роли Семена Марковича в популярной телепередаче «Джентльмен-шоу». В спектакле заняты также учащиеся Одесского театрального лицея. Те же ребята и многие другие участвовали в учебном спектакле «Русский инвалид» за 18 июля», созданном руководителем лицея Анатолием Падукой и выпускником Александром Онищенко. Велик еще творческий потенциал Одессы! А о несостоявшемся альянсе с Андреем Жолдаком Виктор Митник не особо сожалеет. Ну не может одесский театр платить приглашенным режиссерам фантастические гонорары и создавать фантастические условия! Это данность, с которой не поспоришь.

Под занавес уходящего сезона украинский музыкально-драматический театр восстановил двухлетней давности спектакль «На краю п@@@@дводного неба» по пьесе Сергея Щученко с талантливыми молодыми актрисами Ольгой Петровской и Аллой Бродской. Поставленный Игорем Равицким сюжет из жизни экзотических островитянок заставил ужаснуться первобытной дикости и жестокости (увы, присущей человечеству и сегодня) и погрустить о блаженной эпохе единения с природой, публику же не покидало ощущение: идет спектакль об Украине...

Ностальгически привлекательным мог бы получиться на той же сцене юбилейный проект актрисы Станиславы Шиманской «Х@@@@ти твоєї бабус@@@@» по мотивам комедии Геннадия Мамлина «Салют динозаврам!». Мог бы, да не получился, и дело тут не в режиссуре Владимира Туманова. Завлит театра Любовь Федченко перевела пьесу в полном смысле слова с русского на суржик, посрамив при этом сценаристов передачи «Полное мамаду». Ибо произнести «кофэ», «кофэйный», «парык», «бэздара», «пыр на вэсь мыр» может себе позволить какой-нибудь карикатурный «больной Крысюк», но не нормальная героиня нормального спектакля нормального украинского театра.

Артисты ТЮЗа Наталья Батрак и Егор Коршунов, а также актриса русского драматического театра Ирина Токарчук, она же Симочка из «Джентльмен-шоу», призвав себе на помощь режиссера Сергея Якубенко («Мастерская Петра Фоменко»), сыграли на сцене театра юного зрителя детективную трагикомедию Азиза Несина «Убей меня, голубчик!». Пожилые турецкие ханым и эфенди предаются воспоминаниям о молодости, которая кажется прекрасной. Им хочется хоть на миг продлить праздник жизни, и это порой не только смешно, но и трагично. Молодые исполнители посвящают зрителей в тонкости отношений между героями, и публика заново учится испытывать от этого удовольствие.

Новый сезон плавно перетекает в двадцать первый век. Вряд ли он будет разительно отличаться от предыдущего, впрочем, поживем — увидим. Важно другое. Театральная Одесса хочет перемен и ищет пути к своей, пусть не так, как во время оно, но все еще требовательной публике.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно