Посол Польши в Украине Генрик Литвин: «По поводу шедевров Альтомонте не должно быть спекуляций, они принадлежат Украине»

Поделиться
Наша позиция открыта. Она заключается в том, чтобы эти шедевры вернулись в украинский город Жолква и именно там экспонировались.

Среди ряда совместных украинско-польских культурных проектов есть один «батальный проект», вызывающий сегодня в нашем социуме вопросы, полемику, эмоции. Речь идет о бесценных батальных картинах известного итальянского художника XVII в. Мартино Альтомонте (из фондов Львовской национальной галереи искусств): «Битва под Веной» (1688; размеры 806 х 813 см) и «Битва под Парканами» (1692; размеры 886 х 782 см). Сейчас эти полотна экспонируются в Олесском и Золочевском замках на Львовщине - кстати, не в лучших для этого условиях.

Тем временем польская сторона предложила восстановить историческую справедливость и вернуть шедевры на их прежнее место - в римско-католический костел Святого Лаврентия в Жолкве. Именно для этого храма в свое время и были созданы картины по заказу польского короля Яна ІІІ Собеского (1674-1696), и именно с этим сакрально-живописным сюжетом поляки связывают свои особые чувства: гордость за исторические победы Речи Посполитой. Эти эмоции также понятны.

На страницах ZN.UA проблема частично освещалась (см. «Батальные сцены вокруг сокровищ Возницкого», ZN.UA №21 от 08 июня 2012 г.). Продолжение темы - в эксклюзивном интервью для ZN.UA посла Польши в Украине Генрика ЛИТВИНА.

- Господин посол, конечно, вам известно, что картины Альтомонте едва не спровоцировали «раздор» в культурной среде. Музейщики Львовщины настаивают на том, что картины не должны менять «дислокацию». Польская же сторона предлагает свой вариант - возвращение к истокам, то есть в город Жолква.

- Вокруг этой темы, как вы заметили, действительно есть эмоции. Я бы даже сказал - недоразумения и ошибки. Хочу отметить четко, откровенно. Не может быть даже речи о том, чтобы шедевры Альтомонте, являющиеся собственностью Львовской галереи, каким-то «непредвиденным» образом оказались в Польше… Эти живописные шедевры принадлежат Украине. И именно в Украине они должны экспонироваться. Имеется в виду городок Жолква. Территория Украины. Львовская область. Римско-католический костел Святого Лаврентия. Жолква, как известно, расположена в 25 километрах на север от Львова и в 35 километрах от украинско-польской границы. И по этому поводу не должно быть никаких спекуляций. Картины Альтомонте, повторяю, культурная собственность Украины. Вместе с тем - это наша общая культурная, историческая ценность.

У украинцев и поляков на самом деле много общего в истории, в культуре. Много у нас общих достижений, но, к сожалению, также много общих потерь, в частности в период Второй мировой войны и после нее…

Потому наша идея и предложение заключается в том, чтобы картины Мартино Альтомонте «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» вернулись в свое аутентичное пространство, которым является уникальная архитектурная среда, предусмотренная для работ самим автором. Важно, чтобы украинцы и поляки, а также туристы из других стран, которым представится возможность приехать в Жолкву, также ощутили все величие гениального замысла Альтомонте, итальянского мастера, блестяще выполнившего заказ короля Яна ІІІ Собеского. Эти работы стали и художественным триумфом живописца, и важным символом для народов Речи Посполитой. Ведь битва при Вене была значимым этапом в 300-летней войне государств Центральной Европы против Османской империи. Именно тогда турецкие войска потерпели сокрушительное поражение, после чего им было сложно восстановить прежнюю мощь.

- Как известно, польская сторона стала инициатором реставрации картин Альтомонте. Можно уточнить, средства на реставрацию все же поступили от Европейского Союза, как утверждают некоторые наши СМИ, или же это затраты исключительно министерства культуры Польши?

- Было соглашение между Львовской галереей искусств и министерством культуры Польши, согласно которому в течение почти четырех лет «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» находились в нашей стране, где и проходил процесс реставрации, финансированный из бюджета министерства культуры Польши, то есть из бюджета нашего правительства. Никаких средств от Евросоюза не было. На реставрацию этих картин Альтомонте потрачено почти 5 млн. злотых, то есть 1 млн. 250 тыс. евро. Это большие деньги, но мы готовы и дальше продолжать сотрудничество, поскольку это наше общее с Украиной дело. К тому же наша страна, которая во время Второй мировой войны потеряла много культурных ценностей, чрезвычайно заботится о развитии реставрационного искусства, у нас много прекрасных специалистов. Собственно, польская школа реставрации признана во всем мире. Каждый год летом в Польше организовываются мастер-классы для реставраторов из многих стран. Потому мы и предложили свою помощь, предполагая возможность возвращения этих работ на их историческое место - в костел Святого Лаврентия. Определенные формальные требования по этому поводу не выдвигались, но в таких вопросах действуют общепринятые подходы и нормы.

Как известно, после реставрации работы Альтомонте экспонировались в Варшаве и Вроцлаве. Все это происходило в рамках нашего соглашения с украинской стороной. Уже потом польская сторона передала картины во Львовскую галерею в Украину, и именно тогда развернулась дискуссия, что делать дальше. Дебаты, собственно, не столько «начались», сколько стали более публичными, интенсивными. В рамках обсуждения упоминались якобы разные «аргументы» польской стороны, которых на самом деле никогда не было, потому что, отмечу еще раз, наша сторона никогда не ставила вопрос передачи Польше картин Альтомонте. Никогда.

Наша позиция открыта. Она заключается в том, чтобы эти шедевры вернулись в украинский город Жолква и именно там экспонировались. В свою очередь, Львовская галерея хотела бы видеть эти картины в замках близ Львова. В то же время с нашей стороны есть некоторые замечания относительно технического состояния и условий размещения именно в этих замковых объектах.

Кроме того, нужно помнить, что речь идет не только о двух известных картинах, - есть и две другие, которые в разное время появились в Жолкве. Одна из них - «Битва под Клушино» (первая половина XVII в.), написанная во времена, когда владельцем Жолквы был Станислав Жолкевский. Когда же владельцем города стал Ян ІІІ Собеский, он заказал «Битву под Хотином» и две следующие, известные картины Альтомонте, о которых сегодня так много говорят.

Польский король лично познакомился с Альтомонте и пригласил художника в Жолкву. Гениальный мастер, как только вошел в костел, сумел оценить архитектурную самобытность сооружения и писал свои картины, учитывая пространственные особенности этой святыни. Картины стали особой и непременной составляющей уникального интерьера костела Святого Лаврентия. Художник старался создать у посетителей костела и определенное оптическое восприятие, чтобы человек, рассматривая картины с того или другого места, становился непосредственным участником изображенного на полотне отдельного батального фрагмента. И именно это - замысел художника - нужно прежде всего учитывать.

Опять-таки, следует учитывать и наличие в костеле двух других «батальных» художественных работ. Это - «Битва под Хотином», полотно известного художника из Гданьска Андреаса Штеха, посвященное первой большой победе Яна Собеского над турками в 1673 году, - события, которое и принесло Собескому корону Польши. Еще одна уже упоминавшаяся мной картина - «Битва под Клушино», самая старая из четырех, посвященная победе основателя Жолквы и деда будущего короля Яна ІІІ Собеского, коронного гетмана и канцлера Станислава Жолкевского над русскими войсками под Москвой в 1610 году.

- Украинские музейные деятели имеют серьезные аргументы и волнуются по поводу гарантий надлежащего хранения шедевров Альтомонте (и вообще шедевров) в действующем жолковском костеле. Ведь там проходят службы.

- Этот костел сейчас в очень хорошем техническом состоянии. Было несколько этапов его восстановления и реставрации, в ходе которых Польша предоставляла максимально возможную помощь. Подчеркиваю: этот костел имеет особое значение как для поляков, так и для украинцев. Это наша общая тема. И Жолкевский, и Собеский - фигуры, оказавшие огромное влияние на весь исторический процесс. Есть почет и благодарность, есть память о ярких страницах нашей истории… именно тех страницах, которые утверждали наши общие победы. Особый интерес в этом вопросе проявляет и министерство обороны нашей страны.

Напомню, что костел Святого Лаврентия в Жолкве был передан католической общине еще в конце 80-х гг. Уже тогда нашлись большие энтузиасты, начавшие организацию реставрационных работ. Многое мы сделали. Сама Жолква - уникальный город на карте Украины. В нем есть замок, греко-католическая церковь, синагога, старые каменные строения, еще один старинный костел.

Во Второй мировой войне перечисленные памятники почти не пострадали. В Австрийской империи с этим проблем не было. Представьте себе, что Жолква не понесла глобальных культурных потерь в ходе Первой мировой войны, хотя в отдельных местах потери действительно были, но относительно небольшие. Вторая мировая война также не была жестокой к жолковским памятникам. Уже потом, после 1945-го, костел запретили использовать, собственно, как сакральное сооружение. В нем оборудовали склад. Была уничтожена подземная могильная крипта: разбиты саркофаги, осквернены останки погребений Жолкевских, Даниловичей и Собеских, разбиты установленные в костеле мраморные надгробия, сожжено деревянное убранство интерьера - части алтаря, католические исповедальни, скамьи.

Такое отношение к историческим памятникам было, в некоторой степени, частью политики тогдашней советской власти. Известны случаи, когда специальные отряды комсомольцев приезжали туда, где были храмы, сбивали со стен деревянные элементы, потом все это жгли…

И именно Борис Возницкий уже после Второй мировой войны спасал неоценимые образцы культурного наследия Украины, Польши, в частности картины Альтомонте, которые, благодаря его усилиям, перешли в собственность Львовской картинной галереи. К сожалению, экспонирование полотен в музее-заповеднике Олесский замок было, так сказать, частичным, поскольку высота помещения составляла только 4,5 метра, а высота картины Альтомонте «Битва под Веной» - свыше восьми метров. Потому важный пространственный замысел Альтомонте не мог быть воплощен в новом интерьере замка.

Со своей стороны, господин Возницкий, великий культурный подвижник, сделал все возможное, чтобы произведения искусства продолжали свою жизнь. Другое дело, что не всегда ему хватало возможностей и средств на реставрацию. Соответствующего места тоже не было. Когда в начале 90-х годов я работал во Львове, то посетил Олесский замок. Именно там демонстрировали одну из картин Альтомонте, но - подчеркиваю - демонстрировали лишь ее часть. Вторая часть была свернута в рулон. Не хватало места для полной и достойной ее экспозиции, но, к счастью, шедевры все же сохранились.

Хочу также отметить, что сам украинский городок Жолква может быть примером того, как наши две страны могли бы вместе сотрудничать на культурном и историческом направлениях. В самом деле, есть общее культурное наследие - произведения великих мастеров, созданные именно на этих территориях во времена существования первой Речи Посполитой, и я не думаю, что можно или нужно разделять и подсчитывать, сколько в этом процентов польского, а сколько - украинского наследия. Это - наши общие традиции, это - наша общая культура.

Чтобы лучше всего сохранить спасенные в трудные времена сокровища, следует работать только вместе. Так же в этом направлении мы должны сотрудничать и с Беларусью - ведь в определенном смысле мы принадлежим к трем самым несчастным странам Европы, которые в ходе Второй мировой войны потеряли так много своих культурных ценностей…

Итак, с нашей стороны не существует никакого конфликта. Есть только предложение, пожелание, идея. Пожалуйста, давайте реализуем общими усилиями важную историческую миссию - вернем костелу Святого Лаврентия в Жолкве его исторический вид. Тем более что уже так много сделано. И сам костел подготовлен к тому, чтобы в нем были размещены картины. Можно сделать еще больше, можно и эти условия улучшать.

- Какие могут быть главные риски с точки зрения техники безопасности?

- Безопасность, опять-таки, зависит от нас. Бесценные картины Караваджо тоже демонстрируются в костелах, например, в римском соборе Сан Луиджи деи Франчези, Санта-Мария дель Пополо… А это невероятно ценные работы. И, в принципе, с учетом современных технологий, на сегодняшний день вопрос технического оборудования и обеспечения охраны не настолько сложный.

Дело не в том, музей это, костел или фондохранилище… Дело в том, какое оборудование и какое организационное обеспечение будут сопровождать экспозицию.

Вместе с тем существует и более широкая тема для общих культурных проектов между нашими странами. Жолква, уникальный городок в Украине, мог бы стать одним из интересных туристических центров. К счастью, с древних времен здесь осталось еще много памятников…

- А поляки сегодня испытывают потребность ехать именно в Жолкву? Чтобы увидеть там костел, другие исторические реликвии?

- В этом есть большой интерес, который должен побуждать нас к расширению взаимодействия. Я чувствую его и с украинской стороны. Ваши музеи и галереи удовлетворены сотрудничеством с польскими реставраторами. И такая работа должна стать еще более активной.

Для меня особенно важно превратить историю жолковских картин Альтомонте в образец взаимного межгосударственного сотрудничества в области культуры - то есть в положительный пример. Еще раз подчеркиваю: в этом вопросе нет оснований для конфликта, есть исключительно тема согласования наших общих культурных приоритетов.

- Министерство культуры Украины предлагало формулу «депозита». Якобы по этой формуле не предполагается никакой возможности передачи из музейных государственных фондов Украины их сокровищ, однако существует мировая практика, которой пользуются разные страны… Что скажете по этому поводу?

- Может быть «депозит» галереи. В самом деле, есть много экспонатов в «депозитах» в разных местах. Это теоретически возможная форма. Но нужно иметь соглашение, желание… желание прежде всего владельца фондов.

- Известно ли вам желание нового руководителя Львовской галереи искусств Ларисы Возницкой?

- Убежден, что на эту тему нужно спокойно разговаривать и договариваться. Если бы наше предложение не было полезным для украинской стороны, для самих картин, то не следовало бы и двигаться в направлении таких договоренностей. Рано или поздно, я уверен, мы согласуем все условия: спокойно, без эмоций, без опасений, что поляки что-то отберут.

- Украина может выдвинуть и свои предложения, идеи. Скажем, чтобы и Польша что-то предложила Украине в «депозит».

- В этой ситуации не может быть даже речи о каком-
либо торге. Какой торг? То, что было в Украине, в Украине и остается. К тому же Украина получила 5 млн. злотых в виде отреставрированных батальных полотен. Кроме того, мы готовы продолжать сотрудничество. В принципе, Польша всегда оставалась открытой в делах, связанных с культурным достоянием, интересным для украинцев… Что прежде всего интересовало украинцев в Польше, о чем прежде всего говорилось? О коллекции библиотеки Стефаныка… В связи с тем, что после Второй мировой войны бывшая библиотека Оссолинских была арбитражным способом разделена между Польшей и Украиной, в начале 90-х гг. прошлого века возникла концепция перенесения рукописей книг и старопечатных книг в Польшу ради полноты собрания. Это вызвало сопротивление украинской стороны, и на некоторое время с библиотекой сложилась патовая ситуация. Со временем польская сторона предложила осуществить оцифровку всех фондов Оссолинеума, продолжающуюся до сих пор. При этом используется самое современное оборудование, и материалы, которые уже переведены в цифровой формат, доступны посетителям как во Вроцлаве, так и во Львове. Сотрудничество украинской и польской сторон в этом аспекте решило проблему с перенесением архивов, а самое главное - позволяет всем желающим ознакомиться с полным собранием легендарного Оссолинеума.

- Господин посол, в свое время вы работали во Львове?

- Да, три года и три месяца. С 1991-го по 1994 год.

- В самый пик распада Советского Союза?

- И именно тогда я посещал костел Святого Лаврентия, когда он еще стоял в заброшенном состоянии.

- Знаю, что польская сторона еще в советские времена, в 80-е, якобы хотела вернуть работы Альтомонте?

- Мне об этом неизвестно. Мне известно только, что после 1991 года возникло желание вернуть первоначальный вид костелу Святого Лаврентия. И это лучшее, что можно было сделать. Добавлю, в Жолкве становится все больше сторонников восстановления исторических ценностей и памятников города.

- В какой степени высшее руководство Польши заинтересовано в полюбовном решении ситуации с картинами Альтомонте?

- Безусловно, наш президент также заинтересован во взаимополезном решении вопроса. Он сам, в свое время еще как министр обороны Польши хлопотал о том, чтобы из бюджета министерства обороны выделялись средства на восстановление крыши костела Святого Лаврентия в Жолкве. С тех пор он хорошо осведомлен о деталях этой истории. И наш президент, конечно, заинтересован, чтобы Украина и Польша имели в этом вопросе только положительный результат. Но есть юридический владелец, и именно ему решать, что важно и что нужно сделать, чтобы снять напряжение, которого на самом деле не должно быть. Дело за специалистами. Галерея батальных картин в Жолковском костеле - для Украины и Польши настоящее сокровище и общая большая промоция в мире. Собственно, к этому, как к общему вопросу, мы и подходим абсолютно открыто, считая, что просто необходимо больше общаться и чаще вспоминать о нашей общей истории.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме