Посол Польши в Украине Генрик Литвин: "Из всех европейских наций из своего культурного наследия больше всего потеряли украинцы и поляки"

Поделиться
Посол Польши в Украине Генрик Литвин: "Из всех европейских наций из своего культурного наследия больше всего потеряли украинцы и поляки"
Украина сегодня переживает заметную и понятную новую волну увлечения польской культурой, историей, языком. Причины этого кроются и в традиционных исторических, и в недавних "тектонических" сдвигах, когда общественные и политические процессы выходят на новый уровень межгосударственных отношений. Собственно, о художественных процессах, исторических и культурных параллелях - в интервью ZN.UA с послом Польши в Украине Генриком Литвином.

На "Книжном Арсенале", открывшемся на этой неделе в Киеве, заметен и ощутим именно польский "акцент". Здесь представлены произведения нескольких известных польских авторов, среди которых Яцек Денель, Лидия Осталовская, Станислав Лубенский, Леон Вишневский. Особое событие в рамках "Арсенала" - презентация книги Мариуша Коженевского "За золотыми воротами" (об общественно-культурной деятельности поляков в Киеве в 1905–1920 гг., перевод на украинский язык).

Украина сегодня переживает заметную и понятную новую волну увлечения польской культурой, историей, языком. Причины этого кроются и в традиционных исторических, и в недавних "тектонических" сдвигах, когда общественные и политические процессы выходят на новый уровень межгосударственных отношений.

Собственно, о художественных процессах, исторических и культурных параллелях - в интервью ZN.UA с послом Польши в Украине Генриком Литвином.

- Господин посол, на "Книжном Арсенале" особое внимание привлекла книга Мариуша Коженевского "За золотыми воротами", в которой автор определяет роль и место поляков в Киеве конца XIX - начала ХХ века… Что вы можете сказать об этом издании?

-Книга необычайно интересная, она появилась шесть лет назад. В ней показана история, в которой поляки были не субъектом какой-то экспансии, а органичным элементом украинского общества, вместе с украинцами делали общее дело, были активной частью организма города. Тут следовало бы напомнить о переписке Тараса Шевченко с поляками, жившими в Украине… Эти контакты были удивительно тесные. И поляки отвечали Тарасу Григорьевичу
письмами на украинском языке. Вообще, это была среда, где поляки и украинцы жили весьма близко друг к другу. Это необходимо помнить, осознавать. И уже позже в первом правительстве УНР был польский министр сельского хозяйства Станислав Стемповский. Был и польский заместитель министра в министерстве внутренних дел - Генрих Юзевский, отвечавший за безопасность государства. Эти этничные поляки жили в Киеве и вошли в состав украинского правительства, чтобы доказать, что делают общее дело… Позже Юзевский был министром внутренних дел и воеводой в Польше, автором, так сказать, концепции согласия между поляками и украинцами в межвоенной Польше. Он был другом Симона Петлюры, прятал его в своей польской квартире перед эмиграцией Петлюры во Францию. Уже впоследствии, как работник польской разведки, Юзевский готовил украинских патриотов, боровшихся против советской власти в Украине. Так что это тема, требующая глубокого изучения и осмысления.

- Вы не будете отрицать, что культурные отношения между нашими двумя странами в последнее время действительно неимоверно оживились: все больше людей хотят досконально выучить польский язык, увеличивается количество и качество общих культурных проектов, инициируемых Польским институтом в Украине.

-Да, люди поняли, что эти связи - не случайны, многие украинцы имеют польские корни. Можно говорить о периоде XVI–XVIII веков, когда поляки и украинцы жили в одном государстве. И я думаю, оно создавалось под влиянием польской политической мысли и охватило свободные элиты разных наций - не только поляков, но и украинцев тоже.

- Отталкиваясь от этих параллелей и отголосков, что, на ваш взгляд, нужно делать в культурном аспекте, чтобы взаимообмен углублялся, а в общей истории люди видели не только то, что их разъединяет, но и то, что объединяет?

-Надо создавать структуры для обмена мнениями между важными средами - писателей, музейщиков, историков, журналистов. Сделано уже много, и есть положительные эффекты последних лет. Хотя необходимо делать еще больше, думать об основных направлениях сотрудничества - не только на уровне историков, но и тех, кто пишет школьные учебники… Следует внести изменения, чтобы подготовить людей к неконфронтационному взгляду на историю.

Конфликты мы замечаем всегда, однако обходить их в наших дискуссиях также неразумно. Тем не менее, не надо сосредоточиваться лишь на них. Если будем говорить спокойно, каждый согласится, что для решения важных вопросов конфликты ничего не дают, никого не развивают. То, что в свое время было создано общими усилиями наших наций, - это главное. И в материальной культуре тоже. Мы должны обращать внимание не только на то, как боролись наши предки между собой, но и на то, что создали совместно. А вместе действительно создано многое…

- Пан Генрик, вы, бесспорно, подтвердите мнение о "взрыве" современного польского кино. Недавний "Оскар" фильму "Ида" - подтверждение этого тезиса. Что можете сказать о популярнейших трендах современного польского искусства?

-Действительно, сегодня Польша предлагает много культурного продукта, отвечающего мировым тенденциям. И, разумеется, это не остается незамеченным. Немало произведений искусства отмечены престижными наградами. Польская культурная жизнь - насыщенная, бурная, продуктивная. В определенной степени, конечно, благодаря членству Польши в ЕС. Границы открыты - в частности и для творцов. Налаживаются постоянные контакты. На мой взгляд, польские художники чрезвычайно открыты миру. Возможно, они лучше других чувствуют происходящее в нынешнем мироздании, поскольку живут не только на родине, но и много путешествуют.

Конечно, как вы справедливо заметили, успех сопутствует и авторскому польскому кино. В определенной степени, этот успех - заслуга Польского института киноискусства, основанного в 2005 г. Это учреждение оказывает финансовую помощь созданию фильмов. Решение о ее предоставлении принимают не чиновники, а комиссии, состав которых постоянно меняется. Их членами являются режиссеры, сценаристы, кинокритики, журналисты... Ни одна система не может быть идеальной, но если посмотреть на процесс кинотворчества в Польше, можно увидеть успехи, результаты, новые явления, конкуренцию между режиссерами и актерами. То есть кинематографический букет сегодня намного больше и ярче, чем ранее. Да, есть много контрверсионных кинопроизведений, много экспериментов, но не все из них станут классикой кино… И это уже вопрос истории - определять, кому в ней оставаться, а кому - нет.

- А вот, например, фильмы Анджея Вайды - все ли они, на ваш взгляд, останутся в истории мирового кино?

- Не все. Анджей Вайда - выдающийся режиссер, снимавший фильмы для нескольких поколений. Некоторые уже стали частью истории польского кино. Конечно, есть его современные работы, которые мы воспринимаем с большими эмоциями…

- Если мы говорим о новой волне заинтересованности украинцев польской культурой, историей, языком, то… Что можете сказать об обратной связи - в какой мере современные поляки хотят именно сегодня открывать для себя украинскую культуру, украинские традиции?

- Откровенно говоря, мы работали в этом направлении много лет подряд. Поэтому поляки и готовы поддерживать украинцев в их трудном положении. Готовы открывать пласты украинской культуры, истории. Разумеется, речь идет не о каждом поляке. Но культурная и политическая элита были готовы к этому и в начале 1990-х, и даже раньше, когда началось переосмысление и перенаправление отношения к Украине и украинцам. Когда начал происходить процесс отхода от конфронтационных стереотипов. Хотя, не скрываю, остатки негативного мышления в Польше еще есть. Впрочем, большинство поляков все же положительно настроены к украинцам. Возможно не все имеют глубокие знания украинской культуры и истории… Но всегда есть определенная картина, создаваемая ТВ. И такая картина в Польше об Украине уже длительное время позитивна. Когда начался Майдан, это была удивительная волна положительных эмоций. Это касается и первого Майдана-2004, и Майдана-2013–2014. Борьба украинцев за независимость важна и для нас. Поляки это осознали. Ведь это защита того, что ценится в Европе. Речь о независимости национальных государств. И если центральная Европа не будет органичной системой независимых демократических национальных государств, то раньше или позже мы очень многое потеряем…

Украина сегодня ведет большую борьбу. Мы, работники посольства, когда ездили в Варшаву во время Майдана, чувствовали огромную заинтересованность событиями в Украине. Чувствовали и беспокойство о последствиях активности нашего соседа - России. Это время испытаний. Украина защищает не только себя, но и систему независимых демократических государств Центральной и Восточной Европы. Построение этой системы началось в 1918-м, продолжилось после Второй мировой войны… Но не было завершено. Закончился этот процесс только в начале 1990-х… И теперь это надо защищать - стабильность, будущее, надежду на скорое экономическое развитие целого региона.

- В предыдущем номере нашей газеты, в интервью с директором Львовской галереи искусств Ларисой Возницкой снова возникла тема, крайне резонировавшая несколько лет назад. Речь идет о знаменитых батальных картинах известного итальянского художника XVII в. Мартино Альтомонте (из фондов Львовской национальной галереи искусств) - "Битва под Веной" и "Битва под Парканами". Эти полотна экспонируются в Олесском и Золочевском замках на Львовщине, а польская сторона уже длительное время предлагает вернуть известные картины на их аутентичное место - в римо-католический костел Святого Лаврентия в Жолкве. Как известно, именно для этого храма картины и были созданы по заказу польского короля Яна ІІІ Собеского… По словам историков, это не просто картины, а символ гордости Речи Посполитой своими победами. Что можете сказать об этом?

-Вопрос до сих пор не решен. Нет готовности двигаться в предлагаемом нами направлении. Еще дают себя знать элементы старого мышления о "конкуренции" в вопросах истории: все делится на польское и украинское. Впрочем, мне кажется, что для всех нас было бы куда полезнее изменить некоторые подходы к нашему общему прошлому. Разумеется, судьбу картин имеют право решать украинские музеи.

Как известно, две картины Альтомонте были восстановлены именно в Польше - за 1 млн евро, потом эти работы вернулись в Украину. Сам художник, когда создавал свои полотна, сначала поехал в костел в Жолкве, увидел архитектурное пространство, был сознательно настроен на определенное место, где эти картины будут восприниматься органично.

Речь идет не только о картинах Альтомонте, есть ряд других работ, создающих определенный художественный комплекс, особое художественное пространство. Поэтому, думаю, должен быть большой проект восстановления четырех батальных картин, которые вернулись бы на свое аутентичное место. Каждая из этих картин, показанная отдельно, - лишь культурный памятник средней стоимости. А, собственно, воспроизведение аутентичного художественного пространства XVII в. в костеле - это нечто реально исключительное. Это общее большое дело.

- Я так понимаю, что есть определенная позиция музейного сообщества. И эта позиция непоколебима.

-Музейщики - будто отдельная нация. У них свои принципы, основы, взгляды. Это понятно. Впрочем, тут вопрос шире - шедевры батальной живописи времен Речи Посполитой были и будут именно в Украине. Огромная реставрационная работа как наш вклад в заботу об общем культурном наследии была проведена в Польше. В украинской музейной среде пока преобладает склонность восприятия этих объектов аргументом в историческом споре. Мы не хотим вести этот спор. Мы предлагаем общую работу с общим достоянием культуры.

Мы много потеряли - и в годы Второй мировой, и в другие. Так что сегодня мы должны быть активнее, чтобы заботиться об уцелевшем. Ведь из всех европейских наций украинцы, поляки и еще белорусы потеряли больше всего из своего культурного наследия.

Мы обязаны помнить и об общем прошлом, и о подходе к этому прошлому. Ведь наши нации - жертвы истории. Мы в свое время потеряли независимость, суверенитет. И в важнейшие для построения современных европейских наций времена и мы, и вы были без собственного государства, под мощным влиянием идеологии империй. Так что мы должны осознать, что сегодня у нас есть общие дела. Нам необходимо отходить от логики конфликтов, от стереотипов конкурентности - и относительно культуры, и относительно истории… Именно в содружестве мы создали много хорошего…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме