ПОСМЕРТНАЯ МАСКА РОЯЛЯ

30 мая, 2003, 00:00 Распечатать

…Зал в полумраке. На сцене — рояль и экран. И довольно-таки странный фильм демонстрируют на этом экране: его главный герой — рояль, брат-близнец стоящего на сцене...

…Зал в полумраке. На сцене — рояль и экран. И довольно-таки странный фильм демонстрируют на этом экране: его главный герой — рояль, брат-близнец стоящего на сцене. Этот рояль постоянно куда-то перемещают в ускоренном темпе, несколько раз расчехляют и вновь покрывают чехлом. Потом настырные люди начинают зачем-то копаться в его чёрном лакированном брюшке, лезут туда со сварочным аппаратом. На кульминации действа зритель во всех подробностях наблюдает процесс снятия гипсовых слепков различных частей рояля — клавиатуры, ножек…

Вы уже достаточно заинтригованы? Можно раскрывать секрет? Всё вышеозначенное происходило на концерте Ансамбля новой музыки «Кластер», которым 16 мая был открыт Восьмой международный форум музыки молодых. Ныне это, наряду с «Двумя днями и двумя ночами в Одессе» и «Львовскими контрастами», один из самых известных и престижных фестивалей современной академической музыки в культурно-географическом пространстве Украины. Изначально созданный как своеобразный испытательный полигон для молодых композиторов, он и сейчас не изменяет своему предназначению. За десять дней, которые длился фестиваль, были исполнены произведения более ста композиторов, имена значительной части которых практически не известны рядовому меломану. Кроме количественного поражал также географический размах фестиваля — была представлена музыка Германии, Греции, Голландии, Италии, Испании, Польши, США, Франции, Украины, России, Ирана…

Но вернёмся к открытию. Итак, день первый — 16 мая. Концерт Ансамбля новой музыки «Кластер» (Львов). Поражает использование разнообразных форм синтеза искусств. Например, сочетание музыкального материала с видеорядом в исполнительской трактовке многих произведений. Интересный эффект создавало привнесение элементов театра теней в исполнение «Gold and Ruby» Иоанны Степальской-Спикс: на сцене одновременно присутствовали два флейтиста — реальный и его двойник-тень. Почти моноспектаклем предстало слушателям (и зрителям) произведение Владимира Рунчака «Homo ludens IV» в исполнительской интерпретации Светланы Глебы. Певица объединила высочайшую культуру вокала с блестящей актёрской игрой, в результате чего сольное произведение вплотную приблизилось к лучшим образцам оперной массовой сцены.

По словам художественного руководителя «Кластера» Ивана Небесного, в сценическом воплощении современной музыки ансамблем широко используются также цветосветовые и пространственные визуальные эффекты. В Киеве же из-за ограниченных возможностей концертного зала Дома учёных зрителю был представлен в значительной степени обеднённый вариант исполнения. Для создания видеоряда, с которым синтезировалась музыка, была использована запись совместной акции музыкантов и львовского художника Владимира Кауфмана. Идея этой акции — погребение рояля как символа всего классического, традиционного, «заигранного» и создание ему монумента — и была отображена в демонстрировавшемся слушателям концерта фильме. На определённом уровне идею отторжения классического абсолюта иллюстрировал и музыкальный ряд прозвучавших произведений — широчайшая палитра неакадемических исполнительских приёмов, использование магнитной плёнки с записями синтезированных и акустических звучаний, нетрадиционные духовые инструменты (пивные бутылки) и так далее.

Одной из кульминационных зон форума стал, безусловно, день третий — 18 мая. Проект «электроакустика». Многочасовой концерт-марафон, новшество Восьмого форума, демонстрировал едва ли не все ныне существующие направления электронной музыки — конкретная музыка, музыка для инструментов и электроники, электроакустический перформанс… Но и на самого неподготовленного слушателя проект производил неизгладимое впечатление. Выступление Хорхе Исаака, голландского исполнителя на блокфлейтах и электронных инструментах, сменялось синтетическим музыкально-театральным действом Даниила Перцева «Virginalia», а оно в свою очередь — музыкой композиторов группы музыкальных исследований «INA-GRM» (Франция) и так далее — до глубокой ночи, до последнего поезда метро…

В одном из антрактов мнением о проекте поделился Мирослав Скорик: «Всё это, несомненно, очень интересно. В целом мне понравилась идея с блокфлейтами. Звучание — специфическое, очень большие возможности… Интересные возможности, но как ими оперировать — это тоже требует творчества».

Тема «рояля — классического абсолюта» стала своего рода всеобъемлющим метасюжетом нынешнего форума. Декларированная в первый вечер, она нашла продолжение и здесь — в «Virginalia», где одним из главных действующих лиц является вёрджинел (старинный клавишный инструмент, прадедушка нашего родного пианино), и в «Хорошо препарированном клавире» Александра Нестерова, о чем красноречиво свидетельствует уже само название.

День седьмой — 22 мая. Концерт, приуроченный к юбилеям Рихарда Вагнера и Антона Веберна. Невзирая на всемирную славу и неоспоримую гениальность этих композиторов, музыку их у нас знают плохо. О том, что Вагнер, помимо «Полёта валькирий», столь эффектно «раскрученного» кинематографистами, написал ещё и три сонаты для фортепиано, не известно почти никому (узкие специалисты-вагнероведы, как водится, не в счет). На заполнение подобных «белых пятен сознания» и был направлен проект известного украинского пианиста Евгения Громова. Задавшись целью продемонстрировать непрерывность развития композиторского мышления (как в творчестве одного автора — в произведениях разных лет, так и в преемственности поколений — Веберн родился в год смерти Вагнера), он выстроил программу концерта по хронологии появления сочинений. Были исполнены «нерепертуарная» фортепианная музыка Вагнера и Веберна, а также произведения последнего для виолончели (в исполнении Золтана Алмаши) и фортепиано. И, как это ни странно звучит по отношению к авторам, соответственно,190- и 120-летие которых мы отмечаем в нынешнем году, в тот вечер состоялись всеукраинские премьеры ряда их сочинений.

День восьмой — 23 мая. Хит дня, безусловно, — первое отделение вечернего концерта. Исполнение 11 номеров из вокального цикла Эдисона Денисова «На снежном костре» (на стихи А.Блока), фортепианного цикла Роберта Шумана и всемирная премьера вокального цикла Валентина Сильвестрова в одном месте и в одно время — вновь одна из уникальных возможностей, которые грешно упускать. «Мы представили музыку разных временных эпох и стилей об одном и том же — о вечном» — определили свой замысел исполнители (Инна Галатенко и Роман Репка). Кроме общности темы, три цикла объединяло некое непередаваемое ощущение одновременной узнаваемости и безусловной новизны. Узнаваемости — авторского стиля в циклах Сильвестрова (три песни на стихи Г.Айги и «Ночная песня» на стихи Г.Хорошилова) и Шумана («Gesange der Fruhe»), русского романса Серебряного века — в цикле Денисова. Перед высшей простотой и элегантностью этой музыки, не требующей продолжений и комментариев, самым естественным образом померкло второе отделение концерта — произведения победителей конкурса композиторов-студентов «Gradus ad Parnassum». Хотя, быть может, во мне просто заговорила элементарная усталость слушателя, которому после часового с четвертью первого отделения концерта предложили не менее объемное второе.

Конечно же, в одной небольшой статье сложно рассказать обо всех событиях десятидневного фестиваля. Слишком много интересного остается за пределами. Например, мастер-класс голландского блокфлейтиста Хорхе Исаака с интереснейшим рассказом об истории и современных возможностях инструмента и совместный музыкальный проект украинско-голландской музыки в исполнении ансамбля «Рикошет», и концерт Национального ансамбля солистов Украины «Киевская Камерата». Но форум окончен, гипсовые слепки сняты, посмертная маска рояля готова… Или всё же прижизненная?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно