ПОСЛЕДНЯЯ КОМЕДИЯ МОЛЬЕРА

24 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 24 января-31 января

Комедия Жана-Батиста Мольера «Мнимый больной» имела в свое время самый шумный после «Тартюфа» успех...

Комедия Жана-Батиста Мольера «Мнимый больной» имела в свое время самый шумный после «Тартюфа» успех. Сопровождал он ее и в последующие столетия, не омрачаясь знанием того, что четвертый спектакль «Мнимого больного» на сцене театра Пале-Рояль стал последним в жизни Мольера. Мольер писал комедию, будучи смертельно больным, и парадокс состоял в том, что именно в таком состоянии он сумел уничтожающе посмеяться над страхом смерти, патологическим эгоизмом, мнительностью и самодурством. Ненависть к врачам, которых он представил невежественными, корыстными глупцами, достигла апогея в их художественном изображении. Коллизии «Мнимого больного» замечательно проецируются на любое временное пространство. Добиваясь на протяжении всего творчества широты обобщений, типизации характеров, Мольер все свои комедии сделал вечными. Любое время и общество находит в них сходство человеческих типажей, параллели описанных событий, аналогии поставленных проблем.

Имя Мольера на репертуарной афише театра — праздник для зрителей. Киевский театр «Колесо» устроил его для своих почитателей премьерой «Мнимый больной». Режиссерское решение постановщика Ирины Клищевской базируется на желании продемонстрировать пиршество театра, абстрагируясь от всяческих проблем, идей, теорий. Режиссер предлагает сыграть просто веселую комедию, населенную колоритными разнообразными персонажами-масками, повергнутыми в невероятную интригу, которая, конечно же, счастливо разрешается. Идея яркого театрального зрелища поддержана сценографически (С.Заикина, О.Канаровская). Легкость, праздничность, красота оформления передает атмосферу богатого французского особняка. Рюши, банты на белоснежных маркизах, обворожительные костюмы, соединившие в себе современные мотивы с духом прошлой эпохи. Комбинация французских штор, создающих иллюзию пространства, дает воздух миниатюрной сцене театра, и оттого суматохе поведения героев удается задать тон буффонадного искрометного представления. Все это в полной мере поддерживается музыкальной партитурой спектакля (М.Чембержи). Музыкальные темы дают характеристики персонажам, ведут действие, сопровождая его живым актерским исполнением. А вместе с пластическим решением и хореографическими эпизодами (А.Биткине) создают ощущение милой пасторальной картинки. Строя спектакль по законам комедии положений, режиссер ввергает актеров в вихрь импровизации, добивается контрастного, гротескного внешнего рисунка каждого персонажа, поддержанного его словесной характеристикой. Мнимый больной Арган (С.Колокольников) близорук во всем, что касается окружающих, он всецело сосредоточен на себе, своем здоровье, своих выдуманных болезнях, наличие которых культивируют в нем шарлатаны от медицины, не без конкретной выгоды для себя. Во времена Мольера сатира на лекарей имела основания, актуальные, к сожалению, и для наших дней. Поэтому смехотворные рекомендации врачевателей, заключенные только в использовании промывания и кровопускания, вызывают здоровый смех зала. Из юмористических моментов вторжения дня сегодняшнего — шум сливаемой в унитаз воды и жонглирование, как серпантином, рулонами туалетной бумаги. Ну что ж, все ведь крутится вокруг состояния желудочно-кишечного тракта Аргана. Поэтому и недосуг ему заниматься душевными переживаниями дочери Анжелик (М.Груничева), влюбленной в Клеанта (В.Стасенко). Главное — выдать ее за врача, чтобы находиться под его наблюдением постоянно. Кресло, в котором пребывает Арган, — в центре сцены. Оно и центр его мирозданья, символ дома, уюта, отрешенности от внешних событий, сосредоточенности на своей особе. За спиной Аргана, и кресла естественно, «крутят» ему мозги домочадцы, и служанка Туанет (Г.Зражевская), и неверная жена (В.Сова), и прожженные лицемеры от медицины (О.Лепенец, А.Бирюков, Н.Примов, В.Лялько). Мудрым взглядом наблюдает за всем этим со стороны сам Мольер (С.Ладесов), следит, чтобы не нарушились сюжетные ходы, а то сам возьмет крестовины — и задвигаются герои как марионетки. А потом и вовсе не выдержит великий комедиограф, отбросит пассивную, стороннюю роль и сыграет умиленного пастушка или загадочного полишинеля. В общем, все как положено, ведь прежде всего Мольер был актером.

В реестре поставленных спектаклей, начиная от того первого, мольеровского, киевский «Мнимый больной» — самый свежий. Благодаря яркой зрелищности, виртуозности в изображении комических ситуаций, выразительности характеров, изобретательности сценических находок, в «Колесе» получился настоящий театр, театр и только, театр-развлечение. Интрига, конечно, простенькая и на первый взгляд наивная, но это только на первый взгляд. Не забывайте перечитывать и пересматривать Мольера.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно