ПОСЛЕДНИЙ ЯНВАРЬ КИНОЛЮБВИ

31 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 31 января-7 февраля

VIII Международный кинофестиваль «Лики любви», традиционно повышающий температуру в Москве своими киноэмоциями, завершил работу, украсив финальную церемонию блеском обаяния голливудской звезды Фэй Данауэй...

Кадр из фильма «Куклы»
Кадр из фильма «Куклы»

VIII Международный кинофестиваль «Лики любви», традиционно повышающий температуру в Москве своими киноэмоциями, завершил работу, украсив финальную церемонию блеском обаяния голливудской звезды Фэй Данауэй. Президентская пара — Ирина и Сергей Безруковы — сняла с себя полномочия, объявив последний указ, в котором было три пункта. Первое — «Лики любви» в будущем году меняют «сезон обитания» и будут стартовать в марте, включая в себя «всеобщий день любви к женщинам» — 8 Марта. Видимо, считается, что в это время публика больше всего готова к восприятию любви. Второе — президентская пара «Ликов» будет избираться всеобщим тайным голосованием обитателями страны «Кинотавр» летом в Сочи. И третье — весьма почетная, трудная, хлопотная и очень востребованная сегодня профессия — продюсер — до тех пор, пока ее не заметят в государственных кругах, отмечается «Ликами любви» присвоением звания «народный продюсер». Под номером один в шутливо-доброжелательной форме оно было присвоено Марку Рудинштейну, вклад которого в фестивальное движение и сам процесс российского кинопроизводства бесспорен.

Ну а теперь непосредственно о завершившемся фестивале. Любовный кинонапиток, состоящий из 19 картин, был выпит зрителями и жюри до дна. Послевкусие приятное, но самые яркие эмоции и впечатления, на мой взгляд, по праву достались внеконкурсным кинопоказам. За рамками внимания жюри, к сожалению, осталась достойная российская лента «Небо. Самолет. Девушка» (которую уже видели киевляне, а московская премьера состоится в марте), южнокорейский «Оазис» и много других работ. Видимо, повальное увлечение азиатским кино, равно как и словенским постепенно сходит на нет. Это не значит, что стало хуже само по себе кино. Просто ушел аромат новизны, который флером прикрывал достаточно традиционную, иногда даже скучную манеру повествования.

Американская картина Тодда Хейнса «Вдали от рая», собравшая чуть ли не самую большую зрительскую аудиторию на всех площадках, где шли просмотры фестиваля, получила приз за лучший романтический дуэт — Джулиана Мур и Деннис Хейсберг. Это история платонической любви белой женщины и черного садовника в Коннектикуте 50-х годов. Председатель жюри Ежи Антчак подчеркнул, что «Серебряная стрела» единодушно была отдана этому дуэту за великолепно разыгранное на экране «бесконтактное», невысказанное чувство. «Вдали от рая» выходит на российские экраны уже в феврале и является одним из претендентов на «Оскар».

Приз за лучшую женскую роль разделили между норвежской актрисой Леной Эндре («Музыка для свадеб и похорон») и американкой Мэгги Гилленхал («Секретарша»). Фильм Унни Страуме исследует психологию женщины-писателя, которую преследует цепь трагических жизненных испытаний — смерть ребенка, последующий крах семьи, внезапное самоубийство бывшего мужа в ее доме и фантасмагорическое общение с его женами и любовницами. Здесь без жизненной опоры не обойтись, и она сознательно выбирает ее в лице бесшабашного сербского музыканта Богдана (Горан Брегович). Насколько долговечен этот хеппи-энд, каждый зритель решает для себя. Лена Эндре органично, разумно и тактично прожила жизнь своей героини. Во всяком случае, здесь нет расхождений с моим личным мнением по номинации в этой категории. Что же касается фильма «Секретарша» (реж. Стивен Шейнберг), то первое, что вспоминаешь при его просмотре — знаменитую «Пианистку». Только здесь полностью отсутствует психология и мотивация, на экране — невнятный гимн садомазохистской идиллии, с обменом кольцами. Эта картина тоже вскоре появится на российских экранах, и увенчанная призом длинноногая героиня, постоянно наносящая себе увечья красивыми предметами, будет еще более привлекательна для зрителя.

Австро-китайский фильм «На другой стороне моста» (реж. Лу Мэй), повествующий о любви дочери шефа венской полиции и инструктора-полицейского из Китая, был оценен благодаря исполнителю главной мужской роли Ван Живену.

А «Золотую стрелу», сопровождающую Гран-при, получили супруги Чаплины. Лина и Слава окончили ВГИК, работали на ««Ленфильме», в 70-х эмигрировали в Израиль. Плодотворно работали в документальном кино. Многие из снятых ими картин удостоены международных наград. Художественная лента «Труба в долине» снята по одноименному произведению известного прозаика Амита Лиора. Это нежная и светлая история зарождения любви.

Как сказано выше, самые интересные картины были показаны вне конкурса. Безусловными лидерами специальной программы стали «Куклы» Такеши Китано и «Паук» Дэвида Кроненберга. Три новеллы о любви в «Куклах» связывает стилистика традиционного театра Бунраку. Люди-куклы больше похожи на персонажи пьес этого театра. Усиливают впечатление костюмы мэтра от кутюр Йоджи Ямамото. В этой картине Китано-режиссер впервые не выступает в своем кино как актер, объясняя это тем, что ни один из персонажей не подходит к его актерскому амплуа. Но здесь он дебютирует как художник, его пейзажи — безусловное украшение кадра. Душная атмосфера, рожденная больным воображением в «Пауке», говорит о верности режиссера своим кинопристрастиям. Картина сделана мастерски, но как все, что делает Кроненберг, — это на любителя.

Вот такой любовный многогранник представили «Лики любви-2003» в январе, попрощавшись со зрителями до марта 2004 года.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно