ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ РОМАНТИК

27 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 27 октября-3 ноября

О Горовице много писали. Его называли «самым непредсказуемым музыкантом современности», «гением коммуникации», «электрическим зарядом в 6000 вольт», «королем пианистов всех времен»...

О Горовице много писали. Его называли «самым непредсказуемым музыкантом современности», «гением коммуникации», «электрическим зарядом в 6000 вольт», «королем пианистов всех времен».

Статьи и исследования, как правило, посвящены его жизни и творчеству после 1925 года, то есть после его переезда в Западную Европу. О киевском периоде известно очень мало. Между тем истоки становления мастерства великого пианиста как раз и представляют наибольший интерес. Ведь Горовиц — представитель одной из самых могущественных исполнительских школ в истории пианизма. Школы, давшей миру Антона и Николая Рубинштейнов, С.Рахманинова, А.Зилоти, А.Есипову, С.Прокофьева, А.Скрябина, А.Шнабеля, И.Падеревского, Г.Нейгауза, Артура Рубинштейна, С.Рихтера, Э.Гилельса, В.Клайберна, В.Софроницкого, К.Игумнова, М.Гринберг, Л.Николаева, Д.Шостаковича. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Владимир Горовиц родился 1 октября 1903 года в Киеве. Именно в Киеве, и не в 1904-м, как пишут во всех энциклопедиях, а в 1903 году. Об этом свидетельствует документ, найденный киевским исследователем Михаилом Кальницким, который положил конец многочисленным версиям биографов Горовица.

«Свидетельство о записи в метрической книге еврейского населения г.Киева за 1903 год, ч.1, о родившихся, мужеской графы, №725, выданное киевским раввином С.Лурье за №3736…»(1) раз и навсегда ставит точку в этом спорном вопросе: Владимир Горовиц родился 18 сентября (1 октября по новому стилю) 1903 года, в семье инженера Самуила Горовица, окончившего Университет Св. Владимира.

До этой находки биографы Горовица много лет спорили о времени и месте рождения великого музыканта, а справочные издания безоговорочно указывали: «1904, г.Бердичев». Как известно, в паспорте Владимира в графе «год рождения» был указан 1904 год.

Биографы не ставили под сомнение факт подделки цифры в паспорте. Видимо, необходимость в этом исправлении возникла уже после революции 1917 года. Так как законы в ту пору выходили чуть ли не ежедневно, при этом в Киеве зачастую не действовали московские, установить, когда была заменена цифра в паспорте, представляется весьма затруднительным. Например, это могло произойти в 1920 году, когда Владимиру, к тому времени уже закончившему Киевскую консерваторию, исполнилось 17 лет. Видимо, понимая, что уже весной или осенью 1921 года Владимир будет призван в армию, семья решает любой ценой не допустить этого, и тогда Григорий Горовиц исправляет в паспорте год рождения брата на 1904-й. Другая версия относила нас к 1925 году, когда перед Владимиром реально замаячила перспектива выезда на Запад: испугавшись, что его призывной возраст станет помехой к отъезду, он исправляет год рождения.

Миф же о месте рождения основан на слухах. Причем слова самого Горовица при этом игнорировались. Биографы Владимира упорно называли Бердичев, утверждая, что родиться в Бердичеве как-то не престижно — город маленький, захолустный — поэтому музыкант тщательно скрывал место своего рождения. На самом деле справочники XIX века дают Бердичеву достаточно лестную характеристику.

Впрочем, очень может быть, что ссылка биографов и справочных изданий на Бердичев, как место рождения Владимира Горовица, обусловлена несколько курьезной ситуацией. Дело в том, что Ванда Горовиц (дочь Тосканини и жена Владимира), женщина сложного и твердого характера, в одном из телевизионных интервью, властным жестом отстранив мужа от телекамеры, заявила: «Он родился в Бердичеве. Все евреи России родились в Бердичеве!» Так или иначе, легенда о Бердичеве как о городе, в котором родился Владимир Горовиц, перекочевала на страницы всех справочных изданий, в том числе и в Большую Советскую Энциклопедию.

Вся семья Владимира Горо-вица имела отношение к музыке: двенадцать членов большой семьи либо профессиональные музыканты, либо любители музыки. Можно с уверенностью утверждать, что все свободное время семья музицировала. Неудивительно, что к 10 годам Владимир Горовиц играл наизусть все оперы Вагнера.

Киевское музыкальное учи- лище на протяжении многих десятилетий было едва ли не единственным центром профессиональной культуры города. На музыкальные вечера, которые ежегодно устраивались в зале купеческого собрания (в настоящее время — Национальная филармония), съезжалась вся интеллигенция Киева. А что это были за концерты! С участием студентов училища ставились сцены из опер Ш.Гуно, П.Чайковского, А.Даргомыжского, Дж.Верди, К.Сен-Санса, Ж.Массне, В.А.Моцарта, Р.Вагнера. Симфонический оркестр училища играл симфонии В.А.Моцарта,Ф.Шуберта, Й.Гайдна, Л.Бетховена, Р.Шумана. Ставились «Реквием» В.Моцарта, «Манфред» Шумана, 9-я симфония Л.Бетховена и другие глобальные музыкальные произведения для симфонического оркестра, хора, солистов. Педагоги училища В.Пухальский, О.Казбирюк, О.Шевчик, В.Алоис-Музыкант, Г.Ходоровский, Е.Рыб исполняли в этих концертах свои произведения.

Училище стало крупнейшим центром музыкального образования в Украине. Многие его выпускники, приезжая в Москву, Петербург, Париж, Вену, сдавали экстерном экзамены и получали дипломы консерватории. Высокий уровень подготовки музыкантов в Киевском училище отмечали П.Чайковский, А. Рубинштейн, Л.Ауэр, С.Танеев, А.Глазунов. Следуя их отзывам и предложениям, городская Дума и руководство училища поставили вопрос о преобразовании училища в консерваторию, который был окончательно решен в июле 1913 года, и с 1 сентября этого года была открыта Киевская консерватория.

В 1912 году Самуил Горовиц написал прошение о зачислении его сына Владимира в музыкальное училище в класс В.Пухальского. Владимир учился один год, а летом все учащиеся сдавали экзамен и были зачислены в консерваторию в так называемые «младшие классы».

В 1914 году произошло событие, которое определило всю дальнейшую жизнь Владимира. Горовиц никогда не забывал о встрече со Скрябиным, которая была организована его дядей Александром, в то время преуспевающим преподавателем по классу фортепиано в Харьковском музыкальном училище. Горовиц рассказывал об этой встрече: «Я пришел на встречу естественно с мамой. Я играл минут десять: «Мелодию» Падеревского, немного Шопена и, кажется, что-то из Бородина и Донаньи. Он слушал и был взволнован. Итак, после того как я сыграл, он вывел мою мать и сказал ей: «Ваш сын будет пианистом. У него настоящий талант. Я, конечно, не знаю, как далеко он пойдет, но, пожалуйста, сделайте из него прежде всего образованного человека, понимающего не только музыку, но и другие не менее важные аспекты жизни: изобразительное искусство, философию, литературу. Только тогда он станет настоящим музыкантом». Потом Скрябин добавил: «Но пианистом он будет безусловно». Вердикт Скрябина, отметившего мой талант, был очень важным для нас».

Горовиц играл Скрябину за несколько месяцев до его трагической гибели. Об этом событии пишут все исследователи, о нем говорил и сам Горовиц в Москве в 1986 году. Тогда в Москве в конце первого отделения он сыграл два этюда Скрябина. Многие отмечают, что Горовиц играл Скрябина особенно эмоционально и проникновенно.

Владимиру очень повезло в жизни: его необыкновенный талант лелеяли, оберегали и развивали три могучие силы — музыкальная семья, высокопрофессиональные педагоги училища и колдовской город Киев.

Первые пять лет Владимира обучал В.Пухальский (1848—1932). Имя этого музыканта- исполнителя, педагога, дирижера и композитора связано с подъемом и расцветом культурной жизни Киева.

В 1918 году Владимир перешел в класс С.Тарновского (ученика Г.Есиповой — талантливой пианистки и педагога, ученицы и жены Теодора Лешетицкого, который в свое время воспитал почти всех основоположников российской, украинской и советской фортепианных школ).

На протяжении последних полутора лет обучения в консерватории Владимир Горовиц учился в классе Феликса Блуменфельда — блистательного пианиста, дирижера, композитора, дяди Генриха Нейгауза, ученика Ф.Штейна, который, в свою очередь, учился у Фридерика Шопена.

Революция очень больно ударила по семье. В 1986 году Горовиц вспоминал: «За 24 часа мы потеряли все. Все! Мы все еще не понимали, как всеобъемлюща была революция. Она потрясла весь мир. После революции все стало совершенно иным. После революции мы потеряли наш дом и все имущество. Мы переехали в плохую часть города. Мы больше не жили в достатке. Мой рояль украли коммунисты, они забрали даже нашу одежду. Ввели комендантский час. Это было ужасно.

Мой отец был сломлен. Он как белка собирал еду. Это было намного ужаснее, чем я сейчас могу рассказать... Мы почти голодали и теперь все наши родственники жили в нашем доме, включая и дядю Александра».

В 1920 году Владимир Горовиц закончил консерваторию и с блеском выступил с двумя сольными концертами в Киеве. С этого года начинаются пятилетние гастрольные поездки по городам России, Украины, Белоруссии. Он выступает с сольными программами, играет в ансамбле с выдающимся скрипачом Натаном Мильштейном. В откликах на эти концерты тогдашняя критика отмечала чрезвычайную одаренность молодого музыканта, его фантастическую технику, «демонический темперамент». Только в течение трех месяцев, с октября 1924 по январь 1925 года, Владимир Горовиц, выступая в Петрограде, сыграл в 11 концертах 150 произведений. В скором времени, после этого гигантского марафона, он уезжает в Европу. В Европе Горовица признали сразу. В Париже даже родился термин «горовицемания».

В 1928 году он уезжает в США, где и проживет всю жизнь, гастролируя время от времени в городах Южной Америки и Европы. Очень быстро В.Горовиц пленит своим исполнительским искусством и Америку. Каждый его концерт становится событием. Пластинки произведений в его исполнении раскупаются в большом количестве и мгновенно. С 1928 по 1934 год В.Горовиц выступил в 350 концертах! А потом до 1938 года жил в Швейцарии. Как раз туда на две недели был отпущен советскими органами его отец для свидания с сыном. Это была их последняя встреча: отца «взяли» сразу на вокзале в Москве, и больше его никто не видел.

С 1938 по 1953 год В.Горовиц много концертировал в США, а затем наступает 12 лет молчания. Он много читает, играет «для себя», знакомясь с новой музыкой. В 1965 году В.Горовиц возвращается на большую сцену. Один из критиков того времени писал: «У Горовица и в самом деле есть что-то такое пугающее — какое-то внутреннее напряжение, какая-то наэлектризованность. Вроде вы имеете дело с током в десять тысяч вольт. Все знают, что он уникален. Есть много очень хороших музыкантов, но Горовиц — один!» В 1986 году 83-летний Маэстро после продолжительного перерыва приехал в Москву. В Киев он не мог приехать: стояла весна 1986 г., чернобыльская весна. В. Горовиц не застал в живых никого из родных: его братья Григорий и Яков погибли молодыми, мать умерла, отец пропал в годы репрессий, сестра не дожила до приезда брата.

6 ноября 1989 года Владимир Горовиц умер и был захоронен в фамильном склепе Тосканини в Венеции (жена — Ванда Горовиц — дочь выдающегося дирижера Артура Тосканини — скончалась в августе 1998 года). В некрологе есть такие слова: «Умер последний великий романтик ХХ столетия».

В 1995 году в родном городе В. Горовица состоялся первый Международный конкурс молодых пианистов памяти великого киевлянина.

Материал подготовил генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Зильберман
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно