ПОСЛЕДНИЙ КАННИБАЛ

18 января, 2002, 00:00 Распечатать

Где-то за месяц до начала телетрансляции шоу «Последний герой» мой друг, заядлый турист и любитель всего экстремального, сокрушался: мол, попади он на остров — всех бы «пересидел» и вернулся с денежным призом...

Где-то за месяц до начала телетрансляции шоу «Последний герой» мой друг, заядлый турист и любитель всего экстремального, сокрушался: мол, попади он на остров — всех бы «пересидел» и вернулся с денежным призом. Я скептически посмеивался, представляя себе приятеля в неравной борьбе со сверхчеловеками, отобранными со всей России и Украины. Когда же увидели участников соревнования — в том числе фотомодель, учительницу и дантистку средних лет, то мнение своё мы оба изменили. Стало ясно — готовится постановочное шоу для «матрасников» (так туристы называют людей, путешествующих машинами, для которых природа — исключительно место, где фотографируются и выпивают-закусывают), а самое страшное испытание — съесть червяка. Подозрения подкреплялись неимоверным количеством камер, установленных на двух конкурирующих островах. Не удивлюсь, если через какое-то время начнут появляться материалы, что отснятое ими — павильонная липа. Сам такого утверждать не стану, вот только не пойму: чем на островах, по-видимому, совсем не богатых дичью, питаются крокодилы? (Да и есть ли ещё нетронутые острова, на которых растут, как в саду, и кокосы, и бананы, и булочки на деревьях?) Однако главная изюминка шоу стала понятна через несколько передач. Да это же «мыльная опера» почти в прямом эфире! Интриги, заговоры, истерики — и всё на песчаных пляжах под пальмами, и даже испанская составляющая имеется...

Вспомнилась показанная лет десять назад в славной передаче «До 16 и старше»» Робинзонада. Что-то общее с «Последним героем» там было. На выбранные по жребию островки где-то на русском Севере попадали молодые ребята — по одному или по двое. Практически без ничего они обустраивались и показывали: выжить можно. Не для телекамер ели червей и сырую рыбу, мёрзли, но одному герою в конце концов удалось продержаться дольше всех, даже выстроить дом и баню. Но одна большая разница в передачах есть. Не ждал победителей Робинзонады чемоданчик с тремя миллионами рублей и не нужно было никому поедать при помощи карандаша своих товарищей. Попавшие на остров по двое бывали порой из разных стран — находили общий язык, сживались. В надёжном месте каждого ждала сигнальная ракета — дерни за верёвочку, приедут и заберут. Но никто не спешил, каждый боролся отчаянно, хотя природа была всё же сильнее. Конечно, проигравшие и там уходили без радости, но никто не говорил, что чувствовал облегчение, покидая остров, поскольку пришлось уступить природе, а не быть заклеванным собратьями.

Подростки, смотревшие Робинзонаду, завидовали белой завистью — нормальным пацанам всегда хочется проверить себя. Другое дело «Последний герой». На глазах у миллионов зрителей вполне симпатичные люди превращают окружающий их мир в змеюшник — для чего? Чтобы обыватель попроще посмеялся: «Они не лучше меня», а интеллектуал вслед за экзистенциалистами согласился: «Ад — это другие». «Это только игра» — дежурная фраза как игроков, вычёркивающих конкурентов, так и оклемавшихся через пару дней вычеркнутых. Игра, понятное дело. Бывают игры и похуже. В конце концов, показывают по другим каналам (и главное, с охотой смотрят) бои без правил — когда мужики не понарошку ломают друг другу руки и бьют ногами по головам или женскую борьбу в клубничном желе… Но есть несколько принципиальных моментов.

Первый — общенациональный характер игры. Не у многих наших сограждан (имею в виду Украину) есть возможность смотреть кабельное телевидение, и уж тем более мечтать о «параболе» или Интернете. Остаётся обычный телевизор, который давно уже стал полноправным членом, наверное, любой семьи. А в нём первое место занимает, судя по рейтингам, «1+1». О качестве передаваемых каналом фильмов (занимающих, наверное, 80% эфирного времени) распространяться не буду: тут — на любой вкус. А кроме фильмов? Можно ли представить на канале научную передачу? Передачу о зарубежных странах, но без мажорного глянца турпоездки? Мультфильм для ребёнка, в конце концов? (Знаю подростков, вполне нормальных, уже не знающих Чебурашку — которого, оказывается, знают и любят в Японии.) Обычно на претензии такого рода каналы отвечают: вас понимаем, сами страдаем, но денег нет. И тут выходит в эфир, по-видимому, дорогущее шоу, суть которого, несмотря на нехитрые примочки, проста — каждую неделю в тропическом антураже кого-то съедают, и съеденный покидает экран, размазывая слёзы или грозя кулаком. Десять негритят решили пообедать, Боливар не снесёт двоих, остаться должен только один…

Впрочем, бизнес есть бизнес, доктрина фирмачей на заре перестройки — «Чем пошлее, тем башлее» — только укрепляется. Удивляет другое. «Последний герой» снят при поддержке одной из цветных партий (какой поддержке — моральной или материальной — не уточняется). Брэндом ее, таким образом, отмечена экологичность передачи. Но об экологичности такой стоит задуматься. Трогательная помощь застрявшей черепахе, которую не съели голодные борцы за денежные знаки, не могла не попасть в камеру. Слёзы умиления прошибли, дело сделано. (Очередь — за политкорректностью. В следующем шоу необходимо участие лиц небелой расы и нетрадиционной сексуальной ориентации.) А в остальном всё очень даже печально. Тема экологической катастрофы постепенно становится чем-то вроде разговоров о погоде — в продвинутых кругах можно уже и банальным показаться. Модной становится тема системного кризиса — и ново, и звучит загадочно, и уже в предвыборной риторике используется. Но, как бы там ни было, чувствуется — спасаться надо. Да вот кто спасётся и кто спасать будет? То, что и так понятно, не так давно сформулировал Римский клуб, международная группа бизнесменов, государственных деятелей и учёных. (Доклады клуба «Пределы роста» (1972) и «За пределами» (1991) стали отправной точкой многих экологических концепций.) Одной из составляющих нынешнего глобального кризиса Римский клуб назвал неспособность органов власти справляться с современными проблемами. А причина в том, что «… претендент на власть может добиться желанного поста в основном именно за счёт тех личных качеств, которые делают его непригодным для работы в этой должности». А потому — есть ли повод для оптимизма у потенциальных участников глобального шоу на выживание? Внимание на экран. Остаться в живых, вот увидим, суждено не самому лучшему. Прочитанные книги по выживанию в экстремальных условиях (которые убеждают, что, используя нужные знания, можно выжить практически везде), равно как и суровый жизненный опыт, не помогают. Когда сплетена интрига и каждый, просчитав возможности конкурента, повернувшись спиной (хотя и перед телекамерой), вычёркивает его, не спасают ни порядочность, ни ум, ни даже физическая сила. До середины пути не дошла тургеневская барышня, но и матёрый человечище — за бортом. Прогноз: кто исхитрится всех подсидеть и кинуть — тот и победит. Не возражаю: СМИ могут и должны демонстрировать нам, кем и чем мы являемся на самом деле. Но подобное не сделает нас добрее, не взрастит в нас чувства собственного достоинства, не научит уважать не только других, но и себя самого.

О том, что наш мир — это скорее голдинговский остров мух, чем таинственный жюльверновский, вроде бы многие догадываются. Стоит ли демонстрировать виртуальный каннибализм осенними да зимними вечерами, тратя большие деньги, отнимая лучшее время и хотя бы надежду увидеть ему альтернативу?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно