Портрет жены Подервянского

6 ноября, 2015, 00:00 Распечатать

В творчестве украинского художника Сергея Подервянского видное место занимают портреты Лады Миляевой — жены, музы, вдохновительницы, матери его сына, известного писателя, драматурга и художника Леся Подервянского.

 

В творчестве украинского художника Сергея Подервянского видное место занимают портреты Лады Миляевой — жены, музы, вдохновительницы, матери его сына, известного писателя, драматурга и художника Леся Подервянского. 

Людмила Семеновна Миляева отмечает юбилей. Она, без преувеличения, — классик украинского искусствоведения, если можно применить этот рудимент дефиниций к энергичной, окрыленной новыми идеями и замыслами исследовательницы, чье научное кредо — всегда быть принципиальной, бескомпромиссной, честной в своих убеждениях и взглядах, придерживаться высокого уровня художественных критериев, взятых за ориентир уже с первых шагов в науке. 

Имея острый ум и будучи научно бескомпромиссной, Людмила Семеновна не искала легких путей, не приспосабливалась к господствующим официальным идеологическим мифам. Она принадлежит к когорте порядочных и честных исследователей, которые, несмотря на все конъюнктурные изменения, последовательно изучали украинское церковное искусство. 

Людмила Миляева является одним из основателей факультета теории и истории искусства Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (1960 г.). Ниву искусствоведческой науки она щедро засеяла зернами любви, глубоко запавшими в души ее учеников, многочисленных сподвижников и продолжателей. 

Мне повезло быть среди первых выпускников факультета, слушать ее захватывающие лекции по истории древнего искусства Украины. 

Людмила Семеновна демонстрировала нам фотографии древних икон, деревянных церквей и иконостасов, найденных во время многочисленных экспедиций, командировок в музеи, в фондохранилищах, библиотеках и частных коллекциях, а иногда и просто спасенных, поскольку годами пылились в клунях и на чердаках. Нас завораживали эти приключенческие истории. 

Это была полезная школа проникновения в тайну искусствоведения, которая зажгла не в одной душе огонь исследования. Людмила Семеновна в многочисленных экспедициях по Украине вместе с единомышленниками — выдающимися исследователями украинского искусства Григорием Логвином, Степаном Таранущенко, Павлом Жолтовским, Борисом Возницким — спасала от физического уничтожения уникальные памятники церковного искусства. 

Тогда это было настоящим подвигом и проявлением высокой гражданской позиции. 

Эти находки постепенно проходили научную атрибуцию, осмысливались, а затем превращались в страницы "Истории украинского искусства", готовившейся в печать в 1960-х. 

В течение всей научной деятельности Людмила Семеновна активно генерирует и реализует в своих работах новейшие подходы и принципы исследования украинского средневекового искусства.

В гармоничности украинского искусствоведения, которое во второй половине ХХ в. совершали такие личности, как Платон Билецкий, Павел Жолтовский, Юрий Асеев, Григорий Логвин, Вера Свенцицкая, а сегодня — Владимир Овсийчук и др., голос Людмилы Миляевой отличается глубиной и убедительностью утверждения научных принципов. 

Уже с первых шагов исследовательница взяла высокую ноту, которая стала характерным камертоном ее дальнейшей судьбы и определяет современный уровень украинского искусствоведения. 

История создавала ее, она создавала историю.

Сегодня Людмила Миляева — доктор искусствоведения, профессор, академик НАИУ, заслуженный деятель искусств Украины. А свой творческий и научный путь после окончания Киевского государственного университета им. Т.Шевченко она начинала в Национальном музее украинского изобразительного искусства. 

Непосредственная работа с памятниками, фондовая и экспозиционная работа — все это дало ей крепкую базу для дальнейшей научной деятельности. 

С того времени главным творческим приоритетом для Л.Миляевой является история иконописи Украины, и подтверждение этого — в многочисленных книгах, статьях, научных исследованиях, выступлениях и докладах на престижных отечественных и международных научных собраниях. 

Ее монография "Росписи Потелича" (К., 1969) и книга об украинской иконописи ХІІ–
ХVІ в. в соавторстве с Г.Логвином и В.Свенцицкой стали важными вехами в изучении сакрального искусства. Исследование, из-за давления цензуры вышедшее под названием "Украинская средневековая живопись", несмотря на официальное мнение, утверждало протяженность украинской культуры со времен Киевской Руси. 

Важным вкладом у изучение средневекового искусства стало фундаментальное исследование Людмилы Миляевой "Украинская икона ХІ–ХVIII в. от византийских истоков до барокко" (1996). В монографии развитие украинской иконописи рассматривается как непрерывный процесс. И если до сих пор он проступал лишь пунктирно, то теперь — это полнокровная история украинской иконописи, в которой чувствуется парафраз сложной и часто трагической судьбы Украины.

Событием в украинском искусствоведении последнего времени стали две монографии Людмилы Миляевой о современных художниках: "С.П.Подервянский. Творческая судьба.1916–2006" (2011) и "Воспоминания Л.С.Миляевой. Семен Матвеевич Миляев" (2014). Эти книги, щедро окрашенные ее личными чувствами, уважительным отношением к родным людям, которые были рядом в течение всей жизни, являются высоким примером порядочности, бескомпромиссного служения искусству. В них рассказывается о нелегком пути художников на фоне истории, художественной жизни страны, об их вкладе в украинскую культуру. 

В книге о Сергее Павловиче Подервянском представлена фигура выдающегося художника нашего времени. Он прославился, прежде всего, как тонкий мастер психологического портрета, совершенный рисовальщик, творчество которого "никогда не было запятнано, индивидуальность мужественно противостояла негативной ауре эпохи". 

Эти монографии Л.Миляевой — пример сферического объединения двух взглядов — изнутри, как близкого человека, знавшего о всех замыслах и творческих поисках, и извне — как профессионала, тонкого аналитика-искусствоведа.

Общаться с Людмилой Семеновной особенно интересно. Ее рассказы всегда преисполнены новыми фактами, воспоминаниями, оценками художественной ситуации, восхищением своими способными учениками. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно