Марек Павловский - известный в Европе кинорежиссер. Он не любит, когда его называют документалистом, хотя больше известен именно благодаря документальным лентам.
Пан Марек называет себя «рассказчиком истории». И о том, что он действительно умеет талантливо «рассказывать» разные истории, свидетельствует успех его относительно нового фильма «Беглец». Эта киноистория (о четырех беглецах, переодетых в форму эсэсовцев, которые пытались убежать 20 июня 1942 года из концлагеря Аушвиц-Биркенау) приобрела огласку в мире. Фильм увидели не только в Европе, но и в Северной и Латинской Америке, Японии, Африке. Ограниченный круг киноманов посмотрел работу в Украине и России. Фильм получил 13 премий: в частности, бронзовую медаль на нью-йоркском фестивале в 2008 году и награду российского «Золотого витязя».
В интервью ZN.UA Марек Павловский признался, что украинское кино, к сожалению, сегодня мало известно польской аудитории...
- Пан Марек, как-то вы заметили, что история, показанная в документальном кино, должна быть прежде всего эмоциональной. Что именно вы имели в виду?
- То, что зритель сначала все воспринимает сердцем и лишь потом - умом. Если он не почувствует историю, то не захочет ее понять. Если зрителя удается поразить, он начинает мыслить. А если его ничто к этому не понуждает, то он или не воспринимает определенную тему, или относится к ней безразлично. Поэтому нужно выстраивать драматургию так, чтобы зритель проникся ею, чтобы что-то его сдвинуло, даже разозлило. Должна быть любая реакция, но не равнодушие! Равнодушный зритель не мыслит.
- Каким был ваш путь в кино? Предшествовал ли ему определенный творческий опыт?
- Моя фильмография пока что небольшая: около шести фильмов. Так немного картин потому, что раньше работал в театре, потом на телевидении, был шеф-редактором и режиссером редакции. В определенный момент захотелось создать и высказать что-то большее.
Мне было важно, чтобы ленты жилы долго. Пока что мне это удается, поскольку «Беглеца» вписали в историю музея в Освенциме, его показывают с образовательной целью. Среди молодежи в свое время проводился конкурс на лучший фильм на тему Освенцима. Пусть это немного нескромно, но именно «Беглеца» она признала лучшим.
«Запрещенная любовь» также где-то циркулирует по миру. Ко мне недавно обратились из Музея холокоста в Вашингтоне с просьбой предоставить эту ленту, так как им интересна ее проблематика. Упомянутые фильмы живут, их активно смотрят и молодые зрители, что меня очень радует.
- С чего началась ваша работа в документалистике?
- Когда я был шеф-редактором и продюсером крупного коммерческого польского телеканала, моей задачей было создать его структуру. Работать пришло много молодежи. Я должен был их научить документировать и исследовать, правильно построить фильм. Именно тогда я начал искать темы для профессиональной подготовки подчиненных. Были две условные группы - так называемые исследователи и режиссеры-документалисты.
Еще с того времени, когда я занимался театральной режиссурой и жил в разных городах Польши, у меня сохранились контакты с людьми. И кто-то из давних знакомых рассказал, что есть короткий, на четыре минуты, фильм - этакая череда кадров о нарушении расовых прав. Я отправил своего стажера-документалиста, чтобы он сделал картину минут на 20. Позже его показали на канале «Тефаленум». Как оказалось, этот документалист ничего особого не выяснил.
Именно тогда я и понял, что работа на телевидении меня больше не интересует, не приносит никакого эстетического удовлетворения, и решил снимать свои фильмы.
Случилось так, что первым моим реализованным проектом стал фильм «Запрещенная любовь», в котором я использовал упомянутые четырехминутные документальные кадры. Мне захотелось вернуть молодой паре, о которой повествует фильм, их утраченную первичность. Мы не знаем, кто они, не знаем даже их имен, происхождения. Я условно назвал их Бруня и Герек.
Чтобы снять этот фильм, мне и моей жене (мы вместе работаем) пришлось объехать на машине немало городов и сел Польши: должны были найти свидетелей этих событий. Нам удалось обнаружить их не только среди поляков, но и среди немцев - участников драматических событий, о которых повествует этот четырехминутный эпизод...
Замечу: эту мою работу ценю более всего. Конечно, лента стоила большого труда, однако во время работы над ней я почувствовал себя не только режиссером, но и историком, осветившим хотя бы малый фрагмент истории.
- В Украине знают таких мэтров кино, как Кшиштоф Занусси, Роман Полански, Ежи Гофман, Кшиштоф Кеслёвский и многих других. Знают ли поляки украинское кино?
- Очень мало. Мне трудно вспомнить хоть один украинский фильм, который бы в последнее время появился на экранах в Польше. Те, кто немного ориентируется в истории мирового кино, сразу вспомнят Сергея Параджанова... Но он не украинец, а армянин, который творил в Украине.
В польских кинокругах должны знать и других. Но если говорить о простых поляках, главным источником знаний которых о кино является телеэкран или кинотеатр, то...
Из последних картин, которые я мог бы причислить к «украинским» из тех, что показывали в Польше, - «Водитель для Веры»... Но из украинцев там только Богдан Ступка, которого хорошо знают в Польше. И он играет советского генерала.
Полякам было бы интересно увидеть украинское кино. В нем отражаются ваша культура, образ жизни. Я удивляюсь, почему вы не делаете рекламу своей продукции, а поляки не проявляют интерес к украинским фильмам? Возможно, здесь вопрос в популярности продукта и количестве денег, которые каждая из сторон хотела бы получить.
Единственный кинофестиваль, посвященный украинскому кино, фестиваль в Кракове, но он рассчитан на узкие круги. Даже на польском телеканале «Культура», который пытается показывать последние фильмы, рассказывать о спектаклях, художественных выставках, новых книгах, нет никакой информации об украинском кино. Польскому зрителю доступны новые английские, ирландские, итальянские фильмы, даже популярные ныне иранские, но украинское кино там не представлено.
- В украинском интеллектуальном пространстве до этого времени существует традиция ломать копья из-за общей с другими истории. В частности, с поляками...
- Украинско-польская история - предостережение для всех нас, для нашего будущего. Однако она не должна нас отчуждать друг от друга. У нас схожие языки, схожая ментальность - у нас есть все, чтобы объясниться.
Меня удивляет, что украинцы до сих пор не заинтересовались «Беглецом». Ведь в фильме фигурирует украинский герой. На фоне сложной истории Украины, когда украинцы, с одной стороны, были вынуждены сотрудничать с немцами, а с другой - были жертвами нацизма, эта документальная картина показывает человека, который должен был верить полякам, с которыми убежал из концлагеря... Тогда уже не имело значения, кто украинец, кто поляк. Важен был человек сам по себе, его возможности, страхи. Эти люди убегали, потому что хотели жить, осуществить свои мечты.
Эту тему в Украине почему-то обходят. Мы не должны воевать с другими - только со своими стереотипами и своим прошлым, психологическими страхами. Проблема и в том, что поляки мало знают украинскую культуру. Так складывается, что украинцы больше знают о Польше, чем поляки об Украине! И это проблема не только поляков, у которых нет интереса к познанию культуры своего соседа, но и украинцев, которые не прилагают достаточных усилий, чтобы представлять украинское кино в мире, в частности в Польше. Если мы эмоционально закрываемся в себе, не хотим узнавать о других, то не закрываем ли перед собой целый мир?