ПОЛЕТ БАЛЕТНОГО ИКАРА...

25 июля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №28, 25 июля-1 августа

«... публика неистовствовала, многие в зале плакали, но никто не знал, что я играл свою жизнь» Серж Л...

«... публика неистовствовала, многие в зале плакали, но никто не знал, что я играл свою жизнь»

Серж Лифарь
«Мемуары Икара»

Когда восемнадцатилетний Сергей Лифарь покинул родной Киев ради чужой Франции, то не мог предположить, что через несколько десятков лет французский монетный двор отчеканит в его честь медаль, одна сторона которой будет украшена его профилем, а вторая — фигуркой его героя — падающим с небес белокрылым Икаром. Именно за эту грандиозную безмузыкальную постановку Серж Лифарь в 1935 году получит почетное звание «этуаль» Оперы. Говорят, что в «Икаре» он играл, воспламененный самим Богом, сошедшим с небес, чтобы посмотреть на своего «ангела», белоснежные крылья которого сегодня можно увидеть в киевском Историческом музее, где открыт экспозиционный зал под названием «Сергей Лифарь».

Многочисленные фотографии, подарки друзей и поклонников, личные вещи и даже театральные костюмы — далеко не полный перечень экспонатов мира Сержа Лифаря. Его талант — ярко сверкающая многогранностью личность, живущая танцем и для танца. Его выступления — триумфальное шествие Искусства. В своих воспоминаниях Лифарь говорит, что любовь зрителя к нему «... была бурная, отзывчивая, за что я выражаю ему свою признательность, ибо благодаря этой любви, покуда творческие силы не покидали меня и даровали мне свою благодать, снисходившую с таинственных высот, я мог мобилизировать себя духовно и физически, добиваясь полного самовыражения».

Но Серж Лифарь стремился выразить себя не только через балет. В последние годы жизни занялся живописью. Выставка, организованная в Париже, имела большой успех. Его воздушные и легкие «танцующие фигурки» были продолжением тех самых икаровских крыльев.

В Историческом музее из восьми представленных на выставке работ только одна принадлежит кисти самого Сержа Лифаря. Остальные — работы друзей и знакомых, искренне восхищавшихся им. Выделяется небольшая открытка, выполненная в интересной манере: несколько четких уверенных штрихов, которые, несмотря на минимализм, имеют впечатляющее сходство с чертами Лифаря. Это рисунок работы Пикассо. В «Мемуарах Икара» Серж рассказывал, что однажды во время репетиций Сергей Дягилев (руководитель русской труппы французского театра) подошел к нему и предложил с полчаса попозировать какому-то художнику. Будущий обладатель «золотой балетной туфельки» от подобного предложения был не в восторге, но согласился. Тогда Серж еще не знал, что незнакомец, рисовавший его, — тот самый Пабло Пикассо, гений и слава которого будут расти с каждым днем. Позднее реформатор французского балета станет одним из близких друзей знаменитого мастера.

Вообще именитых друзей и знакомых у Лифаря было немало. Среди них — Шаляпин, Кокто, Стравинский, Рахманинов, Коко Шанель, Анна Павлова, Шарль де Голль, Марк Шагал и многие другие. Знаки дружбы этих творческих людей присутствуют в экспозиции. Тут и три посмертные маски близких Сержу людей — «белого лебедя» русского балета Павловой, учителя Дягилева и бессмертного Шаляпина; и слепок ноги Павловой, который, как и маска, был выполнен по заказу Сержа; и костюм к постановке «Болеро», изготовленный Коко Шанель в 1941 году; и бубен с автографами Лифаря и его друзей, которым он пользовался во время репетиций; и кукла-танцовщик в костюме из балета «Жоан из Цариссы», подаренная мэтру французской Оперы поклонниками; и приглашение великого «Лифара» на королевский обед у иракского шаха...

Помимо всего перечисленного выставка изобилует фотографиями, на которых запечатлены друзья и коллеги артиста и сам знаменитый Серж. Вот он репетирует очередную сцену, вот рассматривает дуэльный пистолет Дантеса, вот Лифарь со своей миниатюрной женой-графиней на площади в Венеции...

Серж Лифарь прожил красивую, хотя и непростую жизнь. Он очень много сделал для французского и мирового балета: реанимировал первый, а второй возвел в ранг настоящего искусства. Лифарь изгнал бесцеремонных «балетоманов» из уборных танцовщиц, закрыл двери перед праздношатающейся публикой, заставив ее уважать Балет. О нем и о его ста двадцати постановках, едва ли не каждая из которых была шедевром, можно говорить бесконечно. Но самое главное — Серж Лифарь сумел показать всему миру, что балет — это одно из величайших творений фантазии Человека...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно