ПОД СОЗВЕЗДИЕМ КРАЙНЕВА

29 апреля, 1999, 00:00 Распечатать

Концерты в Национальной филармонии Украины привлекли своим высоким перечнем имен: А.Пушкин и С.Юрский, Ф.Шопен, С.Рахманинов и уникальный Игорь Четуев, А.Скрябин, С.Прокофьев и Владимир Крайнев...

Концерты в Национальной филармонии Украины привлекли своим высоким перечнем имен: А.Пушкин и С.Юрский, Ф.Шопен, С.Рахманинов и уникальный Игорь Четуев, А.Скрябин, С.Прокофьев и Владимир Крайнев. Созвездие имен вызвало большой интерес у киевских ценителей мастерства художественного слова и искусства фортепьянной игры.

Я не случайно объединяю эти три концерта, поскольку имена артистов-исполнителей связаны большим в жизни, чем просто совпадение по датам на концертных афишах.

Многолетняя дружба объединяет Сергея Юрского и Владимира Крайнева. Они дают часто общие концертные программы в цикле «Владимир Крайнев приглашает...» Выступают вместе во многих странах мира. Киевляне знакомились с программой «Б.Пастернак и Ф.Шопен» на I фестивале в Киеве. Тогда два признанных в мире артиста выступили в одной программе.

В этот приезд Сергей Юрский своим замечательным выступлением, в котором прозвучали «Евгений Онегин» и стихи В.Маяковского, И.Бродского, С.Есенина, как бы создал ту прекрасную ауру высокой духовности, прелюдию, в которой были сконцентрированы интеллект, интеллигентность, экспрессия. Голос Сергея Юрского - это богатейший «музыкальный инструмент», которому подвластны и динамические взрывы, и тончайшие интонации человеческой исповеди. Владимир Крайнев приехал уже на этот концерт и обсуждал возможность выступления Мастера на фестивале, который состоится в октябре.

Лирическая направленность художественных впечатлений у меня как у слушателя перенеслась на репетицию и концерт удивительного талантливого ученика Владимира Крайнева - Игоря Четуева, лауреата первой премии престижнейшего конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна (Израиль, 1998 г.). На репетиции Третьего концерта Сергея Рахманинова присутствовали Сергей Юрский и сам маэстро Владимир Крайнев - профессор Игоря в Ганноверской академии музыки и танца.

Когда Игорь играл на конкурсе в Харькове, жюри было потрясено исполнением Сонаты №3 Бетховена. «Он разговаривает с Богом, когда играет», - эту оценку Владимира Всеволодовича запомнили и киевские журналисты, и музыканты, и слушатели. Действительно, Игорь, выступая в Киеве в прошлом году перед конкурсом в Израиле, заставил поверить в эти слова. На подготовку Третьего концерта С.Рахманинова у него ушло 1,5 месяца, и после премьеры в Киеве он будет играть его летом в Тель-Авиве и на фестивале в Брауншвейге. Игорь очень любит зал Национальной филармонии, его акустику, киевскую публику. О своем профессоре Владимире Крайневе он говорит однозначно: «Он для меня в жизни все!».

В первом отделении был исполнен Концерт Ф.Шопета №1. Для этого пианиста характерно особое ощущение стиля произведения. Эту черту исполнителя мы заметили еще в предыдущих концертах. А в этом концерте игру Четуева уже не хочется называть только успехом молодого музыканта. Перед слушателями мастер, который блестяще владеет высоким исполнительским искусством. Зарубежная пресса поместила много статей, самых восторженных откликов о мастерстве Игоря Четуева. «Игорь Четуев блистательно представил Украину в финале Рурского фестиваля пианистов 1998 года. Звезда родилась!» Первый концерт Ф.Шопена буквально заворожил зал особым пианистическим звуком, все пассажи были наполнены особой «воздушностью» звучания. Инструмент «поет» у Четуева особенно в лирических кульминациях, когда тишайшие звучания наполняют собой зал, соединяясь как бы с дыханием слушателей, буквально упивающихся этими неземными звуками.

Во втором отделении прозвучал Третий концерт С.Рахманинова, интерпретации которого часто звучат с концертной эстрады. Для Игоря это была премьера, и В.Крайнев очень волновался. Но весь зал на одном дыхании слушал, боясь пропустить эти динамические подъемы и спады, взлеты эмоций и умиротворение, откровения человеческого сердца, его боль и радость, просветленную надежду и взрывной накал в финале. Все удалось пианисту, хотя в его увлеченности, может быть, еще не хватало иногда конструктивной выверенности формы.

Сам маэстро выступил на Вечере фортепьянной музыки, где прозвучали произведения Ф.Шопена, А.Скрябина, С.Прокофьева, Й.Брамса. Меня поразил в этом концерте Ф.Шопен особой углубленностью и мудростью исполнения. Произведения позднего периода творчества Ф.Шопена у пианиста, владеющего блестяще всеми исполнительскими приемами, звучали необыкновенно выразительно, как исповедь. Владимир Крайнев, переходя от произведения к произведению, как бы листал страницы человеческой жизни с внутренней грустью и ностальгией по прошлому. Блеск и эмоциональная взрывчатость были характерны для исполнения Шестой сонаты Прокофьева. Прокофьевский стиль близок Владимиру Крайневу - перед нами была органическая интерпретация выдающегося музыканта-философа, которому в этой программе удалось воплотить богатейший мир музыкальных образов в изысканной манере, свойственной этому исполнителю.

...«Виртуоз в соединении с абсолютом аналитика», - сказал Сергей Юрский о своем друге. Владимир Крайнев на мой вопрос, чтобы он взял из своей жизни в XXI век, ответил: «Хотел бы, чтобы не ослабевала напряженность ритма жизни. Когда отдых - это смена работы, мало выходных, возможность отслушать 64 человека с 8 до 24 часов. Чтобы все шло, как идет, и было здоровье, чтобы так жить!»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно