ПОЧТИ КОМИЧЕСКАЯ И ПОЧТИ ОПЕРА

25 февраля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 25 февраля-3 марта

Классическая драматургия по-прежнему преобладает в афишах современных театров. Любители традици...

Классическая драматургия по-прежнему преобладает в афишах современных театров. Любители традиционных сатирических комедий нравов имеют возможность порадовать себя созерцанием комедии подобного жанра в Киевском Молодом театре, в репертуаре которого — премьера, спектакль «Севільські заручини» по пьесе английского драматурга XVIII столетия Ричарда Шеридана «Дуэнья» в переводе на украинский В.Германа. Сюжет «Дуэньи» незамысловат. В его основе неоднократно варьируемая интрига подмены одной невесты другой, козни хитрой служанки, одураченный жених, поставленный перед фактом обманутый отец. Все это играно-переиграно, видано- перевидано. Что же заставило режиссера Евгения Курмана обратиться к этой пьесе? Желание осовременить классику? Так здесь это вряд ли получится. Подтвердить верность нравственных посылок автора? Но как показывает жизнь, критерии оценок со временем тоже меняются. Остается только предположение — режиссер, как и один из персонажей спектакля, решил «урок веселости преподать». Только Дон Геронимо делает это для своей семьи, а Дон Курман, то бишь режиссер, — для нас, зрителей. Как волшебник, откинув крышку музыкальной шкатулки, он «накручивает» заводной механизм, и вот музыка зазвучала, фигурки задвигались и начался маскарад, карнавал, начался Театр.

Как и полагается в комедии положений — действие легкое, шутки искрометные, чувства и переживания гипертрофированные. Актеры ироничны, события смешны, ситуации откровенно театральны. В спектакле много музыки (з.д.и.Украины И.Щербаков). Она стилизована, где-то угадываются пасторальные напевы, классические мотивы звучат в современной музыкальной интерпретации. Актерам приходится петь вживую. И хотя театр обезопасил себя определением жанра спектакля как «почти комическая опера» и актеры исполняют музыкальные номера с достаточной долей самоиронии, слушая их, грезишь о настоящей опере.

Отдельно хочется сказать о сценографическом решении спектакля. Художник-постановщик Ярослав Нирод попытался вытянуть из этой в сущности, драматургической безделушки главную мысль, спрятанную под поверхностным пластом. А вернее всего, сформулировал визуально эту мысль по своему разумению. В программке к спектаклю театр предусмотрительно поведал зрителю о распространенном испанском обычае ухаживания через оконные решетки, дабы объяснить наличие в спектакле стилизованной решетки, отделившей авансцену от всего остального пространства сцены. Эта решетка становится как бы еще одним действующим лицом. Через ее различные окошки и входы общаются персонажи, ее прутья помогают и мешают, в общем взаимодействуют с происходящими событиями. Она напоминает одну видимую нам сторону некоей большой клетки. Вот она, простая и мудрая мысль: вся наша жизнь — как пребывание в клетке… своих убеждений, понятий, заблуждений, представлений, чувств, обязанностей. Видя решетку, успокоительно думаешь, что ты на воле, по ту сторону клетки. А как оно на самом деле?

В спектакле нет точно определенных главных персонажей. Все как будто несут одинаковую смысловую нагрузку. Конечно, выигрышность роли дает возможность проявиться яркости дарования. Так произошло с образами Исаака Мендосы (А.Вертинский), Дуэньи Маргариты (н.а.Украины Т.Яценко), Дона Геронимо (з.а.Украины В.Сланко). Сцены с участием этих актеров замечательны по настроению, найденной пластике, особенностям речи. Комизм ситуаций обыгрывается виртуозно, смешно, в лучших традициях водевильного жанра. Лишь одно ощущение омрачило увиденное — ощущение вторичности. Все это уже игралось этими хорошими артистами, все находки наработаны и неоднократно проверены на зрителях. Они продолжают «попадать в десятку», но хочется чего-то качественно нового. Завидую зрителям, которые впервые увидят актеров Молодого театра в спектакле «Севільські заручини». Они, возможно, будут лишены этого скептичного «играно-переиграно». А еще хочется надеяться, что и у них возникнет вопрос, не дающий покоя мне. Зрители и актеры. Кто из них по какую сторону клетки?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно