ПОЧЕМУ ИСТОРИЯ НИЧЕМУ НАС НЕ УЧИТ,

Поделиться
или За что Бог изгнал из рая Адама и Еву? Умножающий познание умножает скорбь. Экклезиаст ...Положение о постоянном улучшении человечества на пути прогресса ничем не доказано и несправедливо...

или За что Бог изгнал из рая Адама и Еву?

Умножающий познание умножает скорбь.

Экклезиаст

...Положение о постоянном улучшении человечества на пути прогресса ничем не доказано и несправедливо.

Л.Толстой

Т ак почему же Бог из-

гнал из рая Адама и

Еву?

Кого об этом ни спросишь, ответ чаще всего таков:

- Господь строго-настрого, под страхом смерти запретил им вкушать плоды с райского дерева познания добра и зла. «Ибо умрете!» - сказал.

Однако дьявол, приняв облик Змия - самого почитаемого жителя рая, соблазнил Еву нарушить Божественный запрет. А она совратила Адама. Вкусив же, они совершили сексуальный грех (не зря же, мол, их всегда изображают в этот момент нагими и стыдящимися).

Всевидящий разгневался и тут же изгнал их из рая.

В таком ответе верно все, кроме сексуального греха, которого Адам и Ева в раю не совершали: детей они завели себе гораздо позже - уже на грешной Земле. На самом деле, как только они нарушили запрет, с них спали одежды святости и бессмертия, и именно этого они испугались и устыдились.

Да и могла ли быть грехом их половая связь в принципе, если и им, и всем другим сотворенным тварям Бог велел плодиться, а Адаму и Еве назначалось зачать род людской: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю», - сказал им. Да и в Библии нет ни слова о сексуальном райском грехе.

На самом деле грех, грехопадение состояли именно и исключительно в одном только нарушении запрета, во вкушении запретного плода.

Тем не менее вынесенный в заголовок вопрос все равно остается. Вопрос даже не одни.

- Почему Господь так сурово запретил нашим прародителям вкушать эти плоды, тогда как есть плоды всех других райских деревьев разрешил, и из всех святых небожителей запретил только им?

- Что же плохого, греховного было бы, если б Адам и Ева ели те плоды, т.е. приобретали побольше знаний, тем более о таких первоважнейших вещах, как добро и зло? Разве Всевышний был вообще против того, чтобы они учились, развивали свой интеллект, умножали свои знания о мире, в котором им теперь предстояло существовать?

- Почему Он так жестоко наказал их - как за самое тяжкое из всех мыслимых преступлений?

А ведь Он любил их, любовался ими как лучшим, совершеннейшим творением Своим, созданным по образу и подобию Своему. И это была ведь во Вселенной самая первая пара людей, преданно любившая, боготворившая Создателя своего.

Да и сам-то грех, казалось бы, не так уже велик. Да и чего не сделают, без всякого злого умысла малые, несмышленые дети, без умысла, из одного лишь природного любопытства, которым сам Бог наградил и Еву, и Адама, и остальных людей? Казалось бы, можно было и простить их, как мы прощаем детям своим, как сам Господь прощает нам грехи наши.

- Почему же он, Всемилостивейший, не только не помиловал, но и покарал так, как никогда впредь не наказывал весь род людской:

- ...проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... В поте лица твоего будешь есть хлеб… пока не возвратишься в землю, в прах (это Адаму).

- ...будешь в муках рождать детей твоих (это Еве)?

Всемирная история с момента грехопадения и по наши дни включительно неопровержимо доказывает, что ответ на все приведенные вопросы может быть только один-единственный:

- Бог запретил Адаму и Еве вкушать плоды с древа познания добра и зла, содержащие в себе самые главные, сложные, потаенно-сокровенные знания бытия потому, что по уровню тогдашнего своего жизненного опыта, развития, сознания они еще не были способны разумно, ответственно, не во вред себе и окружающим распорядиться этими знаниями.

Своим категорическим, под страхом смерти запретом Он предупредил их о самой грозной для них в этом мире опасности - когда знание опережает сознание!

Жестоко, безжалостно наказав их, Он тем самым предупредил и все грядущее человечество о той же опасности как о главной причине возможного грядущего самоуничтожения, всеобщей погибели, попытался оградить, уберечь от нее.

И это есть, очевидно, самое яркое свидетельство беспредельной любви Бога-Творца к совершеннейшему Своему творению - к человеку.

Но Бого- и человеконенавистный дьявол совратил Адама и Еву (и с тех пор совращает их потомство) на грех, грех действительно не пустяковый, а самый чудовищный из всех, какие только может совершить в этом мире род людской - чреватый тотальным самоуничтожением грех, преступление против самого себя.

И что все это действительно так, как раз и доказывает мировая история.

С овременный мир охва-

чен научно-техничес-

кой революцией. Она не произошла сама по себе, случайно, а явилась результатом революции в образовании.

Последние три века (впрочем, в определенной последовательной мере и все предыдущие) всемирной истории характеризуются постоянно нарастающим, все более ускоряющимся развитием образования. От всеобщего начального и среднего в развитых странах оно шагнуло ко всеобщему начальному, а затем и к обязательному среднему в странах развивающихся. Наконец на закате XX века от всеобщего дошкольного и начального ко всеобщему среднему, высшему и непрерывному образованию упорно и ускоренно продвигаются все народы и государства - все человечество, вкладывая в развитие образования все большую долю национального дохода, интеллектуальных и духовных сил, ресурсов. В Украине это, увы, сейчас не так, вложения в социальную сферу, в образование безобразно низки. Но, будем надеяться, это не всегда будет так.

Этот процесс составляет главную историческую особенность нашего, прошлых и последующих веков, главную движущую силу исторического развития, прогресса. Он породил научно-техническую революцию, которая приобретает все большее, порой просто фантастическое ускорение, порождая не менее фантастические достижения. Грядущие же достижения НТР, включая даже ближайшие, человеческий рассудок не в состоянии даже вообразить. Всему этому оставалось бы только радоваться.

Но... Но при всей очевидности тех потрясающих благ, которые дает человечеству ускоренный ход образовательной и научно-технической революции, нельзя не видеть и той угрозы тому же человечеству, которую они таят в себе, не видеть смертельной опасности для мира в зловещих противоречиях именно такого хода его развития, прогресса.

Эта опасность очевидна: по своему духовно-нравственному уровню, развитию, состоянию, по уровню своего сознания, господствующих политико-социальных и экономических систем человечество оказалось неспособным разумно, ответственно воспользоваться плодами образовательной и научно-технической революций, упорно обращает их себе во вред, чем дальше, тем скорее и настойчивей превращает их в источник собственной гибели.

Самые выдающиеся достижения образования, науки, техники во всей прошлой истории, а теперь особенно, использовались в первую очередь для создания все более совершенного, разрушительного, смертоносного оружия, для убийства людей, уничтожения среды обитания.

Таящаяся в знании, в образовании смертельная для мира опасность замечена, известна давно. Давно сказано: знание опередило сознание.

Иными словами, между воспитанием, которое безнадежно отстало, и образованием, которое стремительно обгоняло и обгоняет его, образовалась зловеще зияющая пропасть, на краю которой балансирует обескураженное, беспомощное человечество. Словно по воле злого рока, по наущению дьявола весь пройденный путь исторического развития сопровождался всевозрастающим, стремительным обгоном воспитания образованием.

С незапамятных, древнейших еще времен и в наши дни особенно производство орудий, машин, техники, опираясь на все новые достижения знания, науки, последовательно идет по пути все большего совершенства. История не знает случая, чтобы однажды, научившись делать хорошие молотки, телеги, станки, автомобили, корабли, самолеты, пушки, бомбы, ракеты, спутники, их стали вдруг делать хуже прежних - только все более лучшие, совершенные, без единого обратного примера. Все, что устарело, безжалостно и бесповоротно снимается с производства, уступая лучшим новым образцам.

В то же время в производстве людей, в созидании их характеров, сознания, духовно-нравственного и интеллектуального облика всегда в прошлом и теперь царит невообразимый хаос: между Древним Египтом и современной Европой или Америкой в этом отношении особой разницы нет, тогда как в производстве техники, и прежде всего военной, эта разница потрясающа. И это неопровержимо свидетельствует: воспитание отстало от образования и науки на многие тысячелетия!

Производство глупцов, негодяев, нравственных уродов, извергов и просто серых, бесталанных, безнравственных людей никогда не снималось с воспитательного человеческого конвейера, который и сегодня штампует их так же безостановочно, успешно, в таких же (если не в больших) количествах, как и триста, и пятьсот, и пять тысяч лет назад.

В результате тяжкий, неистребимый хвост безнравственности, жестокости, насилия, преступлений, войн, наказаний, казней, тюрем словно проклятие тянется за человечеством из века в век, из эпохи в эпоху.

И поразительно: этот хвост тем тяжелее, чем образованнее век. Хотя, казалось бы, должно быть как раз наоборот.

М одным стало пред-

ставлять ход истори-

ческого развития в виде сложной кривой, напоминающей спираль. Не определены только окончательно причины так хитро закрученного этого кривого развития.

Если бы главной причиной этого развития взяли образование, а причиной причудливой кривизны его хода взяли хоть раз воспитание, то многое бы прояснилось. Изображающая все это линия должна бы автоматически отражать совокупные результаты (в каждый данный исторический момент) господствующего в воспитании непрерывного хаоса. Эта линия не может быть ни прямой, ни плавной кривой, ни спиралью. Скорее всего она должна быть ломаной кривой, прыгающей то вперед, то назад, то вверх, то вниз, т.е. должна быть совершенно бестолковой, абсолютно адекватной хаосу воспитания. Тогда она действительно адекватно изобразит тот бестолковый, криволоманный, судорожно-хаотический путь, которым движется в действительности поправшее свое воспитание человечество. Путь постыдно глупый, недостойный людей.

Весь прошлый исторический опыт вкупе со всеми достижениями знания и науки не в силах и сегодня решить, казалось бы, такую простую задачу: как сделать, чтобы из каждого без исключения ребенка вырастал во всех отношениях воспитанный, достойный человек?

Ни одна страна, ни один народ и человечество в целом никогда в прошлом и сегодня такой задачи не ставили и не ставят, всегда сосредоточивали все свои помыслы, знания, силы, ресурсы прежде всего на производстве техники и прежде всего - военной, т.е. не во благо себе, а во вред. Но если раньше такая задача и не ставилась, поскольку даже совокупные пороки воспитания хотя и являлись причиной исторических несчастий, катаклизмов, но не грозили все же всеобщей погибелью, то сегодня грозят, и эта задача встала наконец перед миром как главная во весь свой зловещий, чудовищный рост.

Человечество или решит эту задачу, поставит воспитание впереди образования, сознание впереди знания, или погибнет! - таков не подлежащий сомнению и обжалованию приговор исторического развития.

И точно таков по существу Божий приговор, объявленный еще в раю нашим прародителям и их потомству. Это кажется невероятным, в это трудно поверить, но при таком положении вещей мудрецы, философы всех времен и народов толковали и толкуют о чем угодно, только не об этом.

Каких только мудрейших теорий, систем, проектов переустройства, усовершенствования, спасения мира они не насочиняли, а грешный мир, вопреки им, совершенствоваться, спасаться упорно не желает.

Всегда было и остается так, что достаточно одному извергу (Чингисхану, Наполеону, Сталину, Гитлеру и К°) дорваться до власти, как тут же летят прочь все эти мудрейшие теории, проекты, а мир оказывается каждый раз во власти низменных страстей, злобы, насилия, полыхает в военном пожаре. Несмотря на это, и сегодня человек, видящий спасение мира в одном лишь кардинальном усовершенствовании воспитания, в сосредоточении на нем всех человеческих помыслов и сил, рискует быть осмеянным, осрамленным, как это и было всегда в прошлом.

* * *

В непроглядном мраке нашего настоящего и будущего просвечивается слегка лишь одна надежда: зреет помалу, ширится осознание того неоспоримого факта, что спасение мира сегодня сосредоточено в руках школы, учителя, воспитания, что близится скорая всемирная психолого-педагогическая революция, которая давно нависла, бродит над миром, уже разворачивается, помалу идет. Это единственный вид революции, которая никому ничем, кроме добра, не грозит, служит коренным интересам каждого, всех. Она единственная способна образумить, остановить, увести от пропасти этот обезумевший мир. И главная опасность сегодня только в том, что эта революция чудовищно запоздала, разворачивается крайне медленно и может не успеть свершиться раньше, чем близящаяся катастрофа поглотит этот мир.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме