Победитель кинофестиваля в Локарно Мирослав Слабошпицкий: «Наше поколение «стопорнули» на взлете»

Поделиться
Отечественное кино, как бы дистанцированное от прямой господдержки, становится аргументом и фактом общемирового кинопроцесса.

Еще один международный кинотрофей на днях попал в «творческие закрома» родины. 37-летний украинский кинорежиссер Мирослав Слабошпицький стал обладателем «Серебряного леопарда» (конкурс «Леопард будущего») на фестивале в Локарно (Швейцария) за свой 23-минутный фильм «Ядерные отходы». Это «короткий метр» о Чернобыле.

…А до этого, как известно, Ева Нейман порадовала своим выигрышем в Карловых Варах. А еще раньше, и это тоже известно, Марина Врода одолела «Кросс» на Каннском кинофестивале

Любопытная «картина маслом» вырисовывается на горизонте. Отечественное кино, как бы дистанцированное от прямой господдержки, становится аргументом и фактом общемирового кинопроцесса.

Приятно? Парадоксально? Скорее закономерно. По-видимому, течение «вопреки» и способно выжигать из украинского кино искры творчества. А то, что «благодаря», как-то - пока - не зажигает. И об этом тоже - в диалогах для ZN.UA с режиссером Мирославом Слабошпицким, свежеиспеченным лауреатом кинофестиваля в Локарно.

* * *

- Мирослав, ты ведь не новичок на международных кинофестивалях. В свое время на Берлинале заметили две других короткометражки: «Диагноз» (2009) и «Глухота» (2010). А как удалось «пройти сито» в Локарно? Кажется, это довольно элитный и закрытый киноклуб?

- Каждый международный кинофестиваль, безусловно, определенная «лига». В некоторых случаях - «свой круг». Огромное значение имеет система отбора. От уровня отборщика порой напрямую зависит уровень и статус кинофорума.

В подобном деле бывают и парадоксы. На некоторых фестивалях (ввиду обилия предлагаемого киноматериала) подобные «отборы» проводят… волонтеры. И могут легко забраковать даже какой-нибудь интересный проект.

И только потом, когда глаз настоящего профи увидит что-либо ценное, тогда… добро пожаловать на фестиваль! Нечто похожее произошло и в моей практике. Однажды звонят: приглашаем! Как? Ведь некоторое время назад вы же и «отклонили» мой фильм? Оказывается, не все круги фестивального «ада» тот или иной проект проходит с первой попытки…

…Что касается «Ядерных отходов», то я благодарен и Денису Иванову («Артхаус Трафик»), и режиссеру Владимиру Тихому. Они загорелись идеей проекта «Украина, гудбай!». И реализовали эту идею. И 23-минутный фильм о Чернобыле, снятый под этот проект, таким образом не просто увидели в мире, но еще и оценили.

- Западу и Востоку по-прежнему интересна тема Чернобыля? Миндадзе недавно снимал про зону. Модель Куриленко - туда же. Вот и ты - по тому же адресу. И если информация достоверна, то твой ближайший «полный метр» тоже посвящен чернобыльской тематике?

- Безусловно, на Западе (и на Востоке) на тех или иных фестивалях существуют свои тренды и ориентиры. Но, как мне кажется, дело не только в теме… В частности, если говорить о Локарно, то им интересен стиль киноизложения. Им интересно своеобразие киноязыка. Не хочу, чтобы это показалось нескромностью с моей стороны, но один влиятельный человек, который и вручил мне в Локарно фестивальный трофей, выразил, пожалуй, самое принципиальное суждение о фильме... Этот человек - Марк Пиплоу. Он лауреат премии «Оскар». Он же один из создателей таких культовых фильмов, как «Маленький Будда», «Последний император», «Профессия: репортер». Посмотрев «Ядерные отходы», господин Пиплоу отметил, что долго не мог определиться, какой же фильм он оценивает - документальный или художественный?

И в этом его вопросе для меня - высший балл…

- То есть, вы заведомо шли на «размытие» жанра? На то, чтобы одно перетекало в другое - документальное в художественное? И наоборот?

- Иногда заведомо ничего не делаешь. В творчестве - иногда - все получается само собой. Вот вы спросили о новом фильме о Чернобыле… Действительно, существует такой замысел. Картина будет называться «Люксембург». Сценарий тоже мой. Предлагали эту идею Национальной киностудии имени Довженко. Но не нашли с их стороны понимания. Теперь же не знаю, когда этот проект будет запущен…

- Извини, что подразумевается под «Люксембургом»?

- Дело в том, что площадь герцогства Люксембург - около 2600 квадратных километров. И примерно такая же территория, зараженная радиацией, составляет нашу «зону отчуждения». Зону, ставшую «мертвой», - после Чернобыля…

- Образ интересный. Как бы оксюморон: Чернобыль-Люксембург… Соединение несоединимого…

- Но пока еще рано говорить об этой картине. В ближайшее время хотелось бы начать съемки другого «полного метра».

Этот фильм будет называться «Племя». В определенной степени это развитие темы моей же короткометражки «Глухота». Предполагается рассказ о «племени» людей, которые не слышат мир. И мир, в свою очередь, не всегда способен их расслышать. Такая вот идея.

Мне приятно, что к проекту проявил интерес замечательный оператор - фламандец Ричард ван Оостерхурд.

- Каков примерный бюджет картины?

- Около 1,4 млн. евро. Наше Госкино предполагает выделить на фильм примерно 7 млн. 700 тыс. грн. Но я прошел еще не все этапы «бюрократических проволочек», которые неизбежны на пути к «прекрасному». И эти деньги пока только в перспективе. Но надеюсь… А вот вторую половину бюджета надо искать самостоятельно.

- Трудными будут эти поиски. Кому из наших олигархов, «увлеченных» кино, покажется интересной тема о несчастных людях? Им подавай поголовное «счастье» в виде разухабистых крикливых дебилов из телевизионных развлекательных передач.

- Мне вообще кажется, что мы живем в плену какого-то тотального мифа - будто бы деньги на кино обязан и должен давать только и только большой бизнес. Если искусство кино - составляющая имиджа государства, то государство и должно заботиться об этом своем имидже. Разве все виды спорта приносят какую-либо прибыль? Тем не менее, недавние наши победы на Олимпиаде - это имидж страны. Поэтому государство, а также разного рода общественные фонды, и должны поддерживать кинопроцесс в стране…

- В Локарно ты получил грант фонда Хуберта Белса (Роттердамский кинофестиваль). Именно на производство «Племени». Что это за фонд?

- Белс, уже ушедший из жизни человек, - один из основателей Роттердамского кинофестиваля. И фонд его имени способствует развитию кинематографа «стран третьего мира». Как бы ни двусмысленно это звучало, однако и Украину (увы) по многим кинематографическим раскладам на Западе относят к этому миру, к третьему.

Надеюсь, и этот грант, и поддержка нашего Госкино помогут сдвинуть проект «Племя». Мне кажется, история должна быть очень жесткой… В центре повествования - судьба и судьбы одного интерната. Эдакого закрытого пространства, в котором обитают люди, лишенные счастья и возможности слышать многоголосие мира… Очень много персонажей, очень много сюжетных ответвлений, есть лав стори. «Племя» - это немое кино.

- Это как бы развитие тренда «Артист»? Когда после «Оскара» столь неожиданно вспыхнула мода на немое кино?

- Когда французы на кинофестивале узнали, что предполагается именно немой фильм, то стали как-то подбадривать, мол, о-ля-ля, «Артист», давай-давай… Только это совершенно разные истории. «Племя» - некоммерческая тема. Снятая практически только на зимней натуре. Хотя фильм и предполагается в цвете. Подготовительная работа накануне запуска - сложная, ответственная. Приходится отсматривать много разных претендентов на роли.

- В кадре будут «люди из нашей жизни» или профессионалы?

- Знаешь, есть же немало и профессиональных театральных объединений, в которых работают люди с ограниченными возможностями. Например, в Киеве есть театр «Райдуга». Мимика, жесты - это тоже язык. В том числе и язык кино. На кастинге будем отсматривать претендентов не только из Украины, но и из России. Вот, пожалуй, пока и все. Больше о будущем фильме ничего говорить не буду.

- Но хотя бы намекни, что нас ждет - «беспросветка» или свет в конце тоннеля?

- Финал «Племени», по моим ощущениям, будет для многих неожиданным. Но, может, это кажется только мне? Поживем - увидим.

- Тебя, по-видимому, иногда поругивают наши оптимистичные соотечественники - что за депрессуху снимаешь, неужели нет в жизни счастья?

- Да, порою упрекают, что якобы «спекулирую» на болезненных темах... Особенно после фильмов «Диагноз», «Глухота». Некоторые вообще не понимают, что это за «нудотное кино»?

Если говорить о «Ядерных отходах»… Этот фильм - как наблюдение… Наблюдение за двумя людьми в определенной среде. Этих людей, кстати, играют Светлана Штанько и Сергей Гаврилюк. И, как мне кажется, в этой ленте особенно удалась эротическая сцена… Эдакое эротическое целомудрие. Как мне кажется.

- Есть большие кинорежиссеры, обитатели «большого» острова кино, о которых ты постоянно думаешь, запуская короткий метр или готовясь к полному?

- Ларс фон Триер. Выдающийся режиссер, который превратил некоторые провокации в гениальные произведения искусства. Например, «Догвилль». Ульрих Зайдль. Его «Собачья жара». Если говорить о далеком-далеком прошлом, то все это история кино и о ней нельзя не помнить. Но более всего из той великой когорты мне близок Орсон Уэллс («Гражданин Кейн»).

- Не тайна, что тебе - 37… Но вот в чем «тайна»: можно ли сегодня говорить о «новом поколении» в украинском кино, если многие наши «новые» уже давно мужчины в самом расцвете сил (как карлсоны), а вовсе не одержимые молодые романтики? И вообще, как тебе видится, ваше поколение, согласно Гертруде Стайн, больше «потерянное»? Или, наоборот, нашедшее себя?

- Из-за «мудрой» государственной политики в сфере кино наше кинопоколение трудно назвать во всем состоявшимся или реализовавшимся. Нас как бы «стопорнули» на взлете! А ведь в конце 90-х мы были действительно прогрессивным поколением, которое могло бы горы ворочать!

Скажу не тая, что практически все мои замыслы возникли очень давно - еще в то время, когда мне было 25. Именно тогда все и придумал. О глухих, о других… Но, по сути, так оно и бывает - в этот период и роятся самые интересные идеи в горячих головах.

Сегодня же сетовать на издержки нашего кинопроцесса бессмысленно. Есть то, что есть. Есть фестивальный успех Марины Вроды - и это хорошо. Есть производственное засилье в Украине низкобробных «ТВ-мувиков» (которые россияне снимают у «хохлов» и получают огромные деньги, гораздо больше, чем сами «хохлы»…) - это плохо в смысле падения качества, художественного уровня… Но для кого-то и хорошо, поскольку есть работа и есть заработок. Каждому свое. Кому-то - творчество… А кто хочет денег, тот и получит «только денег».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме