ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ИНДИИ

Поделиться
Редкостное зрелище можно было наблюдать с пятого по десятое февраля с.г. у входа в киевскую «Кинопанораму»...

Редкостное зрелище можно было наблюдать с пятого по десятое февраля с.г. у входа в киевскую «Кинопанораму». Около трех часов пополудни у входа скапливалась порядочная толпа желающих попасть на сеанс, а уже через полчаса администратор с помощниками прекращали допуск. Пара десятков неудачников, оставшихся за дверьми, вступали в бесполезную тяжбу за право проникнуть в переполненный зал. И это при нынешних-то всеобщих толках об упадке интереса к кино! Правда, сеансы были бесплатными, но ведь и фильмы показывали не новые и вовсе не американские. Так проходила в столице Неделя индийского кино, организованная посольством Индии в Украине и благотворительным фондом «Дальний Восток» при любезном содействии директора «Кинопанорамы» Тамары Бирченко-Шулаковой.

Было показано шесть картин, снятых между I980 и 1988 гг.: «Сaлям, Бoмбей!» Миры Наир, «Мистер Индия» Шекхара Капура, «Артист» Самбасива Рао, «Храм любви» К.Бапайя, «И наступит тот день» Сатьена Боса и «Королевство бриллиантов» Сатьяджита Рея. Все ленты в свое время были куплены, дублированы на русский и украинский и прокатывались по всему СССР. Так что об их содержании говорить нет смысла: во всех - любовь и ненависть, нищета и богатство, культ семейных ценностей и обездоленная детвора, преступления и благородство, страсти в клочья и, конечно же, неповторимый индийский вокал и мелос. С точки зрения взыскательного вкуса художественный интерес представляют две ленты - «Салям, Бомбей!» (лауреат Канна-88) и «Королевство бриллиантов» (автор - мудрый и поэтичный классик мирового кино Сатьяджит Рей выступил здесь как сказочник и сатирик). А вот с культурологической точки зрения состоявшийся после долгого всевластия американского масс-культа новый «визит» масс-культа индийского весьма любопытен. Ведь старые, уже виденные фильмы пересматривали в основном «новые украинцы». Нет, не те, что с мобилками и золотыми цепями, они на даровые раздачи не ходоки, а те, кто каждый день решает проблему вульгарного голода. По левую сторону от меня благоухали перегаром парочка бессарабских бомжей, по правую - утонула в креслах стайка явных беспризорников. Передо мной молодая женщина с измученным лицом то одергивала своего вголос скучающего малыша, то вновь впадала в транс сопереживания несчастным влюбленным из «Артиста». За спиной покашливала армия наших жалких пенсионеров. А на экране они видели своих собратьев по социальной судьбе, которые если и не выбивались в «новоиндусы», то по крайней мере достойно несли свой крест, утешались в любви, детях и семейных радостях. Десять лет тому назад, когда эти же ленты впервые появились на нашем экране, между их персонажами и нашими зрителями пролегала не только национально-культурная, но и социальная дистанция. Сегодня даже этническая экзотика в них малозаметна, настолько узнаваема и близка их социальная фактура. Современный массовый зритель, как кажется, склонен еще более безоглядно и страстно откликаться на незамысловатый юмор, лобовой мелодраматизм и аляповатую эстетику индийского кино. Ввиду этого еще раз задумаемся над перспективами нашего собственного кинематографа.

Представим себе место Украины на современной кинокарте мира. Справа от нас в атлантической дымке маячит американский Голливуд с его четырьмя сотнями картин в год, с бюджетами в десятки миллионов долларов на один фильм и умопомрачительными оскаровскими церемониями. Налево - индийский «голливуд», производящий многократ дешевле восемьсот фильмов ежегодно. Аккурат посредине оси, соединяющей этих киногигантов, - там, где положено по геометрии ставить цифру «0» - мы, выпускающие в среднем три малобюджетные игровые ленты в год и не имеющие даже для них пристойного внутреннего проката. По какую сторону от нашего фактического нуля можно видеть реальные перспективы украинского кино? В этом случае ныне почему-то принято смотреть вправо, в сторону Европы, ссылаясь в частности на французский опыт. В обозримом будущем прискорбные экономические обстоятельства (не говоря о других факторах), наверняка, не дадут нам шансов на успех по западному вектру. Так не взглянуть ли нам в сторону Индии? Ведь, как показала Неделя индийского кино, у нас по обе стороны от экрана много общего. В конце концов, мы - индоевропейцы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме