Плоды просвещенной независимости

7 октября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 7 октября-14 октября

Завершил свою работу фестиваль анимационного кино «Крок». Гран-при достался фильму «Молоко» режиссера Игоря Ковалева (США) — выходцу из Киева...

Евгений Сивоконь — лауреат «Зеркала недели»
Евгений Сивоконь — лауреат «Зеркала недели»

Завершил свою работу фестиваль анимационного кино «Крок». Гран-при достался фильму «Молоко» режиссера Игоря Ковалева (США) — выходцу из Киева. Избранником «Зеркала недели» стал Евгений Сивоконь (Украина) со своим фильмом «Засыплет снег дороги».

«Крок» возник в незабываемом 89-м — на волне борьбы за независимость. Правда, отношения мультипликации и большого игрового, художественного кино чем-то напоминали Украину и Россию: сравнительно маленьких аниматоров все время угнетали, выталкивали на периферию, в том числе и фестивальную. «Терпець увірвався», аниматоры-мультипликаторы объявили о своем суверенитете и провели в Киеве первый фестиваль под своим флагом. Затем статус был повышен до международного, более того, «Крок» погрузился на теплоход и отправился в ежегодные плавания водами сначала Днепра, а затем и Волги. Полная независимость…

Самое время теперь спросить: и что это все дало анимации? Просматривая программу нынешнего, двенадцатого по счету «Крока», я время от времени задавался этим вопросом. Ответ мой будет: анимация все больше сознает свою неповторимость, все чаще думает о том, чтобы развивать свой язык. Когда-то я прочитал у знаменитого культуролога Юрия Лотмана, что у мультипликации нет своего собственного языка, что она вынуждена питаться чужими языковыми соками — изобразительного искусства прежде всего. Вряд ли сегодня можно повторить сию сентенцию. Анимация все свободнее в выборе материала и средств для добывания из него образного содержания.

Вот пример — фильм «Молоко» Игоря Ковалева. Киевлянин, кстати, по рождению и воспитанию. Некогда начинал с фазовщика в объединении мультипликации на «Киевнаучфильме», поварился в котле веселой и талантливой команды тех времен (Давид Черкасский, Владимир Дахно, Евгений Сивоконь…). Затем была Москва, где он вместе с другим киевлянином, Александром Татарским, создает студию «Пилот». С 91-го живет и работает в США. Создатель ряда всемирно известных картин, с которыми, впрочем, наш зритель не очень знаком (ну нет у нас ни канала «Культура», ни внятной стратегии ограничения попсы, в том числе и анимационной). Его новейший 15-минутный фильм не имеет сколько-нибудь очевидной для меня связи с иными стилевыми сферами. Он рассказывает о достаточно скучной прозаической реальности, не просматривая ее сквозь призму определенных изобразительных конфигураций (как было у Ковалева, к примеру, в его знаменитой ленте «Его жена курица»). Магия экрана возникает здесь словно бы из ничего. Но возникает! Жюри оценило картину высшим фестивальным баллом — вполне оправданно, ибо здесь видишь один из эволюционных лабиринтов, ведущих в завтрашний день.

Оставшийся кивлянином Евгений Сивоконь в чем-то близок стремлению микшировать традиционную для анимации пластическую доминантность. Его 8-минутный «Засыплет снег дороги» сделан из сыпучих материалов, воспоминания о прошлом здесь приближены к новейшим представлениям о технологических особенностях психической жизни человека (именно Сивоконю и был вручен приз «Зеркала недели» — за феноменальный вклад в отечественное и мировое кино: как режиссера и педагога). Более традиционными оказались режиссеры среднего поколения украинских аниматоров — Наталья Марченкова (рисованная «Война яблок и гусениц») и Олег Педан (кукольный «Ключ»). Однако их работы продемонстрировали настоящее искусство, умение создавать мир фантазийный, удивительно находчивый и умный.

Ну а ученик Сивоконя Александр Шмыгун (он студент еще!) и вовсе обошел всех своих конкурентов в номинации дебютов — его кукольная «Пьеса для трех актеров» сделана уверенной рукой профессионала (куклы работают просто замечательно) и интересно мыслящего человека, который может вытащить из привычной метафоры «Весь мир — театр» новое глубинное содержание. Если добавить, что и остальные украинские участники (молодые режиссеры Анатолий Лавренишин и Александр Гуньковский) выступили вполне уверенно с фильмами «Блуждая между» и «Душ», то поневоле напрашивается оптимистический вывод о том, что отечественная анимация идет в гору. Наверное, не случайно. И школа есть, и традиции, и производство подымается — пусть медленно, но верно. Достаточно сказать, что отборочной комиссии «Крока» было предложено 38 (!) работ. Разумеется, это и рекламная продукция, и клипы, но главное — люди имеют работу, возможность профессионально расти.

Кстати, Шмыгун победил в дебютной номинации, где подбор фильмов оказался, пожалуй, самым интересным. Замечательное соединение пластической и мировоззренческой идей продемонстрировал француз Жереми Клапен в «Позвоночной истории» (Он принужден смотреть только вниз, Она, столь же обреченно, вверх; а вместе — гармония). Интересные философские подходы в трактовании мира предложили швейцарец Рафаэль Зоммерхальдер («Герр Вурфель»), французы Луи Мари Колон («Сломанная кукла»), Жереми Дэпюи («Дождь ручьем») и работающий во Франции поляк Яцек Возняк («Церемония»). Да, именно молодые обнаружили настоящий вкус к философскому осмыслению действительности. Не означает ли это, что чрезмерная забота о зрелищной стороне дела начинает потихоньку отступать? Хорошо бы. Тем более что их поддержали режиссеры постарше — россиянин Иван Максимов («Ветер вдоль берега») и голландец Геррит ван Дейк, продемонстрировавший в «Последних словах» довольно изощренную технику «потока сознания» (на пороге смерти в сознании знаменитого гангстера проносятся самые яркие события жизни).

Ключевым в обширной фестивальной программе россиян оказался проект «Гора самоцветов». Это 52-фильмовый цикл экранизаций сказок народов, населяющих Россию. Украинцев, естественно, тоже. Инициатор и один из руководителей проекта Александр Татарский («Бывших киевлян не бывает!» — изрек он на одной из пресс-конференций) привлек к работе и нескольких украинских режиссеров — Степана Коваля (после триумфального фильма «Шел трамвай № 9» работы в Украине ему так и не нашлось), Ирину Смирнову и Наталью Чернышеву. Сделано и показано уже одиннадцать картин — практически все удачные. Удачей является и заставка Сергея Меринова, предваряющая каждый фильм цикла. Она в меру патриотична, в то же время чуть иронична и тепла — не в последнюю очередь благодаря неповторимому голосу Алексея Баталова…

И как хорошо было бы, если бы один из наших телеканалов взял да и познакомил зрителей с тем, чем живет мировая авторская анимация. С фильмами, говорящими своим голосом. С комментариями специалистов, воссозданием фестивального антуража. Сколько же можно работать телевизионными кинобудками? Господа, поработайте еще и головой!

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ «КРОКА»

«Молоко», США, реж. Игорь Ковалев (Гран-при)

«Я знаю, кто я», Италия, реж. Симоне Масси

«Ветер вдоль берега», Россия, реж. Иван Максимов

«Умереть от любви», Германия, реж.Гил Алкабец

«Район!», Венгрия, реж.Арон Гаудер

«Про Ивана-дурака», Россия, реж.Михаил Алдашин и Олег Ужинов

«Пьеса для трех актеров», Украина, реж.Александр Шмыгун

«Позвоночная история», Франция, реж.Жереми Клапен

«Засыплет снег дороги», Украина, реж.Евгений Сивоконь

«Обман слепца», Испания, реж.Изабель Эргуера

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 20 июля-26 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно