ПИНЗЕЛЬ. ИМЯ-ЛЕГЕНДА

14 января, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 14 января-21 января

В истории мирового искусства в конце XX века изучено наследие всех знаменитых мастеров, кроме Ивана Георгия Пинзеля...

В истории мирового искусства в конце XX века изучено наследие всех знаменитых мастеров, кроме Ивана Георгия Пинзеля. Он стал мастером, который не знал себе равных в Европе в середине XVIII века. В эпоху влияния барокко Пинзель оказался вдали от европейских художественных центров: известных Пражской и Баварской скульптурных школ. Приехав на западно-украинские земли в середине 40-х годов XVIII века, он не стал вступать во Львовский цех скульпторов, а пошел работать к известному украинскому магнату Николаю Потоцкому, который вел расточительный образ жизни, и, возможно, чтобы искупить грехи, все свои сбережения отдал на строительство 77 храмов и церквей. На Пинзеля огромное впечатление произвела восточно-византийская культура, киевские мозаики, соборы и иконы. Он нашел единомышленников и создал целую скульптурную школу, которая воспитала множество учеников и последователей: Матвей и Петр Полеевские, Иван Обороцкий, Михаил Филевич. Все они наследовали Пинзеля, были популярными, но никто не достиг уровня учителя. Его ученики образовали уникальную плеяду, которая называется теперь «Львовская барокковая скульптурная школа XVIII века».

Его имя остается загадкой и по сей день. Скульптуры Ивана Пинзеля имеют черты сходства с канонами Пражской школы (Бернард Браун, Фердинанд Брокоф). Но мастер-новатор создал оригинальную пластику. Его поглотили традиции византизма, которые выражаются в большой экспрессии скульптурных произведений. Кроме того, он по-особенному трактовал саму идею скульптуры. Он уделял много внимания отделке каждой части тела, включая фаланги пальцев, стремился к реализму. Одежды у скульптур наполнены фантазией, а движения — натурализмом. И главное, что отличает его работы от других, это большая духовность, которой отличались также скульптуры Микеланджело.

Пинзель работал в Украине в традициях наших земель. Он поставил две каменные фигуры — св. Яна Непомука и Богоматери, работал над скульптурами святых для Покровской церкви. В начале 50-х в городе Городенце сделал пять алтарей для костела Отцов Миссионеров, четыре — для парафиальной церкви, поставил колонну с фигурой Богородицы, работал над скульптурой для собора св. Юра во Львове. Наиболее яркое по силе эмоционального влияния произведение — Годовицкий алтарь («Голгофа»), а наиболее трагический образ в европейском искусстве XVIII века — «Распятие» для костела св. Мартина (Львов).

Впервые выставки работ Ивана Пинзеля открылись в сентябре 1987 года в залах музея «Олесский замок» — отдел Львовской картинной галереи. Потом экспонаты путешествовали по Москве, Киеву, в 1989 году побывали в Праге, Варшаве, Вроцлаве. Теперь готовится проект для Вашингтонской национальной галереи. В 2002 году состоится выставка в Лувре. Во Львове уже три года действует музей Пинзеля, в котором представлено около 50 его скульптур.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно