ПЕВИЦА БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ

14 июня, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 14 июня-21 июня

Обычно так говорят о искусных хирургах, врачах Божьей милостью. Но уже давно известно, насколько позитивно влияет на здоровье гармония музыки и человеческого голоса...

Обычно так говорят о искусных хирургах, врачах Божьей милостью. Но уже давно известно, насколько позитивно влияет на здоровье гармония музыки и человеческого голоса. Как радует, исцеляет и возрождает душу хорошая песня. Особенно если она звучит из уст настоящего мастера. Сегодня у нас в гостях лауреат Государственной премии им.Т.Г.Шевченко, народная артистка Украины Нина Матвиенко.

Случилось как-то в тяжелые и голодные годы на Житомирщине большая крестьянская семья ожидала рождения ребенка. Родители решили, что не в состоянии будут прокормить еще одно дитя. И вот беременная мама отправилась в соседнее село к доктору на аборт. Трудно сказать, что именно ощущали в то время родители неродившегося младенца. Но что-то заставило отца изменить свое решение и срочно снаряжать коней вдогонку. Успел, хоть кони все были в мыле. Догнал на въезде в село, где жил доктор. Ну не чудо ли?! Не промысел ли Божий?! Ведь тогда еще никто не знал, что великая певица была спасена во чреве. И имени еще не было. Просто пятый ребенок в семье...

И вот родилась маленькая девочка. И назвали ее Ниной. Совсем маленькая родилась, около 2 кг всего. Слабенькая, малоподвижная, еле-еле молоко глотала. Решили, что помирать будет. Как-то в хату зашел человек подорожный. То ли дорогу узнавал, то ли воды просил. Да и приметил, что мать все в люльку заглядывает. «Никак дитя в хате у вас, говорит, не горюйте и берегите девочку. Она принесет славу вам и вашему селу на весь мир». Это было с.Недилыщи Житомирской области.

- Нина Митрофановна, вы просто чудом родились и чудом выжили. А были ли еще после вас дети?

- Да, нас всего было одиннадцать в семье. Большая и дружная семья. И пели все. Поля закончила студию при хоре им. Г.Веревки, а Валя в свое время пела в Черкасском народном хоре. Но жизнь у них сложилась иначе. Суета и будничные проблемы так часто мешают человеку найти себя, раскрыться, показать свой талант.

- Вы же решили профессионально заняться пением. Вы выбрали песню.

- Скорее всего, песня выбрала меня. Но я не хочу на этом делать акцент, поскольку песня выбрала всю Украину. Это дар Божий нашему народу. Вся Украина певучая. От мала до велика. И это знают во всем мире. И настолько она певучая, что многие люди до сих пор думают и уверены в том, что петь - это не работа. Мы понимаем, что ты хорошо поешь, но кем ты работаешь? - спрашивали меня в одном селе.

- А есть ли разница между сельским зрителем и городским?

- А как же! Публика в селе самая требовательная и критичная. Они знают больше, чем я. Я их даже порой боюсь. В село еду, как на испытание. Для себя я объясняю это тем, что я, видимо, оторванная ветка от этого дерева, выпала из календаря жизни. Многого не знаю, многое потеряла...

- Вы мечтали о сцене?

- Нет. В детстве я мечтала стать... шофером. Но петь любила всегда, выступала в составе школьного хора. Занималась драматургией. А конёк мой - юмор. Я часто выступала в различных конкурсах смеха. Училась средне, но была комсоргом класса. Еще успевала и на легкую атлетику ходить. Позже появились другие увлечения и желания, как у всех девушек. После школы работала на заводе крановщицей, табельщицей. А как-то передавали по радио записи хора им.Г.Веревки. Учительница слушала-слушала, да и говорит: «Вот бы тебе с Людой обратиться туда, вас непременно возьмут». Но мы с подругой поехали сначала в театральный институт к народной артистке Украины Юлии Ткаченко. Ее отец в те времена был ректором института. Начали читать ей стихи. Она долго слушала и вдруг, перебив на полуслове, спрашивает: «А спеть можете?». Ну мы как запели! «Да вам, девочки, надо в вокальную студию хора им. Г.Веревки с такими голосами!»

Так мы очутились в студии, позже меня ввели в состав хора.

- Что вы тогда пели?

- На конкурсе в хор я пела буковинскую песню «Висока верба», кстати, это любимая песня бывшего политзаключенного Евгена Сверстюка. А также «Мала я, мала», «Веснянку».

- Слова и музыка последней ваши?

- Точно. Эти песни и стали моим первым репертуаром. А както Авдиевский пробовал дуэт на «Цвіте терен». Всех проверил, и никто не подошел. А я в это время где-то бегала по Киеву. Надо сказать, что, попав в творческую стихию, в эту богему, я была несколько разочарована. Я и актеров себе другими представляла. А оказалось, что это самые обычные люди, простые и со своими слабостями. Моя душа жаждала романтики. Поэтому хор - это была лишь часть моей жизни. Я любила гулять по городу, любоваться его красой. Я жила вне хора. Мне хотелось побывать везде. И жизнь моя была везде.

Но Авдиевский таки поймал меня, прослушал и взял в дуэт. А в 1976 г. меня впервые взяли на гастроли в Мексику и Канаду. В хоре я пела до 1991 г.

- Есть у вас любимая песня?

- Я их все люблю. Под любое настроение есть своя песня. Очень популярна песня И.Поклада и Ю.Рыбчинского «Ой летіли дикі гуси». Почти на каждом концерте я получаю записки с просьбой спеть именно ее.

- Вы поете такие песни, которые никто другой на эстраде не поет. Сколько их в вашем репертуаре?

- У меня их столько, сколько поет украинский народ. Разве можно все сосчитать. Первые песни мне дала мама. Она их знала сотни. Петривки, щедривки, календарные песни. На каждый праздник были свои песни. Поэтому в хоре я долго удивлялась тому, что колядки и щедривки исполнялись круглый год.

- У вас есть ученики?

- Нет. Дело в том, что мне хочется, чтобы другие пели так же, как я. А это невозможно. Каждый должен петь по-своему. В этом-то разнообразии и рождается гармония. В разнообразии красота. Педагог должен очень бережно работать с голосом своих учеников. Ни в коем случае не переделывать, не ломать голос. Лишь обтачивать грани таланта, как драгоценный камень. Талант нужно увидеть и взлелеять, а грани у каждого свои. И по-своему прекрасные.

- И кто же из молодых талантов может так засверкать, стать звездой?

- Я жду взлета Повалий. У нее чудесный голос. Еще мне очень нравятся песни в исполнении Олеси Чаривной, Александра Пономарева.

У нас много талантливой молодежи. Стоит посмотреть хотя бы «Червону руту». Мне кажется, что у многих ее лауреатов есть неплохая перспектива. Только как-то быстро они все исчезают. Был-был исполнитель и нет... А сколько талантов среди исполнителей классической музыки, народной песни! Только почему-то их никто не раскручивает, одна эстрада в эфире.

- Каковой должна быть песня, чтобы стать популярной?

- Качественной во всех отношениях. Не нужно делать примитивные аранжировки. Не стоит петь для того, чтобы просто где-то прозвучать. Ведь никто слушать не будет. Не заниматься антирекламой. Надо равняться на мэтров Н.Яремчука, В.Зинкевича. У них голос на первом плане. А музыка лишь прекрасное сопровождение для голоса. Какой могучий поток прекрасного в музыке В.Ивасюка! В его мелодиях ощущается безудержная жажда жизни, радость молодости, которая не считается ни со временем, ни с законом, ни с общественным строем.

В песнях должен быть контраст. Песня не должна жестоким ритмом бить по голове, она тихонечко должна касаться сердца. И сердце непременно откроется и примет такую музыку. Многие исполнители искусственно создают себе какой-то один имидж. Делают личность в самом себе. А это убийственная теория для певца. Публика все время и будет ожидать от исполнителя именно такую маску. Если артист подыгрывает публике - он пропал. Нужно быть неожиданным перед зрителем. Вот тогда лишь тебя назовут личностью.

- Как вы относитесь к тому, что многие исполнители поют только под голосовую фонограмму?

- Это их беда. Так они голос не сберегут, а, может быть, наоборот - погубят. Ведь голос дан Богом, а раз так, то надо петь. Свой талант нельзя закапывать в землю. Вспомните евангельскую притчу о талантах. На кассетах и на дисках звук мертвый. Пока ты поешь в живую - ты сам живой. Только живой голос может сейчас спасти людей, возродить душу. Зрителя нужно уважать, идти к нему, как на исповедь, и работать в живую. А открывать рот впустую, имитировать пение - это же обман!

- Говорят, песня - душа народа...

- Кроме того у доброй песни есть своя душа. Песня - это тоже плоть, ведь от плоти человеческой она рождается. И у нее есть душа. Если в песне нет души, то она, как злой человек. И такую песню добрые люди слушать не будут.

- Добрая ли музыка рок?

- Я думаю, это чужая музыка для нашего народа, может быть, чужая вообще для человечества. Ведь если у вас заболел ребенок, то вы споете ему колыбельную. А если случилась измена, то тоже включите не рок, а будете искать что-то для души. И так далее. Но у каждого возраста свои увлечения и свои песни, свой ритм жизни. Только все это временно. Время выведет нас из небытия. Рок недолговечный. Всегда остается лишь вечная музыка, которая лечит душу. Песня, которую хочется слушать с утра до вечера. Все, что от Сатаны, уйдет. Есть случайные песни, случайные исполнители. На них и деньги никто тратить не будет. И российские исполнители скоро перестанут к нам ездить. Отбор идет по законам, не нами писанным.

- В разговоре с вами я ощущаю великую жажду жизни и оптимизм. Это ваше жизненное кредо?

- Я очень люблю жизнь. И мне так тяжело, когда я вижу фальшь. Когда нет порыва творчества, нет этого вулкана души. В такие минуты я сажусь за стол и пишу прозу (может, когда-нибудь издам) и письма моим близким.

- Расскажите о своей семье.

- Мой муж художник. Два сына учатся в художественном институте. Один на живописном факультете, а другой на иконописном. А дочка учится в 8 классе школы им.Лысенко.

- Нина Митрофановна, что вас вдохновляет в творчестве?

- Я не ищу новых композиторов или поэтов. Нахожу все, что мне нужно, среди народных песен. Красота и искренность народной песни и вдохновляет меня. Сразу хочется спеть такую песню. Но есть и современная поэзия, которую еще оценят, еще найдут. Это И.Светличный, В.Стус. Чтобы их читать, нужно многое понимать, многое испытать в жизни. Ведь это пророки - указатели пути. Они рыхлят почву и садят нас, мол, растите, это ваша земля! Они не дают спать и жить впустую. Они кричат правдой. Поэтому их и не любили. Мы пересыщены неправдой, но их голос не умолкает. Если бы не эти поводыри, нас бы уже давно не было, как, например, нет Белоруссии. Но к счастью, у нас пророков больше, чем где-либо. Их даже Церковь остерегается, потому что они настоящие Божьи дети. Но придет, придет пророческая весна!

- Я знаю, что вы и на концертах об этом говорите.

- Я всегда стараюсь не просто петь, но еще и разговаривать с залом. Говорю людям, не думайте, что это просто песня звучит. Тут рядом Бог и созданная им природа. Вы родились среди такой красоты! Оглянитесь же, вы так заняты, что и не замечаете ее! Как можно среди такой красоты убивать, издеваться, творить зло! Может, народная песня поможет вам исправиться и покаяться. Почему в мире столько трагедий? Да потому, что мы не идем в церковь, не каемся. А ведь на многих столько проклятий и пагубы! Сходите, исповедайтесь, а прежде попросите прощения у ближних своих. Человек должен быть добрым, чистым и ступать по Земле так, чтобы почки на деревьях распускались...

Не так давно за выдающийся вклад в умножение добра на Земле Фонд международной премии им.М.А.Касьяна наградил Нину Матвиенко орденом св.Николая Чудотворца. Ей суждено было родиться и творить добро в звуках. «ЗН» поздравляет артистку с этой высокой наградой!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно