ПЕРВЫЙ В ХХI ПЕРЕХОДИТ В «ЧЕРТОВУ ДЮЖИНУ»

22 июня, 2001, 00:00 Распечатать

Долгие, до предела насыщенные фестивальные дни растаяли во времени мгновеньем, оставляя уже истории просмотры, дискуссии, «круглые столы» и кулуарные споры...

«О, не лети так жизнь... Леонид Филатов»
Это и есть «Сестры»
«О, не лети так жизнь... Леонид Филатов»

Долгие, до предела насыщенные фестивальные дни растаяли во времени мгновеньем, оставляя уже истории просмотры, дискуссии, «круглые столы» и кулуарные споры. Первый «Кинотавр» нового века, раздав призы, устремился в будущее, готовя сюрпризы ХIII открытого Российского со всеми присущими «чертовой дюжине» невероятностями и VIII Международного фестивалей. На память о киномарафоне заиграл всеми цветами радуги в сочинском небе прощальный фейерверк, и прошли, прощаясь на год, по звездной дорожке гости и участники «Кинотавра», оставив на Театральной площади самый большой в мире киноэкран. Здесь сочинцы и многочисленные отдыхающие каждый вечер, как во время фестиваля, будут смотреть «наше» кино. И, думаю, так же, как и во время кинофорума, не будет там на одного свободного места.

 

Уже один этот кинотеатр под открытым небом полностью оправдывает невероятные многолетние усилия устроителей фестиваля, шаг за шагом возвращающего зрителей в кинотеатры. Но надо отдать должное идеологу и отцу-основателю «Кинотавра» Марку Рудинштейну, не сломившемуся в самые сложные «бескиношные» моменты, когда кинопроцесс в стране практически замер, и внесшего громадную лепту в его безусловное возрождение. Правда, на последней пресс-конференции Марк Григорьевич выразил серьезную озабоченность по поводу «замороженного» состояния закона о кино — льготы, стимулирующие кинопроцесс, заканчиваются в этом году и, если закон не будет принят в новой редакции, может снова наступить стагнация.

Это и есть «Сестры»

Но надежда умирает последней. «Кинотавр», как и само кино, живет, ищет новые формы общения в цепочке творец—зритель, и совместно с сочинской администрацией собирается создать через два года в городе фестивальную зону. На месте Зимнего театра должен вырасти Дворец кино с шестью кинозалами, а к отреставрированной «Жемчужине» присоединятся еще две высококлассные гостиницы, включая «Редисон», которым станет ветхий «Ленинград». И многочисленные зрители смогут знакомиться не только с новинками отечественного кинематографа, но и смотреть европейское кино.

Кроме того, осенью этого года, во время осенних школьных каникул — с 28 октября по 10 ноября, — осуществится давняя мечта Рудинштейна: в Сочи пройдет Международный детский кинофестиваль «Кинотаврик». Это будет большой мировой киносмотр, состоящий из трех разделов, — детство, отрочество, юность. Он даст возможность детям, уже много лет лишенным предназначенного специально для них зрительного ряда, познакомиться со «своим» кино, которого, в отличие от наших стран, в мире производится достаточно. Детский кинофорум станет постоянным событием осеннего Сочи.

Осень впереди, «Кинотвр» позади, впечатления от него свежи. Постараюсь поделиться ими безотносительно к решениям жюри. Тем более что им пришлось принимать нелегкие вердикты — ведь не существует премии отдельно для арт-фильма и зрительского кино. Я же, рискуя навлечь на себя гнев профессионалов, убеждена, что все эти «водоразделы» весьма условны — есть хорошее или плохое кино.

Начнем с дебютов. Этот конкурс, за неимением таковых, отсутствовал в прошлом году в регламенте ОРФ. Но именно он показателен в плане перспективных развитий сегодняшнего кинематографа, который определяет, хотим мы этого или нет, взгляды, вкусы, интеллект и профессионализм вступающих в мир кино творцов. Ирина Рубанова, директор программ ОРФ, десять лет стоящая у истоков формирования программ, не скрывала своей радости уже от самого факта существования дебютов.

 

— Дебюты не просто есть. Они присутствуют в достаточно убедительном количестве. Мы показываем тринадцать дебютов. Два из них («Приходи на меня посмотреть» и «Бременские музыканты» — об этих лентах уже писало «ЗН» в контексте «Ликов любви» и «Кинотавра») сделаны соответственно маститыми актерами — Олегом Янковским и Александром Абдуловым — и включены в основной конкурс, чтобы не давить именами на начинающих, пусть и не всегда собственно молодых, часто пришедших из других видов кинематографа или из рекламы. Сложность состоит в том, что наше кино существует, что бы мы ни говорили, в несколько виртуальном режиме, если возвращаться к проблеме проката. Радость от появления новых кинотеатров омрачается ставкой на прокат, в основном, американских блокбастеров, оставляя за рамками внимания наше кино.

Есть еще один момент — творческий. Поскольку наша жизнь так «переболталась» и в умах существует некий разброд, хаос, не вижу такой художественной воли в кино, которая его могла бы как-то структурировать, прозреть нечто, что могло быть перспективой, призывом, верой. У нас нет религиозного сознания, соответственно нет упования на вертикаль. Это может быть Бог, идеал, этическая заповедь и т.д.

 

Лидер дебютной обоймы фильм Сергея Бодрова-младшего «Сестры» хоть и не является прямым продолжением его актерских хитов «Брата» и «Брата-2», все же продолжает нести в неокрепшие души национальную идею, замешанную на крови. И нецелованная девочка-снайпер, отстояв свою и младшей сводной сестрички честь и достоинство, пока никого не убив, остается все же на родине, продолжая совершенствовать снайперское мастерство и утверждая готовность стрелять в человека, коли возникнет такая необходимость.

Попыткой освоить новый изобразительный язык отличается картина Екатерины Харламовой «Текст или апология комментария», соединивший в себе байки Фаины Раневской и ранний рассказ Владимира Набокова «Забытый поэт». Автор играет и с сюжетом, и с литературным персонажем, выстраивая некий причудливый кроссворд. Немножко назидательно, немножко скучно, немножко любопытно, но ведь не все зрители заядлые кроссвордисты.

Претенциозно стилизованный «Репете» Евгения Малевского оставляет горький привкус вторичности. А попытке Владимира Щеголькова соединить триллер и черную комедию в своей работе «С днем рождения, Лола» явно помешали превратное понимание юмора и неумение почувствовать жесткий ритм триллера. Ярко же и богато презентованный на прошлом и показанный на этом «Кинотавре» дебют рекламного клипмейкера Евгения Лаврентьева «Афера» с Александром Лазаревым-младшим и Марией Голубкиной в заглавных ролях оказался просто провальной попыткой продюсеров-дебютантов подойти к созданию кино с мерками современного псевдорынка.

Неким особняком стоит в дебютном показе документально-постановочная лента Татьяны Воронецкой «О, не лети так жизнь... Леонид Филатов». Автор и режиссер в едином лице — давний апологет творчества Филатова, продюсер так и не состоявшейся по многим причинам, включая болезнь самого Леонида Филатова, картины «Похождения Толика Парамонова». Желание познакомить зрителя с этой незавершенной работой послужило целью создания фильма. Попытка любопытная, но абсолютно не структурированная, без четкого сценарного стержня, распадается на отдельные эпизоды встречи с любимым актером, которого так страшно изменила, но не сломала болезнь.

Общее впечатление от дебютов — незавершенность исканий, отсутствие гуманитарных пристрастий, самовыражение исключительно для себя и узкого круга близких знакомых. Почти безнадежное кино. Тому подтверждение — участие в основном конкурсе недавнего дебютанта-призера «Кинотавра» Андрея Разенкова, увенчанного тогда наградой за «Тесты для настоящих мужчин». «Северное сияние», новая его работа, — квинтэссенция пошлости предыдущего. Романтическая мелодрама на темы Эдипова комплекса не формируется в кино, даже несмотря на участие таких артистов, как Михаил Ульянов, Александр Збруев, Лариса Удовиченко и др. В связи с вышесказанным невольно задумываешься о непредсказуемости денежных потоков, направленных в кино. К тому же, явный бич сегодняшних дебютов — отсутствие профессиональных сценаристов. Режиссеры, по-моему, напрасно уверовали в собственные силы в этом начальном этапе создания кино. И невольно мучает ностальгия по творческому объединению «Дебют», где, конечно, непросто было получить постановку, но существовал институт высокопрофессиональных редакторов.

Рассказ об основном конкурсе и внеконкурсных показах, гвоздем которых, безусловно, был «Телец» Александра Сокурова, продолжим в следующем номере, равно как и воспоминания о фестивальных буднях вне просмотров.

А сейчас перейдем к обзору Международного фестиваля «Кинотавр», предварив его комментарием директора программ МКФ Сергея Лаврентьева, ведь смена идеологии фестиваля влечет за собой определенные трудности в формировании программы.

 

— В Европе сейчас много снимается фильмов, а прокат везде заполнен голливудской продукцией. Посему все заинтересованы в том, чтобы свои картины показывать хотя бы на фестивалях. Трудностей было не больше, чем в прошлые годы. У нас 21 картина в конкурсе и приехало 17 творческих групп. Единственная трудность была с несколькими картинами, которые я хотел взять в конкурс, но мне их не дали, т.к. еще не было мировой премьеры. Мировая премьера в Сочи, как и в любом российском или украинском городе, не сделает для раскрутки картины того, что может сделать участие картины в любой, не обязательно конкурсной программе в Каннах, например.

Во многих европейских странах появляются картины, сочетающие в себе высокую художественность, которой всегда славилось кино Старого Света, с внешней, зрительской привлекательностью. Мы пытались составить конкурсную программу фестиваля именно из таких фильмов.

 

Призы VIII МКФ в Сочи

«Золотая роза», главный приз фестиваля —«Мой брат Том» (Великобритания)

Гран-при «Жемчужина мира» — «Когда дедушка любил Риту Хейуорт» (Германия—Швейцария—Чехия)

Специальный приз жюри — «Земля правды, любви и свободы» (Югославия) и «K. af. ka-фрагмент» (Австрия—Германия)

Приз за лучшую женскую роль — Дора Полич («Кассирша хочет поехать на море», Хорватия)

Приз за лучшую мужскую роль — Бен Уишо («Мой брат Том»)

Приз ФИПРЕССИ — «Второстепенные люди» (Кира Муратова, Украина) и «Когда дедушка любил Риту Хейурот» (Ива Шварцова)

Призы ХП ОРКФ в Сочи

«Золотая роза» — «Нежный возраст» (Сергей Соловьев)

Гран-при «Жемчужина мира» — «Яды, или Всемирная история отравлений» (Карен Шахназаров)

Специальный приз — «Даун-хаус» (Роман Качанов) и «Президент и его внучка» (Тигран Кеосаян)

Приз за лучшую женскую роль — Ольга Конская, «Любовь и другие кошмары»

Приз за лучшую мужскую роль — Олег Янковский, «Приходи на меня посмотреть»

Приз Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму — Энри Лолашвили («Нежный возраст»)

Приз Президентского совета фестиваля — «Таежный роман» Александра Митты

Конкурс «Дебют»

Гран-при — «Сестры» (Сергей Бодров-мл.)

Специальный приз — «Текст или апология комментария» (Екатерина Харламова), Оксана Акиньшина и Катя Горина — исполнительницы ролей сестер в одноименном фильме

Финал П форума молодого кино «Дебют-Кинотавр»

Приз за лучший игровой фильм — «Птицы одного полета» (Германия)

Приз за лучший документальный фильм — «Щепка» (Россия)

Приз за лучший анимационный фильм — «Соседи» (Россия)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно