ПЕРЕЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ: УПОРЯДОЧЕНИЕ РЫНКА ИЛИ «УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ»?

19 января, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 19 января-26 января

Телерадиобизнес возник в Украине относительно недавно. Только девять лет назад начали создаваться первые украинские коммерческие каналы телевидения и радио...

Телерадиобизнес возник в Украине относительно недавно. Только девять лет назад начали создаваться первые украинские коммерческие каналы телевидения и радио. За это время некоторые из них завоевали собственную аудиторию и стали производить собственный информационный продукт. Наметились признаки реальной конкуренции между телерадиокомпаниями, а значит, люди получили возможность выбирать, что им смотреть в эфире и что слушать. Как дальше будет развиваться отечественное медиа-пространство, в значительной мере зависит от нескольких обстоятельств: смогут ли украинские ТВ и радио стать экономически независимыми и выдержать конкуренцию с российскими масс-медиа, удастся ли в ближайшее время привести в порядок законодательство относительно СМИ и создать цивилизованные правила игры на этом сегменте рынка и как будет проведено перелицензирование телерадиокомпаний, которое должно начаться в ближайшее время. Именно этот комплекс вопросов был в центре внимания на первых общественных слушаниях о состоянии электронных СМИ, организованных Независимой ассоциацией вещателей и «Инерньюз—Украина».

 

В течение последних лет количество телеканалов и радиостанций в Украине постоянно возрастало — ныне официально зарегистрировано 797 телерадиоорганизаций, получивших 974 лицензии на вещание. Преобладающее их большинство — частные компании, единственным источником дохода для которых, как правило, является реклама. Хотя, следует сказать, рекламный рынок в Украине за это самое время развивался значительно менее бурными темпами. Годовой оборот живых денег на
этом рынке, по подсчетам экспертов, в 2000 году не превышал
34 млн. долл. Технические же затраты телерадиовещателей с оплатой услуг концерну РРТ составляют около 25 млн. долл. Так что реальный доход от медиа-бизнеса — менее 10 млн. долл. в год, и это на 797 телерадиоорганизаций.

К тому же в Украине довольно жесткое рекламное законодательство. Подсчитывал ли кто-то, во сколько телевизионщикам обходится лишь пункт о запрете прерывания рекламой фильмов (часть третья статьи 30 закона Украины «О телевидении и радиовещании», часть вторая пункта 2 статьи 12 закона Украины «О рекламе»). В большинстве развитых стран мира, где медиа-бизнес является весьма прибыльным делом, такой запрет вызвал бы бешеное сопротивление со стороны СМИ и соответствующего лобби.

Руководители украинских телерадиокомпаний постоянно поднимают вопрос и о целесообразности запрета рекламы табачных изделий и алкогольных напитков. Необходимость пропаганды здорового образа жизни в Украине очевидна, тем не менее можно ли говорить о каком-либо общественном эффекте от такого запрета, если с теле- и радиоканалов реклама табака и алкоголя перешла на объекты внешней рекламы и страницы печатных средств массовой информации. Украинские вещатели говорят, что смягчение некоторых положений закона «О рекламе» может существенным образом улучшить экономическое положение ТРО. Ведь не секрет, что в условиях экономической зависимости все разговоры о реальной свободе слова в стране останутся разговорами.

Не улучшает положения дел на украинском ТВ и радио и то, что им постоянно приходится конкурировать с российскими каналами, широко представленными в Украине ретрансляторами. По информации Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, имеется 29 организаций, предоставивших свой эфир другим вещателям, и все они имеют статус региональных или местных вещателей. Чаще всего ретранслируются российские ТВ-каналы (например, из пакета НТВ-Плюс, РТР, ТВЦ,) и такие радиостанции, как «Русское радио», «Европа плюс», «Мелодия». 7 декабря прошлого года Нацсовет сделал предупреждение ретрансляторам — телерадиоорганизациям, которые полностью или частично передали собственный канал вещания в пользование другим юридическим или физическим лицам, нарушая тем самым лицензию на вещание.

Однако недавно оказалось, что деятельность таких ретрансляторов фактически узаконена соглашением между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания, подписанным 23 октября 2000 года в Москве министрами иностранных дел обеих стран. В статье 5 этого документа указывается, что «распространение телерадиопрограмм на территории государства второй Стороны осуществляется на платной основе путем заключения договоров между заинтересованными организациями государств Сторон. Объемы вещания, транзита телерадиопрограмм, условия передачи рекламных материалов, форма платежей и взаимных расчетов уточняются при заключении каждого договора». То есть любая украинская организация может заключить договор с российской телерадиокомпанией о ретрансляции ее программ включая рекламу, и еще не ясно, кто кому за это должен платить. Более того, в статье 1 записано, что «Стороны соглашаются с использованием украинского языка во время трансляции программ украинских телерадиовещательных организаций и русского языка во время трансляции программ российских телерадиовещательных организаций».

Обнародование этого соглашения на общественных слушаниях относительно украинского медиа-законодательства стало полной неожиданностью для многих должностных лиц. В частности, зампред Госкомитета по вопросам информации Степан Павлюк заявил, что о факте существования этого соглашения в комитете ничего не знают, хотя Государственный комитет является такой же составляющей украинского правительства, как и МИД. А первый зампред Нацсовета Никита Потураев признал, что Нацсовет не принимал участия в разработке этого документа, что противоречит действующему законодательству.

К сожалению, это не единственный пример того, как правовые акты, регулирующие деятельность СМИ, противоречат друг другу. Так, например, закон Украины «О телевидении и радиовещании» (статья 5) предусматривает право Национального совета своим решениям аннулировать лицензию в случае нарушения телерадиоорганизацией действующего законодательства и условий, указанных в лицензии на право пользования каналами вещания. Вместе с тем закон Украины «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» (статьи 32, 36) устанавливает совершенно иной порядок лишения телерадиоорганизации лицензии — для этого Национальный совет должен обращаться в суд. Члены профильного комитета Верховной Рады говорят, что эти разногласия будут устранены с принятием нового закона «О телевидении и радиовещании», проект которого разрабатывается.

Проблема лицензий пока остается едва ли не самой актуальной для телерадиовещателей. В прошлом году завершился срок действия лицензий 78 телерадиоорганизаций, в нынешнем — в очереди на повторное получение лицензии еще двести компаний. Процесс перелицензирования значительно задержался из-за несвоевременного формирования состава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, и только 23 ноября 2000 года Нацсовет принял решение об объявлении конкурса на 51 канал вещания. В конкурсе имеют право участвовать не только уже работающие ТРК, но и желающие начать деятельность.

Члены Нацсовета заявили, что заявки будет рассматривать специальная экспертная комиссия, которая и определит, кто получит лицензию. Впрочем, Нацсовет по закону обязан разработать, утвердить и опубликовать в средствах массовой информации положение о порядке лицензирования телерадиовещания (статья 22) и положение об условиях конкурса на получение лицензии (статья 24), что до сих пор не сделано. Так что накануне перелицензирования руководители телерадиокомпаний узнают, по каким нормам будет проходить этот процесс, из выступлений и заявлений членов Нацсовета.

По словам Никиты Потураева, процедура перелицензирования будет прозрачной и довольно простой. Приоритет получат те компании, которые уже работают на рынке, с учетом того, соблюдали ли они условия, заявленные в предшествующей лицензии. Для участия в конкурсе рекомендовано предоставить результаты аудита деятельности телерадиоорганизации и бизнес-план на следующие годы. Приоритет, говорит г-н Потураев, будет предоставляться тем компаниям, которые задекларируют будущие инвестиции в техническое переоснащение телеканалов и радиостанций и в создание новых программных продуктов и четко выпишут, откуда они будут брать на это средства.

Члены Нацсовета справедливо делают акцент на том, что состояние большинства телерадиокомпаний довольно плачевно, а возможности отечественного рекламного рынка не могут обеспечить существования всех зарегистрированных электронных СМИ. Посему выход они усматривают в сокращении количества телерадиоорганизаций, указывая на необходимость улучшения качества работы уже существующих СМИ, а не на создание новых.

Тем временем руководители телерадиовещательных организаций перелицензирования ожидают с немалыми опасениями. По крайней мере об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Независимой ассоциацией вещателей Украины, в котором приняли участие 180 телерадиокомпаний. 90% опрошенных считают, что правила проведения Нацсоветом конкурсов по предоставлению лицензии не гарантируют принятия объективного и непредвзятого решения. Отвечая на вопрос, какие факторы будут влиять на решение Нацсовета выдать лицензию в вашем регионе, 50% назвали общую политическую лояльность ТРО, 20% респондентов считают, что определяющим будет язык, на котором ведется трансляция, 10% — качество и высокий рейтинг программ и только 5% считают, что главным будет безоговорочное соответствие условиям предоставления лицензий.

Впрочем, представители телерадиоорганизаций признают, что сами часто нарушали условия лицензии. На вопрос, можете ли вы утверждать, что ваша ТРО выполняла все требования лицензии в течение года (спектр программ, соотношение национального и другого продукта, авторские программы, авторские права и т.д.), «да» ответили только 10%, категоричное «нет» — 70%. Препятствием к выполнению условий лицензии 70% респондентов назвали требования относительно объема вещания на государственном языке. Оставшиеся 30% такой причиной назвали трудную экономическую ситуацию в стране вообще и финансовое состояние ТРО в частности.

Несмотря на это, восстановить свои лицензии хотели бы все 100% опрошенных. Ответ на вопрос, почему это так, учитывая низкую прибыльность этого вида бизнеса на современном этапе, очевиден. Люди, вложившие в собственные телерадиокомпании немалые средства, надеются наконец-то получить прибыль. Кое-кто из руководства ТВ-каналов и радиостанций даже боится прогнозировать, что произойдет, если им не удастся снова получить лицензию. Ведь речь идет не только об инвестициях в дорогую технику, но и о значительном количестве рабочих мест. Кто-то полушутя говорит даже о возможности возникновения, например, палаточных городков у дверей Нацсовета.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что, по мнению половины опрошенных, определяющими для получения лицензии будут политические аспекты, а именно — лояльность к властям. Посему руководители СМИ не исключают, что перелицензирование может оказаться инструментом для укрощения оппозиционных масс-медиа и перераспределения рынка.

Представители Нацсовета, в свою очередь, заявляют, что перелицензированием планируется лишь добиться, чтобы отечественное телерадиопространство стало более конкурентоспособным и профессиональным.

Пока однозначно можно утверждать одно: грядущее перелицензирование внесет свои коррективы в формирование украинского масс-медийного пространства. Ожидания какой стороны были ближе к реальности, мы узнаем уже скоро. Поживем — увидим и услышим…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно