ПАМЯТИ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ

22 января, 1999, 00:00 Распечатать

Концерт с таким названием, который прошел в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии Ук...

Концерт с таким названием, который прошел в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины, обязан своим появлением инициативе Романа Кофмана - давнего поклонника творчества композитора, сделавшего немало, чтобы его произведения обрели известность и завоевали любовь киевлян. Больше двадцати лет назад Кофман вошел в круг наиболее близких композитору, понимающих его музыкантов, которые раньше других оценили масштаб его таланта, для которых его музыка стала частью их собственного мира и их души. И то, что звучало в этот знаменательный, торжественно величавый, овеянный светлой печалью вечер, было исполнено особого значения.

Строгая сосредоточенность и лирическая проникновенность определяли характер интерпретации Камерным оркестром Национальной филармонии Украины знаменитого Адажио Самюэля Барбера. Роман Кофман дирижировал этим произведением на память, словно бы настраиваясь на особую волну, подготавливая себя и слушателей к восприятию двух главных номеров программы: Кончерто гроссо и Реквиема Альфреда Шнитке. А такой настрой действительно был необходим. Предстояло провести грань между тем, что рассеивает внимание, погружает в суету мелочных повседневных забот и поверхностных чувствований, и миром надвременным, полным смысла и глубоких прозрений. В этом инобытии музыки, созданной творцом, еще недавно бывшим среди нас, каждый из сидящих в зале узнавал и не узнавал себя, свои надежды, терзания, вихрь мыслей, разрывающую сердце тоску, боль утрат...

Встреча с собой и беспощадно жестоким временем не каждому давалась легко. Моя соседка - незнакомая пожилая дама из тех, в ком узнаются многолетние постоянные посетители филармонии, - в разгар безудержного разгула апокалипсических образов Кончерто гроссо, не выдержав, стала возмущаться: «Это ужас, какой кошмар, это же ад, это то, что творится вокруг и чем мы живем. Я впервые слушаю Шнитке и больше не хочу!» В такой реакции бессознательно была схвачена одна из важных идей произведения. В нем отразился трагический слом нашей эпохи, в котором высокое искусство перестает быть светлым оазисом, защитным средством от напора разрушительных стихий. Знакомый мир классики, за который цепляется сознание, здесь не просто обрушивается и раскалывается на скрежещущие, визжащие осколки звучаний, как в фильмах Феллини. У Шнитке в потоке пугающих музыкальных трансформаций возникают темы-оборотни, взаимодействующие в диком дьявольском шабаше. В нарастающем напоре динамичные, полные энергии образы, вызывающие в памяти концерты Вивальди, музыку Баха, преображаются в нагло издевательские воинственные парады фантастических насекомых в духе фантасмагорий Кафки.

И тут же из хаоса возникают обрывки обнаженно-чувственного танго смерти. А обрамляющие ностальгические мотивы, сосредоточенные в прозрачно отстраненных звучаниях Прелюдии и Постлюдии, предстают в мистическом свечении «прощального привета».

Кончерто гроссо создано для необычного состава, который включает две солирующие скрипки, клавесин, подготовленное фортепиано и струнный оркестр. Это произведение входит в постоянный репертуар руководимого Романом Кофманом Киевского камерного оркестра и в исполнении этого коллектива с успехом звучало во многих странах, в том числе во время последних триумфальных гастролей в Японии. Роман Кофман был первым исполнителем Кончерто гроссо в Украине. Тогда, двадцать один год назад, сольные партии исполнили выдающиеся музыканты, которым Шнитке посвятил свое сочинение, - Гидон Кремер и Татьяна Гринденко. А за Фортепиано и клавесином сидел в тот вечер сам композитор. В нынешнем концерте свою убедительную интерпретацию сочинения предложили талантливые музыканты Киевского камерного оркестра Вадим Борисов и Олег Чеботуров (партии рояля и клавесина исполнял еще один участник оркестра Хосе Эрнандос).

Во втором отделении концерта прозвучал Реквием Шнитке, подготовленный капеллой «Думка» и явившийся для этого известного хорового коллектива опытом освоения новой, не вполне привычной стилистики. В прошлом сезоне в концерте, также посвященном музыке Шнитке, Реквием пел Камерный хор Харьковской филармонии под управлением Вячеслава Палкина (дирижер Игорь Палкин). Под управлением Романа Кофмана Реквием в свое время звучал в исполнении и студенческого хора консерватории, и хора украинского радио. В различных интерпретациях на первый план выступали разные стороны этого выдающегося, удивительно многослойного и многогранного произведения. В трактовке капеллы «Думка» с ее теплым звуком, богатством нюансов звучания, диапазоном контрастов, простирающихся от едва слышного трепетного пиано до мощного фортиссимо, наиболее рельефно были выделены эффектно театральные качества Реквиема, как известно, написанного как музыка к пьесе Ф.Шиллера «Дон Карлос». Исполнение было безупречным с точки зрения технической, продуманным и выверенным, но нечто существенное все же утратилось. Преобладающими оказались чисто земные чувства, а не мистическая отстраненность и дыхание вечности. По моему мнению, для самого произведения больше подходит камерный хоровой состав, тем более что сопровождается в нем хор не полновесным оркестром, как в знаменитом Реквиеме Верди, а камерным ансамблем со специфическим подбором тембров (большой набор ударных, две электрогитары, орган). Однако переполненный зал принимал с огромным энтузиазмом все номера программы, чем вознаградил исполнителей за их труд и доказал, что Киев не просто чтит память гениального музыканта-современника, но любит и понимает его музыку.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно