От вашего стола — нашему столу! Нулевые: десять «подарков» под елку

29 декабря, 2010, 15:50 Распечатать Выпуск №49, 29 декабря-14 января

Время летит со скоростью света. Вот и первая «декада» нового тысячелетия растаяла как прошлогодний снег...

Время летит со скоростью света. Вот и первая «декада» нового тысячелетия растаяла как прошлогодний снег. В связи с успешным финишем этой первой десятилетки, естественно, есть КОГО вспомнить и есть о КОМ посудачить. Миллениум преподнес немало изысканных «деликатесов»: брендов, трендов, ньюсмейкеров, ньюстар… так или иначе определявших пейзаж нулевых.

Некоторые «культурные подарки» — от набирающего разбег ХХI века — вместе с вами и вспомним накануне Нового года…

ГАРРИ ПОТТЕР, КОТОРОМУ ЦЕЛОГО МИРА МАЛО. 2000-е — время волшебника из школы Хогвардс… «Литературного сына» фантазерки Джоан Роулинг. Оскорбленная и покинутая, она решила написать эту книгу как спасение от одиночества (и средство для пропитания)... В итоге получила все, о чем может мечтать начинающий литератор, и даже больше. Сегодня миссис Роулинг — на 620-м месте в списке самых богатых людей планеты. Она «круче» королевы Елизаветы II. Доходы от книжек, картин и компьютерных игр и в дальнейшем не позволят ей бедствовать. Десять лет ее очкарик (с «тайной» за пазухой) держал человечество в ежовых рукавицах. И хотя первая часть эпопеи опубликована в 1997-м, именно 2000-е создали «культ Поттера» и «параллельный мир Поттера». «Поттеромания» возбуждалась каждый раз, когда ожидали выхода очередного романа или всем миром готовились к премьере экранизации «по мотивам». Гарри, без преувеличения, оказался «новым героем волшебного времени». Судя по тиражам и кассовым сборам. Лучшее в нем — «принуждение» к дружбе. Все-таки главное это, а не магические трюки. Поттера пытались упрекать в неоднозначном влиянии на неокрепшие умы. Мол, черная магия. Впрочем, «те» дети за десять лет выросли. И скоро уже «их» дети подсядут на возможное продолжение приключений поттеровской династии. Во всяком случае Роулинг не сказала «нет».

ГЛАМУР, КОТОРЫЙ «ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ». В английском словечко имеет невинные значения: «шарм», «очарование», «обаяние». Но 2000-е утрамбовали «гламур» в качестве новейшей «формы существования» самых-самых… Тех, к кому нам с вами не дотянуться. Гламур — параллельный мир. В нем искусственность заменяет подлинность, а глянец замещает душу. Он соблазняет с обложки, с рекламы в «ящике». Гламур возводят едва ли не в новый «стиль». С утра до ночи пичкая обывателя множеством телепрограмм о «светлой жизни» одноклеточных организмов из разнообразных параллельных «красот». Если «там» гламур стал лишь одной из разновидностей обитания сильных-пресыщенных, то «здесь» он прямо-таки просится в какой-нибудь из разделов вечно совершенствующейся нашей Конституции. Так как пространство гламура в первую «декаду» явно вытесняет пространство здравого смысла.

ЛЕДИ ГАГА, КОТОРАЯ ПОЕТ. Скупой на яркие творческие личности ХХI век рождает тем временем персонажей «синтетических». Но по-своему манящих и дразнящих. «Заместительницей» певицы Мадонны (поп-иконы конца ХХ века) на обозреваемом промежутке становится Стефани Джоан Анджелина Джерманотта. Она же — Lady Gaga. Новейшее увлечение человечества. Ее осознанная карьера началась совсем недавно, в 2006-м. Тогда же она взяла в оборот «фишку» из песни Queen — Radio Ga-Ga. Жила-была Стефани Джоан, а стала вдруг — Леди. Осенью 2008-го начинается ее большое гастрольное паломничество в мир. В 2009-м взлетает практически на все существующие хит-парадные вершины. В прошлом году (сентябрь) ее обозвали «королевой скачивания», так как ее треки стали пользоваться наибольшим спросом. А в марте 2010-го YouTube радостно отрапортовал: 100 000 000 — это число пользователей, жаждущих смотреть ее клипы. Феномен экстравагантной и,
в конце концов, ничем не примечательной девушки в ее имиджевой и музыкальной эклектичности. И в довольно легкой усвояемости «продукта». Способная на разнообразные выходки, она рассчитывает подольше задержаться на поп-олимпе.

3D-ИСТЕРИЯ, КОТОРАЯ ИЗМЕНИЛА ПРОКАТ. Существовавший в советское время киевский стереоскопический кинотеатр на склоне Днепра вряд ли мог представить, что… Что пройдут десятилетия — и объемная картинка (вызывающая у зрителя иллюзию глубины) будет выдаваться в кино за невиданное ноу-хау. Кассовый мегауспех объемного «Аватара» Джеймса Кэмерона (2009, 166 минут) вынудит большинство кинотеатров лихорадочно обзаводиться 3D-оборудованием, потому что таков диктат рынка. Нынче «трехмерная графика» и «3D-кинематограф» — обыденность проката. Многие проекты, запущенные год-два назад, срочно переформатируются в 3D. Последний «Гарри Поттер» летом 2011-го также ожидается в трехмерном восприятии. Даже такие старые хиты как «Титаник» Джеймса Кэмерона, экстренно «препарируют» под новую технологию.


ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА, КОТОРАЯ, ВОЗМОЖНО, СПАСЕТ ЛЕС. Заметные подвижки в этом направлении начались года за два до начала нового тысячелетия (первые массовые электронные книги: устройства с монохромными LCD-экранами). А в 2007-м разворачивается, без преувеличения, «бум» вокруг электронных книжек. Появляются экраны «с технологией электронной бумаги». До невиданных чудес доходит технический прогресс, и хотя, как говорят, эл-книги пока уступают в успешности смартфонам и КПК, все равно бурно растет количество эл-читателей… Ведь в таком «чтиве» есть определенное превосходство: как хочешь, так и изменяй размер шрифта, храни хоть тысячи книг в одной «обложке». Опять-таки, леса от вырубки меньше пострадают, если эл-книги начнут читать поголовно. Но и бумажные не скоро вымрут (подобно мамонтам). Тактильное ощущение от бумажной книги, ее эстетическое восприятие никакой электроникой не заменишь!

ДЭМЬЕН ХЁРСТ, КОТОРЫЙ ПРОДАЛ ДУШУ «ЧЕРЕПУ». Один из самых заметных и пиар-успешных представителей «актуального искусства» начала ХХI века, несомненно, этот… Сын механика и католички, хулиган и экс-наркоман (сам признался!). Он же — и с Пинчуком на дружеской ноге. Еще в 90-х Хёрст заметно выставляется. Но в 2000-х он же гиперактивно обогащается. В сентябре 2000-го в Нью-Йорке его персональную выставку посетило
100 тыс. человек. И там же размели едва ли не все его работы. «Через четыре года здесь будет город-сад!» — очевидно, сам себе тогда сказал Хёрст. И в 2004-м аж за 12 млн. долларов продал одному американскому коллекционеру свои произведения. «Певец смерти» таким образом превратил свое существование в «райский сад». В 2007-м — очередной фурор. Хёрст создает трогательную скульптуру For the Love of God: череп, усыпанный бриллиантами. Стоимость творения — около 100 млн. долларов. Правда, к концу «нулевых» Хёрст, очевидно, задумался о вечном: мол, не в деньгах счастье. И пообещал, что больше не будет пугать людей такими ценами, и не будет мучить зверей в формальдегиде, вернувшись… к кисти и холсту… Сам сказал!

ДЭН БРАУН, КОТОРЫЙ «ЖЕНИЛ» БОГА. Трудная жизнь Господа нашего, Иисуса Христа, оказалась в нулевые ходовым товаром в книжном бизнесе. Это проницательно ощутил средней руки писатель (а также музыкант и журналист) Дэн Браун, в 2003-м одаривший человечество «Кодом да Винчи». Романом десятилетия. Не литературные достоинства здесь залог успеха. А наглость и беллетристичность в подходе к некоторым апокрифам. Браун (вслед за отдельными малоизвестными сочинителями) довольно внятно артикулировал: Христос — мужик что надо и женщин достойных любил! И отправил в погоню за чашей Грааля банду негодяев и полицейских. К ним тут же (уже на экране) присоединились Том Хэнкс, Жан Рено, Одри Тоту. А Браун, обольщенный успехом, со временем взялся за масонские ложи. Правда, столь оглушительного успеха «Утраченный символ» в 2009-м уже не снискал.

АРМИН ВАН БЮРЕН, КОТОРЫЙ ПОГРУЖАЕТ В «ТРАНС». Во время наших недавних местных выборов один из «столпов» Луганской области решил осчастливить будущего избирателя… И бросил клич: луганчане, а кого из любимых музыкантов-исполнителей вы бы хотели увидеть в наших осинах? Мол, скажите, а я привезу избирателю любимые куклы» Люди добрые в Интернете и составили «книгу заказов» для этого политика-исполнителя. Каково же было потрясение, когда в чарте луганского всенародного обожания не оказалось Киркорова, Баскова, даже Пугачева едва вскочила в десятку, а пальму лидерства сорвал… Диджей из Нидерландов Армин ван Бюрен! Симпатичный молодой человек интеллигентной наружности родился в музыкальной семье, обожал Жана-Мишеля Жара и компьютер… В десять лет, очевидно, понял, что компьютер и принесет ему состояние. И мало-помалу начал создавать музыкальные программы на радио (в 2001-м запустил в эфир двухчасовое радиошоу A State of Trance). Впоследствии затягивает в свои «транс-сети» все большее количество поклонников. И в 2000-е как из рога изобилия на него посыпались разнообразные премии. В течение последних четырех лет авторитетные издания называют его DJ №1 во всем мире. Он триумфально гастролирует не только в Европе, но и в СНГ. Недавно этот диджей собрал переполненный зал выставочного центра на Левом берегу Днепра, погрузив многотысячную аудиторию в качественный транс.

Робер Лепаж
Робер Лепаж
РОБЕР ЛЕПАЖ, КОТОРЫЙ СМОТРИТ В ГУБЫ. Самый дорогой театральный режиссер современности (в прикидке на «нулевые») живет… да где он только не живет. В Канаде, в Париже, в Москве (частенько). Робер Лепаж — постановщик с канадской пропиской и всемирным «паспортом». Человек мира. В своей жизни испытал себя в кинематографе, драматургии, опере, сценарном деле. Ставил программы для Питера Гэбриэла. Не без его находок потрясали зрелищными чудесами мастера из Цирка Дю Солей. Однако всемирный фурор в большей степени связан с его авторскими спектаклями 2000-х. «Обратная сторона Луны», «Проект Андерсен», «Липсинк», «Голубой дракон», другие работы. В этот период его имя непроизвольно утверждается как «главное» в мире театральной режиссуры. Человек в его спектаклях как молекула во вселенной, как звук в планетарной симфонии. Например, «Липсинк» («Золотая Маска» лучшему иностранному спектаклю России) продолжается около девяти часов. Сама постановка — сочетание разнообразных приемов кино, театра, музыки, цирка, света, цвета, звука… Режиссер, порою, доходит до удивительных нюансов: ему безумно важно услышать «шепот» губ… И чаще не слово, а именно шепот и определяет смысл некоторых его постановок.

НОВАЯ ДРАМА, КОТОРАЯ ИЗОБРАЖАЕТ ЖЕРТВЫ. Начало каждого нового века — так или иначе — выдвигает и свою «новую» драматургию. «Новую» по отношению к уже устоявшейся «хрестоматийной». Драматурги разных стран, конечно, не объединялись по примеру пролетариев. Но темы, мотивы и некоторые образы разнообразных «новых» пьес этого периода во многом созвучны. В произведениях Мартина МакДонаха (Ирландия), Марка Равенхилла (Британия), братьев Пресняковых или Ивана Вырыпаева (Россия), многих других человеку отведено специальное «место». О котором Чехов не мог помыслить. А Горький, этот сказал бы: на дне! Действительно это место — часто у свалки, на мусорке. Это вроде человеческая «территория», но больше ей подходит название известной телепередачи — «В мире животных». Такие они все дикие, несчастные и потерянные… «Калека с острова Инишмаан» МакДонаха, Shopping & Fuking, «Изображая жертву» или «Терроризм» Пресняковых, «Июль» Вырыпаева… В этих пьесах человек постоянно «на грани» — нервного или физиологического — срыва. Некогда ему смотреть на «небо в алмазах». Есть занятие и поинтереснее…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно