ОСТРЫЕ УГЛЫ И ПЛАВНЫЕ ЛИНИИ МЕНТАЛЬНЫХ ЭКСПРЕССИЙ

Поделиться
Близится десятилетие с того момента, как рухнул семидесятитрехлетний колосс нашей тоталитарной системы...

Близится десятилетие с того момента, как рухнул семидесятитрехлетний колосс нашей тоталитарной системы. Многое изменилось в жизни, и, казалось бы, в изобразительном искусстве должны были бы произойти всплески неожиданной новизны, взрывы оригинального видения, рождение талантов. По всей вероятности, таланты действительно родились, но пребывают в пеленках, а пока предыдущие поколения демонстрируют то, что осталось невысказанным.

Шестидесятилетние авангардисты достают из скрипучих сундуков свои некогда гонимые нефигуративные полотна. Проповедуя антиакадемические идеи, они и сейчас пишут красочно-музыкальное, «чистое искусство», устав от ереси сюжетных заблуждений, и обращают в свою веру часть молодых. Такая живопись хорошо вписывается в любой интерьер, и это обеспечит ей долгое существование.

Антиреализм владеет умами и тех художников, которые увлечены изобразительностью, ведь писать «похоже» еще не значит «реалистично». Подобно тому, как дети набрасываются на конфеты, когда из комнаты уходят взрослые, живописцы с упоением предались сладким грезам, как только исчез социальный заказ. В тематике фигуративной живописи чего только нет - и экскурсы в историю со стилистическими цитатами того или иного времени (от иконописи до начала ХХ века), углубление в религиозно-мистические пластические размышления с привлечением героев всех конфессий, фантазии и мечты об иных мирах, эротические видения, прекрасные дамы, дивные города, корабли и другие приятные для глаза предметы.

Похоже, что почти все художники дружно повернулись спиной к действительности и разбрелись по своим дорогам. Конечно же, реальность так или иначе преломляется в их произведениях, ведь и стилизация чем-то отличается от оригинала, но говорить прямо о том, что нас окружает - не в стиле времени, некий моветон. Тут, наверное, накладывает отпечаток многолетняя практика эзопова языка, присущая периоду застоя. Кроме того, мы еще не вышли из магнитного поля старой системы, противопоставляя ей всевозможные «анти-» - противовесы соцреалистическим дояркам, передовикам производства и прочей, уже, чепухе. И тем не менее, демократические тенденции в обществе породили и другие формы художественного мышления. Это лишенное сладости самопознание личности, как части своего менталитета. И на этом пути пристальный взгляд художника замечает нечто такое, чем никак невозможно украсить стену офиса.

Картина Василия Гайчука «Кузькина мать» изображает женщину социального дна. Ватник, мусорник, заборные надписи, веселый огонек дешевой папироски вспыхивает в сумерках пыльного города, а сама «мать» подмигивает прищуренными, «видавшими виды» глазами на морщинистом, убитом жизнью лице, утратившем пол, возраст и многое другое, которое могло быть взлелеяно «орифлеймом», комфортом или интеллектом, наконец.

Пропасть, в которую падает человеческая душа, не всегда так темна. «Тетка», - картина автора этих строк Елены Голубь, - в падении как бы застряла своим грузным телом на серединке мещанского благополучия. Ее маленький мирок, как крошечный домик, душит в своих нежных объятиях, не давая возможности постичь просторы мира. Ей не до того, просто надо собрать урожай, чтобы выжить, и жить, чтобы вырастить новый и т. д. Ее тело растет и растет, свисая все новыми складками, так каждодневно и тихо, только яркое небо кричит, но и его не слышно…

Никчемность бедного бытия - нередкая тема в картинах Александра Комисаренко. Он не любит ярких красок, т. к. его персонажи подчеркнуто серы - они лениво щелкают семечки, обыденно купаются в ванной, бестолково толпятся на улице. На картине А.Комисаренко «В вагоне» изображены случайные попутчики, которых объединяет одинаковая суетность. В центре композиции лопата, важная вещь для заработка и жизни, а по форме она слегка напоминает сердце. Серое металлическое сердце - что может быть безрадостнее!

Каждый художник неповторим, имеет какие-то индивидуальные пристрастия, но если это большой художник, ему удается через свою индивидуальность выразить умонастроения большой группы людей, менталитет своего народа. Сейчас много говорят о национальном возрождении, забывая подчеркнуть, о какой национальности идет речь. Помимо украинского самосознания активно развиваются у нас в стране еврейское, греческое, болгарское, татарское, молдавское, русское, румынское, польское и многие другие. Пластическое и тематическое разнообразие, вырастающее из разных национальных школ и традиций, как воздух, необходимо для дальнейшего развития искусства, чтобы оно не стало безликим и ничьим.

Космическое мировосприятие Матвея Файсберга, его глубокая эрудиция в области мирового искусства сочетаются в его живописи с национальными особенностями. Кажется, будто темные локоны курчавых голов еврейского народа являются ритмико-тоновой основой многих его картин, где сюжетное повествование подается как бы импульсами-завитками, волнообразно и тепло. «Разговор с отцом» - глубоко личное переживание об ушедшем, сверхискренность которого способна пройти через любые культурные слои.

Персонажи картин Ирины Климовой - типично носатые, шумные и умные евреи. Вот «Старик, читающий книгу» - он постигает истинно соломонову мудрость, в его глубоких морщинах угадываются наслоения истории, следы трагедий и разыгрываемых на его глазах драм, но он молчит, углубившись в книгу, безмолвно излучая огромный заряд энергии. Другой старик

И.Климовой просто ест рыбу, а кто-то играет на скрипке. Так из многих аккордов художница создает симфонию бытия своей ментальности.

Черты украинского характера почему-то принято связывать с фольклором и его традиционными внешними проявлениями - вышиванками, глечиками, хатками и пр. Миф, конечно, прекрасен сам по себе, но, как правило, с нашей реальной жизнью имеет мало общего, разве что соприкасается с ней в редкие дни праздников. Праздники, вырастающие из будней, - такова тенденция в картинах Михаила Черного, где украинцы добродушны, наивны, большеголовы, как дети, поют песни «во весь рот», мчатся в танце «сломя голову» в белых холостяных одеждах, сеют мак на Маковей, бьют крашанки на Пасху, в общем, как могут, поддерживают традиции (в двух шагах от макдональдсов, мерседесов и панасоников).

Трудно выявить в разнообразных проявлениях нашей художественной жизни некую направленность, она если и возникает, то скорее стихийно, подсознательно. Но на мой взгляд, необходимо собрать воедино работы социально-национального звучания в одной экспозиции, чтобы представить ментальность Украины на сегодняшний день, пусть и не в полном объеме, а эскизно. Проект «Ментальные экспрессии», представленный на III Международный арт-фестиваль к лету 1998 года, ждет своих спонсоров, меценатов и единомышленников.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме