Осторожно, двери открываются! Как 2007-й обновил сферу прекрасного - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Осторожно, двери открываются! Как 2007-й обновил сферу прекрасного

21 декабря, 2007, 15:14 Распечатать

В традиционных итогах «культурного года» на сей раз останемся без уважаемых «классиков», а только с молодыми современниками наедине...

В традиционных итогах «культурного года» на сей раз останемся без уважаемых «классиков», а только с молодыми современниками наедине. Никто не возражает: в 2007-м по-прежнему «донашивали старое». Но и «обновки» некоторые появились. О них и вспоминаем посредством собственных невыносимых интеллектуальных усилий, а также благодаря развернутым комментариям друзей нашей газеты: искусствоведов, критиков, журналистов... Все это — «личные мнения», без претензий на истину в последней инстанции.

Какие наиболее заметные открытия 2007-го в разных сферах прекрасного? Какие конкретные имена обнадежили в году уходящем? Что мешает этим именам сверкать во всем блеске — и в
2008-м, и в годы последующие? Причем тема эта совсем не для предновогодней «галочки» на страницах «ЗН». Есть объяснимые планы в подробностях рассказать о некоторых из засветившихся-вспыхнувших — уже в году наступающем.

Последний сеанс: только без «синтетики»!

Ирина ЗУБАВИНА, киновед. В числе лучших фильмов всех времен и народов, созданных в Украине, называет «Землю» А.Довженко, «Вавилон ХХ» И.Мыколайчука, «Долгие проводы» К.Муратовой; среди любимых отечественных актеров — И.Мыколайчук, Б.Брондуков, А.Сердюк, Б.Ступка; во время последней «Молодости» от имени и лица «ЗН» оценивала лучшие молодежные кинодостижения нашей страны.

— Если вспоминать кинооткрытия 2007-го, то радует то, что уже есть о чем рассуждать, — говорит г-жа Зубавина. — Главное, что не состоялось предрекаемое пессимистами «закрытие» украинского кино. Еще раньше обозначили тех, кого привычно называем молодыми «классиками» (подтверждением чему — вердикты жюри авторитетных международных кинофестивалей) — это и оператор Сергей Михальчук, и режиссеры Лесь Санин, Тарас Томенко, Степан Коваль, Игорь Стрембицкий. Но ведь подрастает и новая плеяда. Может, сегодня и не такая известная… Но, например, в Мюнхене на фестивале киношкол выразительно прозвучала именно украинская программа, созданная в рамках конкурса «Все люди рождаются свободными и равными». Конкурс проводил фонд «Память и будущее» совместно с Гете-институтом. Арбитрами были отмечены работы студентов киевских киношкол: «Дождь» Марины Вроды, «Трудный» Николая Бондарчука, «Радуница» Дарьи Аверченко. «Списочный состав» фестивальных призеров обновляется — это радует.

Однако успешности фестивальных показов явно недостаточно для того, чтобы признать судьбу молодого отечественного кино успешной. Фильмы должны смотреть зрители. Вот почему столь важен проект «Молодык» — показ короткометражных работ наших начинающих кинематографистов (в качестве журнала перед сеансами прокатных картин). Это попытка познакомить зрителя с работами «подрастающих». Только беспокоит одно обстоятельство... А куда исчезают многие талантливые ребята после своих более-менее заметных дебютов? Думаю, у этой проблемы две стороны. Во-первых, молодые начинают терять ту искреннюю интонацию, которая была в их первых работах, и обрастают штампами, перестают воспринимать мир свежо и ново. Во-вторых, некоторые сталкиваются с чисто психологической проблемой, боясь не превзойти свой первый успех.

На кого стоило бы обратить внимание в будущем? Хотелось бы сказать «да на всех!» К счастью, Госслужба по кинематографии Министерства культуры создает режим максимального благоприятствования кинематографической молодежи. В программе полнометражных дебютов новые проекты Алексея Росича, Леся Санина, Валентина Васяновича, Марины Кондратьевой. Недавно посмотрела производственные планы киностудии имени Довженко и сделала не очень утешительный вывод: более талантливые ребята получили только короткий метр…

А если вспоминать 37-ю «Молодость», то почти все украинские фильмы, которые попали в программу, можно считать своеобразными открытиями. Качественное улучшение программы отметил в этом году и специалист по восточному кинематографу Ганс Шлегель — бесспорная величина в киномире. Несколько десятилетий он является отборщиком картин для престижных фестивалей, и его мнение авторитетно. Так вот,
г-н Шлегель подтвердил: фильмы, представленные от Украины на «Молодости» в этом году, — на весьма приличном уровне. Я сама была в жюри «Украинской панорамы», которую, кстати, поддержала газета «Зеркало недели». И просмотр панорамных фильмов приятно удивил. Было много искренних работ. Возникло несколько претендентов на статус победителя «Украинской панорамы». В результате остановились на Вячеславе Кателевском, который представил картину «Вільний Сашко». Этот молодой режиссер с ощутимой самоиронией и умением без нажима говорить о серьезных вещах, с оригинальной авторской позицией. В кулуарах активное обсуждение вызвал фильм «Синтетика». Но, по-моему, это во многом дань радикальной кинематографической моде, попытка повторения некоторых находок «альтернативщиков», представителей разных ветвей «маргинального» кино. Но ведь в искусстве важно не эпигонство, пусть даже мастерски поданное. Важны личная нота, индивидуальная интонация. Впрочем, радует то, что хотя бы звучат голоса разные, пусть их становится все больше. Как в известной китайской поговорке: «пусть расцветают тысячи цветов!»

Ложа меломана: звуки лопнувших струн

Мария ХРАПАЧЕВА, обозреватель журнала «Афиша». О музыке (и не только) пишет не понаслышке; среди любимых музыкальных произведений — «Пиковая дама», «Кармен», «Кавалер роз»; поклонница творческих поисков Раду Поклитару (на киевском поприще); приверженец оригинальных авангардных поисков в сфере отечественного музтеатра.

Фото: Сергея ПЯТЕРИКОВА
Фото: Сергея ПЯТЕРИКОВА
— Недавно меня поразил ансамбль новой музыки, которым руководит Владимир Рунчак, — признается «ЗН» Мария Храпачева. — Это была программа, подготовленная совместно с Гете-институтом, плюс музыка самого Рунчака и еще одного малоизвестного немецкого композитора. Нельзя сказать, что это было нечто радикально новое. Самому Рунчаку уже за сорок (и он давно вне категории открытий). Но ансамбль его молодой. Все они занимаются «прогрессивной» музыкой. Ребята — молодцы, так как делают свое дело. Можно сказать, это один из немногих наших ансамблей, одержимых «новой музыкой». Которая создается не по традициям, завещанным классиками, а согласно современным авторским «технологиям». А непосредственно к разделу открытий года можно отнести фестиваль камерной музыки «Chamber Music Session». Его организаторы — фортепианный дуэт Александры Зайцевой и Дмитрия Таванца. Они приглашают отличных исполнителей. На этот раз позвали Леонида Сморгунера— бельгийца русского происхождения. Его именно «пригласили», поскольку бюджета как такового нет.

Что же касается «большого» музыкального театра, в частности нашей Национальной оперы, то там с открытиями сложнее. Вот если бы они постарались и поставили, скажем, некоторые камерные оперы, то это и было бы нечто оригинальное. Этот жанр вообще у нас не представлен. Мне по-прежнему нравится «Киев-модерн-балет», он существует в нашем городе уж второй год. Раду Поклитару делает классные спектакли.

Но любое новое имя сегодня надо правильно раскручивать. Вот, например, Богдана Пивненко — хорошая скрипачка, участница большого коллектива, солистка ансамбля «Киевская камерата». Но нужно продвигать уже сам ансамбль.

Замечу, что в Киеве есть и такое волшебное явление, как хореографический перформанс. Это вообще не относится к театру как к таковому, поскольку данный срез не предполагает репертуарных обязательств.

Замечательным был и «Гоголь-фест», который устроил театр «Дах» в «Мистецькому Арсеналі». Это современный театр. А вот в Киево-Могилянской академии возрождают традиции 300-летней давности, когда могилянские профессора писали пьесы для своих же студентов, а те выступали в качестве актеров. Недавно они «раскатали» пьесу неизвестного автора и поставили по ней спектакль «Аз». В оригинале у пьесы древнерусское название. Режиссер Андрей Приходько собрал свою труппу студентов, а сопровождение — ансамбль «Божичи», очень интересный коллектив. То, что еще три года назад в театральном деле у нас считалось маргинальным, в Европе —совершенно нормально. Еще мне вспомнился Сергей Архипчук, у которого есть самодеятельный театр «Мушля». Он делает театр с непрофессиональными актерами. И, знаете, все, кого бы он ни набрал к себе, смотрятся там просто потрясающе! Видела два их спектакля. Получается, для того чтобы талантливо лицедействовать, совсем необязательно пять лет жизни отдавать нашему театральному вузу…

Арт-территория: место под художественным солнцем

Елена ЯГОДОВСКАЯ, искусствовед. Убеждена, что украинское искусство — это не спорт и здесь должно быть место и проигравшим, и чемпионам; на необитаемый остров среди прочих шедевров живописи обязательно прихватила бы Тициана, Пикассо, а также некоторых художников, которые выставляются в ее галереях.

Фото: Василия АРТЮШЕНКО
Фото: Василия АРТЮШЕНКО
— Было бы странно, если б именитых западных арт-менеджеров сегодня вдруг заинтересовали молодые украинские художники, — размышляет г-жа Ягодовская. — Ведь все должно быть наоборот: молодые в первую очередь должны интересовать именно наших арт-менеджеров и галеристов. На недавно открывшемся черниговском фестивале «Территория души» большой проект был посвящен поискам именно молодых отечественных художников. Этот проект назывался «Лестница». А наша галерея «Арт-фокстрот» в свою очередь открыла донетчанина Романа Минина.

Работа с молодежью в Украине предполагается лишь гипотетически. Заметных общих проектов практически нет. А вот в рамках черниговского арт-феста из молодежи было представлено человек двенадцать. Почему «Лестница»? Потому что это символ самого короткого пути к известности, к успеху. Вообще я скверно отношусь к тем художникам, которые бьют себя в грудь: «Я — великий!» Нужно, чтобы это сказал кто-то другой об этом художнике. Поэтому продвижение наших молодых живописцев на Запад несколько проблематично. Они попросту не могут там найти «свою территорию». Ведь они и дома чувствуют себя не очень комфортно. Даже в экономическом плане. Сейчас, например, очень подорожали краски, холсты. И все молчат, как будто об этом говорить стыдно. Часто у молодых художников просто нет возможности работать из-за безденежья...

Для меня же любимые молодые художники — те, кем в данный момент занимаюсь. Нравится Андрей Левицкий. Считаю, что он мастер офорта высокого класса. Работаем с Андреем пять лет, организовываем выставки. Его талант не вызывает споров у людей с совершенно различными вкусами. Скажу, что если в Украине есть художники, которые так занимаются офортом, то можно спокойно жить. Там и классика, и традиция. И очень высокая пластическая культура ремесла.

Думаю, что в рамках недавнего «Арт-Киева» громких художественных открытий пока не заметно. Просто на «Арт-Киеве» различные жанры изобразительного искусства были представлены очень плотно, в большом количестве. Полагаю, в будущем нужно в подобных проектах выделять «территорию открытий». То есть обязательно должна существовать лабораторно-экспериментальная зона.

Фото: Василия АРТЮШЕНКО
Фото: Василия АРТЮШЕНКО
Вот галерея «Арт-Фокстрот» представляет творчество одесского художника Николая Новикова. Диковатые творения этого художника напоминают всех, кто писал и жил на границе, отделяющей три знакомых человечеству измерения от четвертого, неизвестного.

А насчет центра Виктора Пинчука, проекты которого для многих стали открытиями 2007-го, могу заметить следующее… То, что он расширяет представление наших людей о современном искусстве, очевидно. Виктор Михайлович привозит немало прогрессивных работ… Но это не «открытие». Во всем мире эти художники — состоявшиеся звезды. Г-н Пинчук просто привез их к нам. И это беспроигрышный вариант. Все имена в его центре — громкие. Конечно, нельзя ожидать, что и украинские художники, работающие в той же команде, столь известны, как западные. Но вот, например, в Национальном художественном музее не заметно очередей на выставку Пикассо, а у Пинчука — очереди.

На самом же деле большинство посетителей мало смыслят в представленном современном искусстве. Просто им в этом стыдно признаться... Мы оторваны от этого искусства — причем на столетия.

А если уж вспомнили упомянутую выставку Пикассо, то музейная книга отзывов — свидетельство просто безумной необразованности нашего «культурного потребителя». Именно этот фолиант и нужно демонстрировать в пропагандистских целях: что пишут люди о такой величине, как Пикассо! Казалось бы, уж кто, но Пабло Пикассо — фигура известная, бесспорная. И здесь вроде никому ничего не надо доказывать. Но я была потрясена, прочитав эту книгу отзывов. Большинство просто не понимает, что это прекрасная выставка. Фильм ужасов не вызовет столько чувств, сколько записи посетителей… Так что именно эта книга, пожалуй, и есть для меня «открытие года»…

Глядя в ящик: через «Вікна» — на «Свободу»

Евгений МИНКО, «Телекритика». В «телевизоре» ненавидит его рейтинговое стремление к поверхностности; а признает на том же ТВ острый ироничный авторский взгляд.

— В уходящем году на самом-то деле значимых художественных открытий не было, — считает Евгений. — Было лишь повторение сто раз пройденного (в том числе и на национальных каналах) — проектов, форматов. Всего того, что уж точно не в 2007-м году завоевало массовую популярность. Посему и сложно говорить о том, что же в уходящем году на ТВ резонировало как новое, как открытие. Это, кстати, касается и многих сериалов. То есть те фильмы, которые пользовались популярностью в 2006-м, например «Кадеты», «Солдаты», — все они в 2007-м продолжали свой победный марш. Похожая участь различных шоу. В качестве ноу-хау можно назвать, пожалуй, «Великих українців» с Савиком Шустером. Но это шоу стартовало лишь осенью и раскрыться «во всей своей красе» пока еще не успело. В принципе, не хотелось бы, чтоб это шоу оказалось слишком заполитизированным (как это случилось в первом выпуске). В Украине достаточно много ярких имен именно в культуре, которые и стоило бы вспомнить. Коль о конкретных фигурах, то не хотелось, чтоб забыли Давида Бурлюка, художников начала ХХ века. Ведь в Украине была неповторимая культурная среда.

Фото: Сергея ПЯТЕРИКОВА
Фото: Сергея ПЯТЕРИКОВА
А если поменять просодию и послушать наших шоу-говорунов, то, например, Юрий Горбунов на «1+1» в «Танцах…», полагаю, вполне на своем месте. Хотя у нас в принципе низкая ротация ведущих.

«Открытые» новые лица на «Интере» тоже момент закономерный и объяснимый. Каналу требовались «свежие образы» в связи с новым топ-менеджментом. И, наверное, все это оправдано, если исходить из их рейтинговых показателей. «Интер», кстати, во многом актуализировал эту проблему. Поскольку в практике отечественных каналов давно нет такой тенденции, как взращивание «своих звезд». Поэтому многие ведущие и мигрируют между полярными «кнопками». Естественно, это указывает еще и на узость выбора.

Меняется время и восприятие, поэтому открытий должно быть много… Ведь сейчас источники информации совершенно не те, что были раньше. Думаю, в будущем обязательно должны появиться небольшие, но оригинальные проекты. Ведь подлинная революция на ТВ произошла еще в конце 90-х, когда вышел «Большой брат» Энди Мола. Это было подлинное открытие, это была программа, которая и положила начало всем последующим аналогичным шоу. Уже потом звезды поехали на острова, чтобы есть тараканов.

А в 2007-м, как для меня, настежь «открылись» «Вікна. Новини» на СТБ -- зрелище весьма увлекательное. На СТБ подают новости в ироничном ключе. Это, по сути, оригинальный ТВ-проект, несмотря на жанр новостей.

Открытая книга: погоду делают «сашки» и «тани»

Андрий БОНДАР: поэт, писатель, публицист, литературный критик. Замечательный переводчик «Фердидурки» Гомбровича (и других произведений); давний друг «ЗН».

— Говорить о сильных и ярких впечатлениях от 2007-го особо не приходится, — признается Андрей. — Если честно, то не появилось такой новой украинской книги, которая бы «сбила с ног» и заставила пищать от читательского восторга. Быть может, это происходит потому, что качественный уровень укрлита стал все же заметно выше? Поэтому сильная, яркая книга уже и не воспринимается неким чудом? У меня положительные впечатления от повести «БЖД» Сашка Ушкалова. Хотя в будущем от этого автора хотелось бы более оригинальной стилистики. Но, безусловно, если учитывать, что это его первая книга прозы, то уровень очень пристойный. Выходит уже четвертая (за три года) книга Тани Малярчук «Говорити», что является подтверждением ее высокого писательского уровня. То же самое могу сказать и о Любке Дереше. Кстати, постепенно погоду в украинской литературе начинают делать «сашки», «тани», «любки» и другие «павлики»-«богданчики». В этом, видимо, тоже есть заметное омоложение литературы. Конечно, последствия и эффекты от этого достаточно полярные… Но самое главное то, что у молодых авторов присутствует смелость непосредственного высказывания. Хотя иногда оно и бывает уже не к месту. Впрочем, все это лишь болезни взросления.

Фото: Сергея ПЯТЕРИКОВА
Фото: Сергея ПЯТЕРИКОВА
Я, конечно, не инстанция, которая выносит вердикты «без предупреждений», поэтому говорю лишь о появлении и развитии новых имен. Но станут ли они «открытиями», можно будет узнать позднее. Интересно, во что оформится, например, поэтическое творчество авторов сборника «Цілодобово» П.Коробчука, Б.-О.Горобчука и О.Коцарева. Интересны творческие особенности Дмитрия Лазуткина, Андрея Любки, Ильи Стронговского. Любопытно, как разовьются, несмотря ни на что, талантливые молодые писатели Отар Довженко, Катя Калитко, Оксана Луцишина, Галина Ткачук, Ксения Харченко, Дзвинка Матияш. Проблема открытий литературы в том, что это отнюдь не скачки на ипподроме и не соревнования вундеркиндов, а вещи намного деликатней.

В этом плане наша литературная периодика в ее классическом, то есть бумажном, виде давно утратила влияние. В Украине уже не существует настолько влиятельных литжурналов, которые творили бы контекст. Почему-то устарелой и малоподвижной оказалась именно такая форма подачи информации для нашей стремительной цифровой современности. Не умирает, правда «Четвер» Юрка Издрика. Но ведь это издание никогда и не позиционировало себя как каноническое. А настоящей периодикой сейчас стали интернет-издания… И здесь, на мой взгляд, оценки «хорошо» заслуживает «Проза» Анатолия Ульянова, хотя проект склоняется к критике визуальных искусств. Но все же это вполне симпатично, живо и агрессивно. У меня хорошее мнение относительно киевского журнала культурного сопротивления «ШО», где достаточно много места уделяется украинской литературе. Это умное, адекватное, а главное — психически вменяемое печатное издание. Ну а по-настоящему помогает раскрыться молодым писателям Livejournal.com.

Театральный наблюдатель: о сколько нам открытий чудных…

Олег ВЕРГЕЛИС, культсектор «Зеркала недели». Поклон­ник старого доброго психологического (реалистического) театра (Эфрос, Товстоногов, Данченко etc.); в современном авангарде-эксперименте принимает осмысленность, идею, талант; актеры, которые навсегда «перевернули душу», — Смоктуновский, Вивьен Ли, Доронина, Борисов, Нонна Копержинская.

Фото: Василия АРТЮШЕНКО
Фото: Василия АРТЮШЕНКО
— Некоторые «открытия» в уходящем году, на мой взгляд, чаще возникали в двух плоскостях — контекстуальной и персонифицированной… Чем, скажите, не важнейшее «открытие года» тот факт, что академических театров в Украине за 2007 год стало гораздо больше, чем зрителей в некоторых залах? Может, их художественный уровень возрос? Может, сценречь у артистов стала внятней? Или в академических не отдает кухонным запахом? Дошли уж до того, что начали поднимать до «академических» статусов типичные театры-антрепризы… Так далеко зайдем. А ведь все открещиваемся от «наследия проклятого советского прошлого». А прошлое-то, оно перстами за шею держит. Олег Павлович Табаков — чем не пример — с фронтона МХАТа уж давненько соскреб буковку «А» (академический). И остался просто МХТ. Иной вопрос, что и определение «художественный» в некоторых премьерных случаях тоже не мешало бы подсократить. Только это уже не наша проблема.

Порою и правда «контекст» контрастней на расстоянии. Если не киснуть в столице, а на день-другой, скажем, смотаться в Севастополь — в местный драмтеатр, так и там можно обнаружить немало занятных открытий. Труппы, оказывается, могут быть живыми не только в центре, но и на островах. В частности, труппа данного театра (худрук Владимир Магар) показалась мне сбитой и цельной. В списочном составе предусмотрены разные оттенки амплуа (хоть сейчас «Горе от ума» ставь). В их летней премьере — украинском хите «За двумя зайцами» (режиссер Виктор Шулаков) — задействован весь коллектив. И надо видеть, как эти артисты вымуштрованы: даже на втором (дополнительном) плане многонаселенного, шумного, яркого спектакля севастопольские исполнители — собственно, мое «открытие» — совсем не теряются, а подают образы рельефно и увлеченно.

Если же снова вернуться в нашу тотально «академическую» столицу, то очередное открытие будет следующим… Лучшим украинским театральным режиссером (из поколения наших окрепших) нынче следует считать исключительно Дмитрия Богомазова. Постановщика, который не «замылился» на дешевых телеподелках (как некоторые), а въедается в тексты и без переносного смысла «живет» своими театральными идеями и иными химерными ценностями. И нечего его на выселки отправлять (на Троещину), сами туда езжайте — и окультуривайте спальный район. А таким последовательным постановщикам в центре столицы место (только не на пяти квадратных метрах сценплощади в районе Победы). Второй раз подряд поставить современную украинскую пьесу (на этот раз «Последний герой» Александра Марданя на сцене Театра драмы и комедии) — и снова не оконфузится… А даже наоборот: вывернуть эту историю наизнанку; превратить ее в пронзительный трагифарс; отвесить этим сюжетом хлесткую пощечину нашей вечно ноющей интеллигенции; встряхнуть неплохих актеров; подать историю разрушаемого дома как «модель исчезновения» целой «прослойки»… Для этого, ребята, действительно талант нужен, а не ваши басни в желтой прессе. В этом же спектакле замечательно открылся до того малоизвестный артист Александр Кобзарь. Он играет не столько заданый образ, сколько в различные метаморфозы одного образа… Его финальная сцена (снос дома, исчезновение, нимб над головой) —до стада мурашек по коже. Здесь же очередное открытие и Леси Самаевой: с хорошим потенциалом актриса.

Полагаю, следует счесть если и не великими открытиями, то хотя бы хорошими «заявками на будущее» работы молодых франковцев в очень трудном (энергетически и физически) спектакле Линаса Зайкаускаса «Кавказский меловой круг» по Брехту. Дмитрий Рыбалевский и Анастасия Добрынина работают с какой-то отрешенной самоотдачей, вроде на последнем дыхании… Сам материал действительно трудноподъемный сегодня, а режиссерская аппликация, пожалуй, не для новичков, а для опытных артистов с серьезным творческим и жизненным опытом. Но ребята выстаивают, не ломаются, молодцы.

В столичной Русской драме с прекрасной стороны открылся молодой артист Виталий Иванченко (в спектакле Кирилла Кашликова «Солдатики»), об этом на страницах «ЗН» был отдельный материал. Этот актер — талантливый ученик Давида Бабаева, очень хочется, чтобы одаренный парень не затерялся в густонаселенной труппе. Как это часто бывает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно