Остановись мгновенье, ты тревожно

Поделиться
В Российском центре науки и культуры проходит фотовыставка Валерия Милосердова «Год последний — год первый»...

В Российском центре науки и культуры проходит фотовыставка Валерия Милосердова «Год последний — год первый». Всего 27 фото: двадцать снимков — документы московских событий августа 1991-го, а семь — «срез» общества начала 90-х (Украина, Казахстан, Узбекистан, Литва).

Путч 1991-го. Попытка отстранения Горбачева от власти. ГКЧП. Цель — «не допустить развала Союза». Вот-вот должен быть подписан договор, который превратит СССР в конфедерацию независимых государств. Уже 20 августа этот документ должны были подписать представители РСФСР и Казахстана… На всех телеканалах «Лебединое озеро». Именно с тех пор балет Петра Чайковского — символ ГКЧП.

По ликам на фото Милосердова (фотокорреспондент газеты «Известия» в Украине с 1987-го по 1993-й) можно восстановить хронику тех событий. Сейчас — кризис экономический. А что было тогда? Ведь тоже не сахар? Выходит, что живем мы в кризисе перманентном?

Вот краткий «фотохронотоп» тех событий начала 90-х…

19 августа 1991-го. Москва, утро. Бронетехника в районе Пушкинской площади. Всего в Москву было введено около четырех тысяч военнослужащих, 362 танка, 427 бронетранспортеров и БМП.

20 августа. Улица Горького (ныне Тверская). Молодежь останавливает и поворачивает назад колонну танков, которая направлялась к Белому дому.

20 августа. Президент Ельцин выступает на митинге защитников Белого дома.

20 августа. Улица Тверская. Сторонники Бориса Ельцина во время демонстрации впервые несут огромное полотнище запрещенного ранее российского триколора.

Ночь с 20 на 21 августа. Район Новоарбатского моста. Рейсовые троллейбусы, искореженные БМП. Именно здесь погибли трое — Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Владимир Усов.

21 августа. После победы над путчистами москвичи готовят к демонтажу памятник Дзержинскому.

21 августа. Тело Ильи Кричевского в морге…

Нельзя сказать, что в тот период обошлись без потерь. Ведь после этих троих, погибших в мирное время, были другие — по ним тоже было кому слезы лить.

На выставке Милосердова также есть несколько фото, сделанных во время командировок от «Известий» по республикам СССР. На них — разваливающаяся страна и настрой людей.

Январь 1991-го, Литва, Вильнюс — паспорта литовцев, еще граждан СССР, нанизаны на металлическую арматуру, из которой были сделаны баррикады у здания парламента Литвы.

Июль 1991-го, Казахстан — рыбацкий поселок Куланды на побережье высохшего Арала, одинокий ребенок, бредущий по мертвому морю.

Еще фото — демонтированный памятник Ленину во Львове. Оказалось, что для строительства постамента были использованы надгробные камни с разрушенных христианских и еврейских кладбищ.

Пленки Валерия хранились еще с тех смутных событий. И вот наконец кадры увидели свет.

— После тех событий у меня не произошло никакой переоценки ценностей — тогда было ощущение свободного человека, — рассказывает «ЗН» Валерий Милосердов. — Ведь еще в первый день путча рядом с Белым домом была надпись: «Нас хотели загнать в стойло, но мы не пошли». Получается, что многие ощущали, что к ним хотели отнестись как к животным? Потому-то все, кто был тогда в Москве, восстали против этого. Фигура Бориса Ельцина тогда воспринималась как символ нового. Может, уже через два года, когда он расстрелял Белый дом, отношение к нему изменилось… Но 19 августа 1991-го, когда я работал в «Известиях», у здания стояли гэкачепистские БТРы, стволы их пулеметов были нацелены на редакционные окна. В таком окружении редакция приняла решение остаться на стороне законной власти и не подчиняться приказам путчистов. Мы старались правдиво рассказывать нашим читателям о том, что происходит во время попытки переворота в Москве. Представьте, у газеты тогда был тираж около 10 млн.!

Именно в то время Валерия и наградили медалью «Защитнику свободной России».

Сегодня в России многие с неким стыдом говорят о тех событиях… И, по словам Валерия, даже тогда особо не было чем гордиться. Ведь многие его коллеги понимали, что могут погибнуть «просто так». Ни за что! Никакой «великой идеи» не существовало. Но в августе 91-го в России воздух уже был пропитан порохом. Поэтому старая поговорка «плохой мир лучше хорошей войны» здесь как нигде актуальна.

Сейчас у фотографа нет кумиров в политике — ни в российской, ни в украинской. Ведь за эти годы пришлось увидеть и многое, и многих. Поэтому у фотомастера скорее настороженное отношение к политмужам: не сотвори себе кумира.

А на вопрос «ЗН» «Какое событие в вашей жизни с 1991-го по 2001-й оказалось наиболее значимым?» Валерий с теплым блеском в глазах ответил: «Рождение детей…»

Валерий МИЛОСЕРДОВ — лауреат специального приза жюри конкурса европейской фотографии Grand prix de photographie IMAGES’95 (Веве, Швейцария), автор персональных и участник групповых фотовыставок в Украине, России, Швейцарии. В качестве бильдредактора формировал визуальный образ ведущих украинских печатных СМИ — газет «Киевские ведомости», «Зеркало недели», «КоммерсантЪ», «24», журнала «Профиль-Украина» и других. С 2008 года — руководитель фотослужбы медиапроекта «Телекритика».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме