ОСЕННИЙ МАРАФОН «КИЕВ-МУЗИК-ФЕСТА» - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

ОСЕННИЙ МАРАФОН «КИЕВ-МУЗИК-ФЕСТА»

28 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

На втором десятке лет своего существования наш главный международный музыкальный фестиваль успешно стартовал неделю назад...

На втором десятке лет своего существования наш главный международный музыкальный фестиваль успешно стартовал неделю назад. Похоже, он входит в зону стабильности. Однако все еще опасаемся называть его традиционным. Если нет ничего более постоянного, чем временное, то в наше неустойчивое время скорее действует иная закономерность. Поэтому в том факте, что фестиваль открывается в Киеве уже двенадцатый раз, все еще ощутим элемент чуда. Главный его творец, породивший столь замечательную идею и положивший немало сил на ее внедрение в жизнь, композитор Иван Карабиц и на этот раз оказался на высоте. Фестивальные программы получились событийно насыщенными, в них развернута впечатляющая панорама произведений разных жанров и стилей, представляющих музыкальную продукцию едва родившегося нового века и обильного плодами века минувшего.

Знаменательно, что первый фестивальный день начался презентацией сборника научных статей «Українська тема у світовій культурі». Его составитель Марианна Копица на прошлом фестивале организовала представительную международную конференцию под тем же названием. Ее участники впоследствии переработали свои выступления в серьезные научные исследования, которые и вошли в сборник. Похоже, что отнюдь не узко понятая украинская тема будет превалировать и на нынешнем фестивале. Украинские музыканты лидируют в нем не только в качестве хозяев. Уже первые концерты продемонстрировали высокую степень зрелости нашей музыкальной культуры. Сегодня в ней преодолен искусственно созданный разрыв с многовековыми традициями, который возник в результате идеологических установок на борьбу с религией и запрета на создание и исполнение церковной музыки. Воскресный день в Киево-Печерской лавре и «Хоровая симфония» в Михайловском Златоверхом соборе составили как бы фестиваль в фестивале. Это был торжественный парад наших хоровых коллективов, церковных и светских. Сменяя друг друга, они выступали на открытом воздухе и внутри двух величественных, недавно возрожденных соборов, при этом исполняли, наряду со средневековой и барочной православной музыкой, духовными произведениями известных мастеров прошлых веков, сочинения на канонические сакральные тексты современных украинских композиторов. Интерес к этой сфере творчества никак не сводится к следованию моде. Композиторы ощущают внутреннюю потребность приобщиться к чистым, незамутненным источникам нашей духовной самобытности, к тому пласту культуры, в котором украинская ментальность реализует себя наиболее глубоко и широко, в соприкосновении с высшими ценностями бытия и с духовным опытом всего человечества.

В росписях и фресках, в иконах и сияющих золотом иконостасах, в восставших из руин и небытия зданиях соборов, в звуках музыки, которые наполняют пространство храмов и вынесены прямо на ступени и площадки перед зданиями, мы созерцаем возрождаемую Красоту. Она изгонялась из наших сердец и все еще изгоняется оглушительным грохотом агрессивно-воинственной цивилизации. Но ей и только ей суждено спасти наш влекущийся к гибели мир. Хоровые концерты воскресного фестивального дня явственно продемонстрировали заложенную в идее Божественной Красоты объединяющую силу. Она способна слить воедино индивидуальную и коллективную творческую энергию, сломать барьеры между человеком и природой, между прошлым и настоящим, сакральным и профанным. Когда-то творчество мастеров церковного искусства было анонимным. Теперь каноничность, неразрывно связанная с этим видом творчества, хотя и не лишает произведений авторства, но отводит авторской инициативе совершенно иную роль. Это можно было ощутить и по той музыке, которая прозвучала. В ней так или иначе восстанавливалась разорванная связь времен. Богдана Фильц, Виктор Степурко, Леся Дычко, Владимир Зубицкий, Юрий Ищенко, Владимир Губа, Лариса Донник, Михаил Шух — все вместе они как бы составили новый союз украинских давидсбюндлеров, последователей древнего псалмопевца, готовых трудиться во славу Господа, как трудились на этой ниве все их знаменитые и безвестные предшественники.

Ориентация на ценности, неподвластные времени, просматривалась в программах симфонического и камерного концертов, которыми открывался фестиваль. В первом из них была преодолена номенклатурная тенденциозность подбора имен, доставшаяся в наследство от социалистического прошлого. Вопреки прочно укоренившемуся киевоцентризму фестиваль открывался произведениями корифеев харьковской композиторской школы Дмитрия Клебанова и Валентина Борисова. Школа эта не была однородной, хотя в целом формировалась как альтернатива киевской. Клебанов и Борисов и как педагоги-воспитатели, и как творческие индивидуальности при жизни представляли две различные, в чем-то соперничающие тенденции внутри композиторской когорты харьковчан. Дистанция времени эти различия в чем-то сгладила, хотя впечатления от их давно не звучавшей на столичных площадках музыки все же остались разными. Если «Дивертисмент» Борисова, в свое время воспринятый как новое слово в творчестве умудренного опытом мастера, сегодня уже в какой-то степени потускнел, особенно в праздничном фестивальном контексте, то Четыре прелюдии и фуги для оркестра Клебанова, напротив, прозвучали очень ярко и свежо. В них композитор раскрылся в наиболее сильных сторонах своего таланта, как великолепный мастер оркестра, симфонист, знаток полифонии, к тому же истинный профессионал высокого класса. Четыре контрастных по настроению части сложились в целостный цикл, в котором сложная полифоническая техника используется с виртуозным мастерством и абсолютной творческой свободой. В характере образов можно было расслышать родословную Клебанова, восходящую к бурлящей живой атмосфере искусства 20-х годов. Лирика и углубленный драматизм нечетных частей эффектно контрастировали с юмористической второй прелюдией и фугой, где залихватски прозвучала почти дословно процитированная шуточная украинская песня «Глибока криниця», и с виртуозным финалом в духе шуточно-гротескного скерцо. Чувствовалась близость к балетной и театральной музыке молодого Шостаковича и к балетным страницам самого Клебанова, которому наибольшую известность когда-то принесли его балеты на современные темы «Аистенок» и «Светлана».

Ретроспективная часть программы составила увертюру-зачин ко второму отделению, в котором с нетерпением ожидалась премьера Концерта № 3 для скрипки с оркестром Мирослава Скорика. Концерт посвящен его первому исполнителю, украинскому скрипачу, живущему в США, Юрию Харенко. Посвящение вполне обосновано не только высокими качествами музыканта, но и характером произведения. Скрипка играет в этом одночастном драматическом монологе лидирующую роль. Ее одиноким голосом — напряженным размышлением, словно бы обращенным к собственной душе, открывается произведение. Ей принадлежит инициатива смены образов, внезапных разрывов, движения к трагической кульминации в духе траурного шествия. Сжатый по форме концерт воспринимается как целостное глубокое произведение, обращенное к главным вопросам бытия, к теме жизни и смерти, к философским размышлениям о смысле человеческого существования. Хорошо почувствовали характер музыки и во взаимодействии с солистом выстроили ее динамический план дирижер Николай Дядюра и руководимый им симфонический оркестр Национальной филармонии Украины.

Программа первого симфонического вечера эффектно завершилась второй сюитой из «Дафниса и Хлои» — полного звуковых роскошеств античного балета Мориса Равеля. Финал восторженно принятого публикой произведения оркестру и дирижеру даже пришлось бисировать. Однако, на мой взгляд, Равель был больше похож у Дядюры на Стравинского и Прокофьева эпохи скифства, чем на рафинированного француза, купающегося в импрессионистических тонкостях. Внешняя сила и напор явно превалировали над завораживающей магией звучания, столь характерной для данного произведения.

Продуманную и содержательную программу предложила слушателям во второй фестивальный вечер «Киевская камерата». Этот ансамбль солистов по праву получил статус национального. Как никакой другой коллектив, «Камерата» и ее бессменный руководитель Валерий Матюхин ведут репертуарную политику, направленную на поддержку всего лучшего и талантливого, чем богата современная украинская музыка. Они играют эту музыку не по навязанной извне обязанности, а действительно по глубокому внутреннему побуждению. Такой подход сказывается и в выборе программ, и в качестве исполнения. На этот раз концерт был выстроен так, чтобы слово «камерный», присутствовавшее в названии произведений и определяющее их исполнительский состав, обрело смысл некоей сквозной идеи. Оно означало обращенность внутрь, вслушивание в себя, в тишину взлелеянного Творцом природного мира — вздохи земли, шорохи и всплески, колебание ветра, раскачивающего высокую ветку, песни, которые в предутренней прохладе напевают пробужденные от сна полевые травы… Был в этой музыке совсем не похожих друг на друга авторов и напряженный прорыв из водоворота времени во вневременную вечность, из суеты — в несуетность. Невольно вспоминались программные образы Третьей симфонии Малера — что рассказали цветы, что рассказали звери, «Три ангела пели», «Райское житье». Виталий Губаренко в 4-й камерной симфонии для виолончели и струнного оркестра, Игорь Щербаков в «Покаянном стихе» и «Dreаmstring», Валентин Сильвестров в «Гимне 2001 года», Евгений Станкович в Камерной симфонии №9 для фортепиано и двенадцати струнных, Владимир Загорцев в Камерном концерте № 6 для флейты, фортепиано и струнных (фестивальная премьера) — каждый по-своему пытался найти свой путь к Красоте, к той небесной Музыке, существование которой единственно оправдывает несовершенную музыку земную.

Камерный концерт под управлением Валерия Матюхина показал возможность воспринимать произведения украинских авторов вне их привязанности к контексту. Это не была ни демонстрация достигнутого, ни выставка новой продукции, в этом концерте не довлело ничего, что имело бы характер ангажированности. Это была просто музыка, которую хотелось слушать, забыв об объявленных датах и биографиях авторов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно