Оркестр ожидает... Годо

9 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 9 июня-16 июня

Украинскую культуру со всеми ее застарелыми комплексами и проблемами обсуждаем в течение 15 лет независимости...

Украинскую культуру со всеми ее застарелыми комплексами и проблемами обсуждаем в течение 15 лет независимости. Как правило, эмоционально, не перегружая голову мыслями. Болтаем, иронизируем, перформенсируем... А еще научились вопить, стенать, расцарапывать лицо и рвать на себе волосы... В паузах ожидаем Годо, желаем манны небесной и доброго папашку-президента. У генерального директора Национального симфонического оркестра Украины Александра Горностая свой Годо. Он ожидает законы о меценатстве и культуре.

— Общеизвестно, что материальные проблемы провоцируют мощный отток кадров, и только в течение последних 15 лет из-за сложной экономической ситуации Украину оставила целая плеяда первоклассных артистов оркестра, — рассказывает «ЗН» Александр Горностай. — Более двухсот музыкантов работают сейчас в коллективах Европы, Америки, Азии, Австралии, Новой Зеландии. За работу получают от 1 тыс. долл. до 4 тыс. 500 долл. в месяц. В Киеве есть несколько известных симфонических коллективов. Их методы организационной и продюсерской деятельности далеки от мировых стандартов. Думаю, главная причина этого — отсутствие надлежащей материальной базы с развитой инфраструктурой. Это делает невозможным полноценный творческий процесс. Работа со спонсорами и рекламодателями — случайная и законодательно неурегулирована. Следовательно — неэффективна. Плохи дела с оркестром Национальной радиокомпании. Уникальный коллектив почти с 80-летней историей фактически едва прозябает...

— Похоже на то, что латание дыр является главным принципом развития культуры. Может, предложите что-то более действенное?

— Академическое искусство подобно кровеносной системе. А там все подлежит гармонии. Отсутствие одного звена — например, закона о меценатстве с соответствующими изменениями в налоговом законодательстве — разрушает все хорошие намерения... Приняв такой закон, можем прийти к совершенно иным результатам. Т.е. артисты получат больше денег, появится возможность пригласить ведущих исполнителей, можно будет купить новые музыкальные инструменты, организовать мастер-классы для студентов консерватории, создать теле-, радиопрограммы классической музыки... Нужно издавать музыкальный журнал... Уважающая себя страна заботится о серьезном инвестировании академического искусства.

— Я правильно вас поняла... Должен быть заключен эдакий пакт между бизнес-классом и государством...

— Именно так. В цивилизованном мире — это норма. Не надо придумывать велосипед. Но почему такая морока с этим законом? Чиновники от культуры из предыдущих правительств не хотели терять контроль над финансовыми потоками. К счастью, новое руководство министерства понимает значимость преобразований. Они готовы оказывать содействие соответствующим решениям. Много значит позиция Национального совета по культуре и духовности. Сегодня там работает достаточно патриотов-прагматиков. Они многое делают для организации культурных процессов в Украине.

— Будут ли они способствовать проведению академических фестивалей высокого уровня?

— Мы должны брать пример с более развитых стран. В Восточной Европе известны такие фестивали, как «Пражская осень», «Варшавская осень», «Белые ночи» и т.д. В Гонконге имеется знаменитый «Летний фестиваль». Нам повезло — мы там выступали. В Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Вене, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге таких фестивалей ежегодно проводят десятки, не говоря уж о малых городах. Например, в высокогорном городке Аспен, штат Колорадо, ежегодно проходит известный во всем мире «звездный» фестиваль академической музыки... Все они являются самой презентабельной визиткой любого уважаемого государства.

— А что же у нас?

— Когда-то была «Киевская весна»... Ныне имеем «Киев мюзик-фест», «Златоверхий Киев», «Премьеры сезона»... Организация мощного современного фестиваля — дело нелегкое. Организаторы должны подстроиться под реально существующие концертные залы Киева. Опять-таки — деньги. Во всем мире фестивали такого уровня только частично финансируются из бюджета. Львиную долю вкладывают спонсоры, меценаты... Существует целая наука — как из всего этого слепить высокое действо...

К счастью, ситуация в Украине меняется к лучшему. Президент поддержал проект Владимира Гришко и Валерия Гергиева «Киевская Русь». Фестиваль поднял планку до мирового уровня, стал глотком свежего воздуха для наших дирижеров, солистов, оперных режиссеров, артистов оркестра и хора, а также для отечественных организаторов академических музыкальных проектов. По-моему, это эпохальное событие для Украины. Опять-таки, хотел бы акцентировать внимание на политической воле руководства государства и их желании приблизиться к европейскому уровню в этом элитном направлении...

— Общеизвестно, что специальный большой концертный зал — основа. Без него сделать что-то резонансное маловероятно...

— Приходится констатировать, что в почти трехмиллионном городе едва ли не единственным залом для выступлений симфонических коллективов остается Колонный зал Национальной филармонии им. Лысенко. Рассчитан он всего на 600 зрителей. В свое время его строили как общественное здание. Размер сцены и акустический объем несравнимо меньше современных мировых стандартов. Здесь не могут выступать большие симфонические оркестры и хоры с полным составом в 100 и более артистов. Украинский дом и Международный центр культуры и искусств неприемлемы для регулярного проведения симфонических концертов на высшем уровне. Они не обладают надлежащими акустическими параметрами. И к тому же раздражает одновременное звучание академической музыки и громкой эстрады. Все это киловаттно-децибельное действо происходит на Европейской площади рядом с филармонией. Негодованию слушателей и исполнителей нет предела, поскольку звучанию оркестра мешает грохот и визг динамиков. Ни в одной из цивилизованных столиц мира подобное просто невозможно. Там концерты поп и рок-музыки никогда не проводятся рядом с академическими залами, где музыканты работают без какого-либо усиления. Киевские власти не делали в этом направлении ничего положительного. Может, новый мэр что-то изменит...

— Не пришло ли время для конкретных действий в этом направлении?

— Пришло, и уже давно. Наверное, еще со дня провозглашения независимости Украины! Для организации полноценной академической музыкальной жизни, как в ведущих городах мира, нужно спроектировать и выстроить в центре столицы современный концертный зал на 2000 зрителей со специальной акустикой и новейшим техническим обеспечением. Аналоги — знаменитые во всем мире Сarnegie Hall и Avery Fisher Hall — Lincoln Center в Нью- Йорке, Royal Festival Hall в Лондоне, Grosser Musikvereinssaal в Вене, Philharmonie в Берлине, Concertgebouw Нall в Амстердаме и т.д. Отдельного внимания заслуживает открытие президентом Путиным величественного современного концертного комплекса для проведения симфонических концертов в Москве и осуществление под высшим патронатом сверхсовременного проекта реконструкции Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Что касается Киева — убежден: наши архитекторы могут спроектировать новое здание, которое станет украшением столицы, одним из мировых архитектурных символов вроде Сиднейской оперы.

— Пока оно будет строиться, Национальный симфонический оркестр ютится в слишком тесном зале филармонии и имеет «прекрасные» перспективы прекратить свою деятельность...

— Напомню, что это коллектив с 86-летней историей. Условия, в которых он оказался, ужасные. Отсутствие собственного репетиционного помещения ведет к потере профессионального мастерства и оттоку ведущих музыкантов. Малый зал филармонии, в котором коллектив ютится более 17 лет, имеет объем, который в четыре раза меньше акустических охранных норм. А это физически вредит здоровью артистов, вызывает у них глубокую депрессию. Существует еще одна производственно-нравственная проблема. Десять лет назад был создан симфонический оркестр Национальной филармонии Украины. Он занял время проведения репетиций в Колонном зале им. Лысенко, вынудив Национальный симфонический оркестр оказаться в роли бедного родственника. Убежден, руководство филармонии решит вопрос совместного пользования залом. Ведь договариваются успешно в Санкт-Петербургской филармонии, где тоже одна сцена на два оркестра...

Нам предстоят великие дела. Ведь у нас благородная цель: поднять наш престиж в мире и превратить Киев в культурную европейскую столицу. Очень хочется, чтобы люди ездили к нам не меньше, чем ездят они в Прагу или Вену...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно