Оксана Лынив: "На Западе нет предубеждений в отношении дирижеров-женщин"

24 июля, 2015, 22:03 Распечатать

 Успешную карьеру в Европе делает и талантливый дирижер Оксана Лынив. Уроженка Львова, она некоторое время назад заявила о себе в Одессе. А сегодня в Германии ее ценят самые строгие меломаны. Вот уже второе лето подряд во время Мюнхенского оперного фестиваля Оксана Лынив дирижирует сложными современными операми в нестандартных локациях. "Прилив" Бориса Блахера — в экспоцентре Reithalle в прошлом году. А в этом — опера Поля Рудерса "Сельма Ежкова" по мотивам "Танцующей в темноте" Ларса фон Триера в культурном комплексе Alte Kongresshalle. Кроме того, на счету Оксаны и работа над крупными произведениями в Баварской опере. 

 

Можно с полной уверенностью говорить об успехе на Западе украинской дирижерской школы. 

У всех на устах, например, Кирилл Карабиц, востребованный в европейских оркестрах. Успешную карьеру в Европе делает и талантливый дирижер Оксана Лынив. Уроженка Львова, она некоторое время назад заявила о себе в Одессе. А сегодня в Германии ее ценят самые строгие меломаны. Вот уже второе лето подряд во время Мюнхенского оперного фестиваля Оксана Лынив дирижирует сложными современными операми в нестандартных локациях. "Прилив" Бориса Блахера — в экспоцентре Reithalle в прошлом году. А в этом — опера Поля Рудерса "Сельма Ежкова" по мотивам "Танцующей в темноте" Ларса фон Триера в культурном комплексе Alte Kongresshalle. Кроме того, на счету Оксаны и работа над крупными произведениями в Баварской опере. 

— Оксана, недавно вы осуществили для Баварского радио запись произведений украинского композитора Бориса Лятошинского со знаменитым Бамбергским оркестром. Но выбрали для записи Третью симфонию именно в первой редакции. Это какой-то принципиальный выбор?

— Считаю Третью симфонию Лятошинского в первой редакции, созданную в 1951 году, актуальной для нынешней Украины. Она пророческая. Эпиграф к симфонии — "Мир победит войну". Однако композитор рассматривает мир как долгий и сложный путь, который впереди. 

В период, когда о победе было позволительно говорить исключительно в мажоре, Лятошинский пишет симфонию, финал которой исполнен трагизма, боли, тяжелых предчувствий. 

После премьеры в Союзе композиторов Украины Лятошинский получил шквал уничижительных отзывов со стороны официальной критики, хотя сам концерт имел огромный успех у публики. Симфонию называли антинародной, на самого композитора навесили ярлык "буржуазного пацифиста". 

Подобная реакция не была для Лятошинского новостью: драматической была судьба и его Второй симфонии.

В одном из писем Лятошинский с горечью вспоминал об унижениях в период подготовки ее премьеры в Москве, когда даже оркестранты, среди которых были совсем молодые ребята-студенты, вставали и называли симфонию мусором, упрекали автора в формализме… В виду сильнейшего идеологического давления, которому Лятошинский подвергся еще во времена скандала, вызванного Второй симфонией, композитор решается кардинально переписать финал симфонии №3, по сути изменив концепцию всего произведения. 

Новая редакция Третьей симфонии с классическим советским оптимистическим итогом появилась в 1955 году. Успешная судьба второй редакции в первую очередь связана с премьерным исполнением переделанной симфонии в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Для меня этот факт всегда выглядел свидетельством часто трагической зависимости украинской культурной жизни в советское время от "центра".

Настоящее послание Лятошинского осталось в первой версии симфонии, в которой автор повествует о трагичности войны как таковой, о невозможности быстрой реабилитации народа после глубоких травм военного времени.

— Расскажите о вашей работе в Баварской государственной опере. Как началось ваше сотрудничество с театром и его музыкальным руководителем Кириллом Петренко? 

— На момент, когда Кирилл Петренко выбирал себе ассистента, я занимала пост дирижера Одесского национального театра оперы и балета. На одном из спектаклей, которым я дирижировала, присутствовал музыкант одного из лучших симфонических оркестров мира, который решил со мной познакомиться. По его рекомендации мой диск и моя биография попали в руки Петренко. На тот момент он готовился занять пост генерального музыкального директора Баварской оперы и подбирал себе музыкального ассистента. После беседы с Петренко к нам присоединился Николаус Бахлер (с 2008 года интендант Баварской государственной оперы — А.С.), и Петренко заявил ему о своем желании со мной сотрудничать. Дирекцию смущал факт, что я "overqualified" (сверхквалифицирована) для позиции ассистентки, ведь я уже давно самостоятельно руководила спектаклями. Однако я заверила Бахлера, что возможность сотрудничества с одним из главных оперных театров мира в тандеме с выдающимся дирижером является для меня большой честью и бесценным опытом. Кстати, это первый случай в практике Баварской оперы, когда музыкальный ассистент главного дирижера выступает и как приглашенный дирижер. 

Моим дебютом стало "Милосердие Тита" Моцарта: премьерой дирижировал Кирилл Петренко, а вторую серию спектаклей дирекция театра предложила дирижировать мне. 

До начала репетиций я спросила, могу ли представить свою интерпретацию оперы. Он согласился. 

Потом были проекты оперной студии Баварской оперы — возобновление оперы Богуслава Мартину "Мирандолина" и постановка предпоследней оперы Джоаккино Россини "Граф Ори".

Дальше — репертуарные спектакли "Травиаты" Верди на большой сцене. 

Теперь у меня много проектов на Мюнхенском оперном фестивале. В этом году помимо "Сельмы Ежковой" дирижировала праздничной мессой в церкви Святого Михаила, приуроченной к открытию оперного фестиваля. 

Вместе с оркестром и хором Баварской оперы исполнили мессу Сезара Франка. На Münchner Opernfestspiele-2015 я также дирижирую двумя спектаклями "Лючии ди Ламмермур" Доницетти с выдающейся сопрано Дианой Дамрау в заглавной партии. 

Николаус Бахлер принял это решение очень неожиданно и на этапе, когда уже был назначен известный итальянский дирижер. Ему предложили другие спектакли и в новом сезоне, только чтобы предоставить возможность дирижировать "Лючией" мне. 

— Как выглядит изнутри знаменитый оркестр Bayerische Staatsoper?

— Это уникальный коллектив. Он открыт для музыкантов любой национальности и любого возраста — лишь бы ты был талантлив и фанатично любил свое дело. Например, нашей новой соло-валторнистке всего 21 год, и она отлично "влилась" в оркестр.

 В наше время ты можешь быть кем угодно, откуда угодно и при этом достичь любых высот. Все зависит только от твоего профессионализма, преданности работе и желания постоянно становиться лучше. 

На Западе больше нет предубеждений в отношении дирижеров-женщин или "правильного" пути для музыканта, будь он оркестрантом или солистом. 

В связи с самоотдачей музыкантов, которую я наблюдаю в Мюнхене, вспоминаю недавнюю премьеру "Лулу" Берга в Баварской опере: по замыслу режиссера Дмитрия Чернякова действие происходит в стеклянных декорациях, непривычных для солистов. На премьере исполнительница заглавной партии Марлис Петерсен не заметила прохода в прозрачных декорациях и с силой ударилась о стеклянную стену, разбив себе голову. 

Уже на сцене у нее по лицу текла кровь, а она при этом не только пела, но еще и обыграла эту ситуацию, выхватив у партнера по сцене платок и грациозно смахивая им кровь. Кирилл Петренко потом делился, что это были самые страшные 40 минут в его жизни, когда он смотрел на окровавленную Петерсен из оркестровой ямы и не понимал, останавливать ему спектакль или играть дальше. 

Но певица дала понять, что все в порядке. К тому же, инцидент никак не отразился на качестве ее пения и сценической игры. 

— Баварцы считаются довольно консервативными, однако именно Баварская государственная опера является на сегодня, пожалуй, самым прогрессивным театром, который позволяет себе радикальные постановки и при этом собирает полные залы. 

— В Мюнхене существует старинная традиция похода в театр, слушания, видения и понимания оперы в самых разных трактовках, в том числе и современных. 

Да, здесь есть "классические" постановки с историческими декорациями и костюмами. Так что противники современной оперной режиссуры тоже находят спектакли на свой вкус. 

Однако в целом баварцы хорошо принимают все новое. Билеты на самые громкие и потенциально скандальные постановки раскупаются за много месяцев до премьеры. 

Во многом это происходит благодаря блестяще организованной работе с публикой. 

Примерно за месяц до премьеры в прессе и на специальных встречах со зрителями инициируется публичная дискуссия о будущей постановке. На таких встречах, или как их здесь называют "матине", присутствуют интендант театра, режиссер, дирижер, кто-то из солистов.

Иногда к участию привлекают и особых экспертов. Например, на матине перед премьерой оперы Бернда Алоиса Циммермана "Солдаты" среди выступающих гостей был врач-психотерапевт, который рассказывал зрителям о посттравматическом синдроме у солдат, вернувшихся с войны.

Таким образом до публики доносится режиссерская идея, объясняется, скажем, почему действие перенесено в ту или иную эпоху, обращается внимание на символы, используемые в постановке, расшифровывается, почему произведение трактуется именно в таком ключе. На матине публика получает интереснейшую информацию, и это провоцирует колоссальный интерес к премьере и последующим спектаклям. Неожиданные постановки в сочетании со звездными солистами часто создают настоящий ажиотаж вокруг билетов на представления. 

— Каков ваш стиль работы с оркестром?

— Коллегиальный. За первые пять минут работы оркестранты оценивают дирижера с точки зрения его профессиональной подготовки, харизмы и смелости музыкальных идей. 

Этот момент решающий, так как он определяет дальнейшее сотрудничество с оркестром. Если этот контакт налажен, нет ничего лучше, чем работать в коллегиальной дружеской атмосфере. 

Когда можешь вверить свои идеи музыкантам высокого класса, а они позволяют тебе вдохновлять их и вести за собой. Очень важно также слышать, общаться с музыкантами. К счастью, эпоха дирижеров-диктаторов отошла в прошлое. 

Сейчас уже важно не держать музыкантов в постоянном напряжении, а быть в их глазах музыкальным авторитетом. Например, Кирилл Петренко ведет себя с оркестром очень сдержанно и скромно, но благодаря его точности, фанатизму, оригинальности мышления и безупречной подготовке оркестранты видят в нем выдающегося музыканта, доверяют ему и следуют за ним.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно