ОДИН В ТРЕХ 130 ЛЕТ СПУСТЯ

21 февраля, 2003, 00:00 Распечатать

В феврале нынешнего года исполнилось 130 лет со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина. На минувшей неделе в посольстве России в Украине состоялся концерт, приуроченный к этой дате...

В феврале нынешнего года исполнилось 130 лет со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина. На минувшей неделе в посольстве России в Украине состоялся концерт, приуроченный к этой дате. Его концепция на фоне культурной жизни нашей столицы выглядела весьма свежо и неожиданно. Организаторы акции пригласили выступить сразу трех ведущих басов Украины — Сергея Магеру, Тараса Штонду и Николая Шопшу, которые исполнили оперные арии и вокальные миниатюры из репертуара легендарного певца. Более удачного решения вечера, пожалуй, и не придумать. Пение одного вокалиста невольно навевало бы мысли-сожаления об ушедших в историю гигантах искусства. А тут не один, а целых три — почти панорама украинской басовой вокальной школы.

Следовавшие друг за другом певцы оказались настолько разными, что сравнивать их было практически невозможно. Выступление Сергея Магеры состояло из трех контрастных номеров, которые позволили вокалисту показать себя в основных жанровых амплуа — лирическом (каватина Рудольфа из оперы Беллини «Сомнамбула»), драматическом (ария Сусанина из оперы Глинки «Жизнь за царя») и комическом (ария Базилио из оперы Россини «Севильский цирюльник»). Если бы можно было говорить о вокале на языке исторических стилей, то Магеру следовало бы охарактеризовать как вокалиста-классициста. Та же, что и у музыкантов эпохи классицизма, жанровая «чистота» музыкальных решений, то же пристальное внимание к техничности исполнения.

В отличие от Магеры Тарас Штонда предстал истинным романтиком. И в каватине Алеко из одноименной оперы Рахманинова, и в песне князя Галицкого из оперы Бородина «Князь Игорь» певец в своих интерпретациях руководствовался прежде всего чувствами. Пожалуй его основное кредо заключается в том, чтобы идти в музыке за сердцем. Главный конек исполнителя — удивительный тембр, глубокий мягкий, объемный. Штонда относится к этому дару природы с уважением. Как и творцы эпохи романтизма, он не спешит к академизму, предпочитая «бурю и натиск» техническим канонам.

Выступление Николая Шопши подкупало артистизмом и стремлением к психологической достоверности. В его исполнении монолог Бориса из второго действия оперы «Борис Годунов» прозвучал как иллюстрация знаменитых слов автора оперы Модеста Мусоргского: «Хочу правды в музыке, хочу, чтобы звук выражал слово».

«Под занавес» три баса вместе прошлись «Вдоль по Питерской». Получилось остроумно.

Появление трех басов в одном вечере по структурной идее напомнило знаменитые выступления трех теноров — Паваротти, Доминго и Каррераса. Хотя пели пока еще не мировые звезды, формат акции попал в цель, после концерта осталось ощущение «события». При этом важно, что и техника Магеры, и тембр Штонды, и психологизм Шопшы в комплексе слились в единый собирательный образ мастерства Федора Ивановича Шаляпина — богатыря вокала, который навсегда останется легендой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно