Один «Крок» до Мадагаскара

15 октября, 2010, 14:03 Распечатать

Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок» (который вдохновенно опекает президент форума Ирина Капличная) вернулся из плавания...

Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок» (который вдохновенно опекает президент форума Ирина Капличная) вернулся из плавания. Известны победители. Гран-при фестиваля и 5000 долларов достались фильму «Мадагаскар: путевой дневник» режиссера Бастьена Дюбуа (Франция). Впервые за много лет на «Кроке» решение жюри совпало с мнением зрителей («Мадагаскар» получил и приз зрительских симпатий). Вполне объяснимое единодушие: молодой режиссер откровенно резко и в то же время поэтично передал свои ощущения от путешествия по экзотической стране…

О Мадагаскаре мы еще вспомним. А пока — о реке Волге, которая течет «издалека долго». Шесть городов встречали теплоход XVII «Крока». Больше всех подивились лозунгу фестиваля — «Крок. Мир детства» — почему-то жители Тольятти. Туда фестиваль причалил незапланированно. Из-за непогоды.

С необычайно крупного для городской пристани судна первыми выскочили дамы с собачками. За ними посыпалась пестрая молодежь, за ней появились не дети… А седовласые президенты фестиваля — Юрий Норштейн и Эдуард Назаров.

Фильмы этих режиссеров «Ежик в тумане» и «Жил-был пес» знают все. А вот в лицо самих режиссеров — не многие. Так что непосвященным трудно было понять причастность всей этой разношерстной начинки теплохода к лозунгу «Мир детства». Зато тем, кто наблюдал обсуждение студенческих и первых самостоятельных работ, стало ясно: не стареют душой аниматоры. Видели бы вы, до чего увлекались мастера, обсуждая чужие сюжеты и их исполнение, на ходу предлагая свои оригинальные версии! Как оживлялись, видя близкую для них в прошлом тему! С какой грустью делились собственными нереализованными задумками. Все без исключения, начиная с добродушного Михаила Тумели, заканчивая не терпящим слов «самовыражение» и «современный» Юрием Норштейном.

А вот самовыражения или неординарности на этот раз у дебютантов было предостаточно. Эти понятия особенно выпукло вырисовались в одной из любимых художниками тем — белой вороны. Один из фильмов назывался «Другая». Эта работа Анны Шепиловой (Россия) — о странной девушке, искавшей свой путь и уединяющейся от всех на крыше, с собственной свадьбы сбежавшей на Луну.

Еще об одном изгое — «Улитки Джозефа» (Софи Розе, Франция). Мальчик сторонится одноклассников, он погружен в себя. Это погружение, прячась в домик, символично изображают улитки, которым Джозеф позволяет ползать по себе. Автор вводит в мирок «табакерки», в котором подобные герою люди, вытянув шеи до вопросительного знака, пытаются рассмотреть что-то внутри себя.

В этом контексте отличается оптимизмом венгерский фильм «Орсоля» Беллы Седеркеньи. В один из дней девушка понимает, что больше не может ходить, как все, и начинает передвигаться вниз головой, то есть на руках. Как следствие — теряет работу. При этом ее взору открываются вещи, которых не видит никто, зачастую просто закатившиеся под мебель предметы. Это видение она решает превратить в заработок. Дает объявления, предлагая хозяевам отыскать потерянное. Однажды под чужим диваном она находит свою судьбу — то ли спрятанного, то ли спрятавшегося от всех парня.

Каждая из этих историй — со своей «изюминкой». Все они были отмечены и зрителями, и мастерами, но им не хватало тонких психологических штришков или попросту мотиваций…

В «Мадагаскаре…» — фильме-победителе — истории как таковой нет. Есть альбом с зарисовками, некоторые из них оживают, причем у каждой своя цветовая гамма и техническое решение. В результате за одиннадцать с половиной минут художник успел показать природу, условия жизни и даже ритуал захоронения. Работа же над этим лаконичным фильмом заняла у него два года, десять месяцев из которых он провел на острове. Создалось впечатление, что 27-летний художник — вполне зрелый и счастливый человек, поскольку ему удалось успешно реализовать все задумки. Судьба «подбросила» ему человека, который рассказал о Мадагаскаре. Создавая сайты и анимируя видеоигры, режиссер Дюбуа откладывал деньги. Поехал, очаровался и создал исключительное произведение. Оценивая «Мадагаскар», даже презирающий компьютерные технологии Юрий Норштейн заявил: «За компьютером должен сидеть творец, умеющий себя ограничить. Рад видеть автора, который знает, о чем делает кино». И таких не по возрасту зрелых работ на семнадцатом фестивале было немало. То ли селекционная комиссия постаралась и отсеяла из 800 предоставленных откровенно слабые, то ли общий уровень дебютантов значительно вырос… Но выбирать лучшее из ста пятидесяти одной ленты непросто…

Среди фильмов, созданных в процессе обучения, поразила выверенностью каждого кадра и неожиданной динамикой картина Марины Мошковой (Россия) «В масштабе». Вроде банальная ситуация: птичка оберегает своего птенца. Но ее действия (по обустройству гнезда) вызывают все большие разрушения вокруг. Черно-белый фильм, выполненный в виде ожившего чертежа, получил диплом с определением «За оригинальный дизайн для оригинальной истории».

В категории «Дипломная работа» удивила ощущением безысходности лента «Закон жизни» молодого режиссера Ришата Гильметдинова (Россия). Индейское племя переходит на новую стоянку. Старый вождь остается один у костра. Пока костер горит, волки ему не страшны. Пока костер горит, он успевает вспомнить моменты, когда был сильнее их. Но вот огонь догорает, и кольцо хищников смыкается вокруг него… Фильм получил диплом «За впечатляющую адаптацию классической истории».

В память об Александре Татарском на «Кроке» учрежден особый приз «Пластилиновая ворона». С неизменной формулировкой «За высший пилотаж». Обычно его присуждают фильму, который вызывает шквал эмоций у самих мастеров. Как правило, это совпадает с мнением зрителей. Под общие аплодисменты «Пластилиновую ворону» и 3000 долларов получили ученики Александра Петрова, лауреата премии «Оскар» — Екатерина Овчинникова, Татьяна Окружнова, Елена Петрова, Алина Ахьева, Наталья Павлычева, Марина Архипова (Россия). Количество режиссеров не сказалось на цельности фильма. Картина сделана в стиле ретро. В ней пролетает время, а фотограф пытается его остановить. «Еще раз» — весело звучат слова фотографа в конце фильма, но, увы, ничто уже не повторяется…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно