Одесский театрариум: двести лет вместе

12 февраля, 2010, 15:29 Распечатать

На этой неделе Одесской опере исполнилось 200 лет. К сожалению, из-за сложившейся ситуации достойно отпраздновать юбилей театра не удалось.....

На этой неделе Одесской опере исполнилось 200 лет. К сожалению, из-за сложившейся ситуации достойно отпраздновать юбилей театра не удалось... Напомню: Одесский городской театр построен по проекту Тома де Томона (по заказу его земляка — губернатора Новороссийского края герцога Армана Эмманюэля дю Плесси Ришелье). Там исполняли оперы, балеты, драмы. Однако после пожара 1873 года пришлось построить новое театральное здание. И уже это произведение — венских архитекторов Фельнера и Гельмера — стало настоящим брендом Одессы.

Своеобразный экскурс в прошлое Одесской оперы — в монологах Сергея ПРОСКУРНИ, продюсера и режиссера.

— Этот театр для Одессы был в свое время социальным проектом, — рассказывает Сергей Проскурня. — Это был чрезвычайно точно выверенный шаг городских властей и часть стратегического плана строительства, формирования города. Средства коммуникации не были столь развиты, как сейчас, функции Интернета выполняли парикмахерские, которых было вполне достаточно для распространения информации. А вот удовлетворение культурных, эстетических потребностей требовало именно театра. И он был построен в 1809 году (всего лишь через 15 лет после основания Одессы).

Здание появилось, но театр не функционировал, потому что не было никакого художественного проекта. И только 10 февраля 1810 года театр открывает занавес... И сразу несколько сценических названий, такое эпикурейство было предложено... Итальянцы строили театр, но до определенного момента стояли в стороне: наблюдали, будет ли приглашенная русская труппа иметь успех. А успеха она не добилась, потому что в театр ходили преимущественно иностранцы. Поэтому была приглашена итальянская труппа. И тут начался бум! Возможно, это покажется непатриотичным, но то был пример, как театр должен учитывать потребности публики. А ее требования были чрезвычайно высоки. Патриотизм культурного продукта заключается в его качестве, а не в национальных признаках. Настанет время, и на этой сцене будут ставить оперы Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. И они будут иметь даже больший успех, нежели итальянский репертуар. Но этим произведениям еще предстояло родиться...

А пока что публика требовала качества. И ее потребности итальянцы и французы, имевшие шедевры своих великих композиторов, удовлетворяли.

* * *

— В свое время первый директор театра, член строительного комитета коммерции советник барон Иван Рено разместил в газете «Московские публичные ведомости» объявление о наборе труппы, где, в частности, отмечалось: в Одессе ценят только настоящих мастеров своего дела...

Одесскую публику составляли преимущественно негоцианты, т.е. люди, много ездившие по миру, с немалым багажом впечатлений. Они хотели, чтобы здесь, в городе, где они осели, был качественный досуг.

В этом здании были ломберные и курительные комнаты. Пока женщины, сидя в ложах, слушали оперу, мужчины могли решить свои деловые вопросы, общаясь в неформальной обстановке.

Театр тогда выполнял функцию парадиза, где можно было приятно провести время, получить эстетическое наслаждение. Что-то вроде клуба. Не нужно пугаться этого слова. Ночной клуб — это заведение, которое вечером открывает дверь и работает до самого утра. Спектакли начинались поздно, в восемь часов. Следовательно, это было место встречи, место неформального общения и решения многих вопросов. Место, куда можно было надеть самую лучшую одежду, драгоценности. Именно в этот театр приходил Пушкин.

Город не мог себе позволить плохой театр. Антрепренер приглашал несколько трупп и отчитывался перед руководством города программой. Собственно, это был конкурс, форма, которую я отстаиваю. Тогда на два-три, максимум четыре месяца приезжали разные труппы, поскольку своей собственной в театре никогда не было. Нанимался хор, оркестр, солисты практически все были приезжие. Это была гастрольная площадка — этого слова тоже не нужно бояться...

Деятельность тогдашнего театра обозначена коммерческим успехом. Негоцианты же были не только в зале. Негоциантом был, например, антрепренер первой итальянской труппы в Одессе мантуанец Монтовани — к сожалению, именно его актрисы, покупавшие дешевый товар с зачумленных кораблей, принесли в Одессу в 1812 году чуму...

Кстати, Монтовани по контракту должен был содержать, кроме итальянской оперы и балета, еще и труппу для исполнения русских комических опер, трагедий и комедий. Однако русские певцы были в большом дефиците, приходилось увеличивать количество итальянских постановок.

* * *

— Ситуация начала выравниваться в 20-х годах при антрепренере Буанаволио, содержавшем две трупы — итальянскую и русскую. Это уже были признаки репертуарного театра. Местная дирекция занималась подготовкой спектаклей, рекламой, репертуаром. Буанаволио поставил в течение первого года работы восемь, а в следующие годы — шесть новых для Одессы опер. Через два года обещал поменять двух ведущих исполнителей, а дальше менять их каждый год. Он же заботился об обновлении костюмов и декораций, покупал музыкальные инструменты, осветительные приборы, улучшал акустику. В тридцатые годы одесситки напевали детям не колыбельные, а популярные арии из опер Россини, Беллини, Доницетти. Известный театральный критик Скальковский даже утверждал, что в этом театре смолоду пел герой Италии сам Джузеппе Гарибальди.

Во времена, когда в Одесском городском театре сосуществовали музыкальный театр и драма, он считался настолько престижной гастрольной площадкой, что даже Саре Бернар не повезло здесь выступить — в то время уже был нынешний русский театр на Греческой...

А вот Заньковецкую пустили! К драме театр относился чрезвычайно серьезно. Коррективы вносились на удивление оперативно — если какой-то спектакль гастролеров пользовался успехом, ради него снимали с репертуара менее удачные: радовались заодно и творческому успеху, и коммерческому...

Нормальный живой процесс... Ведь показывать спектакль, на котором бывает не более ста зрителей, неразумно! Нужно делать выводы, по какой причине на спектакле так мало публики. Думать, стоит ли отдавать время такому продукту. Кто-то скажет: «Да этот Проскурня циник, не поддерживает национальный культурный продукт! Он хотел снять «Катерину» Аркаса, а это украинский репертуар...».

Но я считаю, что украинский репертуар в плохих или очень старых версиях постановок, с малым количеством публики в залах — большее зло для украинской культуры, нежели отсутствие таких спектаклей вообще. Ведь эти «три сестры» и «дядя Ваня», которые приходят на «Катерину», присутствуют практически при демонстративном бойкоте украинского репертуара. Публика голосует за успех ногами. Если она не ходит в театр именно на этот спектакль, давайте разбираться, почему...

Форма театра — гастрольной площадки дает публике возможность увидеть целый спектр актуального искусства, почувствовать популярных солистов, сильных дирижеров, которые не «прописаны» в театре, но приглашаются для постановки определенного спектакля. Таким образом публика становится той высшей ценностью, ради которой выстраивается работа...

Надо серьезно говорить о критериях. Если кто-то обвиняет меня в том, что я хотел делать в этом театре какие-то коммерческие проекты, то он говорит как человек несовременый, ведь современный театр — это сильный менеджмент и качественный, эффективный маркетинг. Все театры работают для публики и именно поэтому популярны. Именно туда с целого света приезжают на премьеры меломаны, и именно эти театры постоянно приглашают на гастроли.

* * *

— Одесский театр приобрел не меньшую историческую славу, нежели Мариинский или Большой. Хотя бы потому, что Одесский городской театр был той экспериментальной площадкой, где проходил отбор оперных трупп для Москвы и Санкт-Петербурга. Их приглашали в Одессу, и тут они словно сдавали экзамен — поедут в столицу или нет. Тоже очень важная функция.

Задолго до того, как начал здесь работать, я был в театре на «Кармен». Собственными глазами видел, как парень и девушка, явно влюбленные, в антракте стояли в очереди (!), чтобы забрать свою одежду в гардеробе. На вопрос, почему уходят, ответили: «Мы хотели увидеть историю любви. А как такие старики Хосе и Кармен могут влюблять в себя? Не верим. Нам неинтересно». И они, придя в театр в поисках модели своих отношений — а «Кармен» прекрасная опера для того, чтобы научить влюбленных поливариантности отношений, — взамен увидели архаичное представление и немолодых героев. И это выдают за условность оперного жанра.

Театр, к сожалению, не отмечает нынешний юбилей из-за того, что заявка, поданная министерству дирекцией по поводу гала-концерта, к которому предстояло специально делать декорации, сценарий и режиссуру, не была оформлена надлежащим образом и не содержала конкретики... У меня была идея реконструировать хотя бы фрагменты произведений, которые были исполнены 10 февраля 1810 года. Малюсенькие фрагменты, знаки. Большой гала-концерт с участием мировых звезд.

Вообще этот вечер можно было бы построить как разговор об истории театра. Хотя условность даты позволяет нам устроить в городе и профессиональную конференцию, и заседание круглого стола — чтобы продолжить разговор... И начинал бы я не с просьбой — дайте нам две копейки и мы сделаем шедевр, а с того, что есть желание работать, есть вдохновение и воодушевление. А деньги придут — это магнетизм искусства. Туда, где есть энергия созидания, креативность, всегда приходят деньги. Это закон искусства, а не наоборот. И потому я призвал бы дирекцию театра не роптать на Министерство культуры, ведь оно ни в чем не виновато. Министерство дает максимально 90 тысяч на постановку. Если вы сделаете аншлаговый спектакль, за один день получите 90 тысяч, и не нужно будет просить, унижаться, ездить в командировки, опять-таки расходуя колоссальные деньги.

Очевидно, что положительный опыт уже есть — постепенно меняется «интерфейс» театра. Есть попытки хоть какой-то рекламы. Но все равно соответствующего бренда нет. Было бы ошибкой говорить, что бренд нужно создавать годами. Ребрендинг происходит в течение очень короткого времени, это сгусток энергии, который нужно направлять не на себя, а на публику в театре. Каким образом? Опять возвращаемся к основам функционирования театра. Театр появился в городе для «нужд публики». И публика — главный герой театра. Не народный, не заслуженный артист, а ПУБЛИКА, ради которой приглашается самый лучший режиссер, самый лучший артист, ради которого обращаются к самому лучшему музыкальному материалу.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно