ОЧАРОВАНИЕ И ТАЙНА РЫЦАРСКОЙ ЭПОХИ

14 апреля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 14 апреля-21 апреля

Искусство давнего прошлого завораживает и очаровывает. Оно обладает каким-то магнетическим свойством...

Искусство давнего прошлого завораживает и очаровывает. Оно обладает каким-то магнетическим свойством. Прикоснуться к тому, что было несколько веков назад, — значит испытать величайшее наслаждение и в то же время напряжение, поскольку магический ритуал общения с прошлым делает человека особенно чувствующим и вместе с тем уязвимым перед бесконечностью пространства и времени.

И все же человек всегда стремился к знанию и пониманию того, что было до него много лет, много веков назад. Мечты о том, чтобы хоть на мгновение стать очевидцем давних событий — великих событий истории, не оставляют человечество и воплощаются в самых разнообразных формах: историк, погружаясь в глубины истории, уже чувствует и мыслит теми понятиями, в мире которых он живет и работает; археолог, раскапывая старые цивилизации, добровольно и надолго «уходит» из современного мира.

Мир прекрасного старых времен кажется нам идеальным, ведь не зря во все времена возвращение к эстетическим идеалам прошлого (в средние века — к античности, в эпоху романтизма — к Возрождению и т. д.) — явление, распространенное в художественном мире. Эта идеализация — ностальгия и грусть по безвозвратно ушедшему, а может, это «память», оставшаяся от тех давних времен. Идеальное время — легенда, которая живет среди нас в современном мире. Любовь человека к легендам непредсказуемо велика, ибо его сердце стремится к красоте и величию, которые он находит в прошлом. Он не может не отдаться очарованию легенд о Мерлине и короле Артуре, о Перадоре и страшных драконах, победить которых может лишь самый бесстрашный и доблестный рыцарь.

Таинственное средневековье, рыцари и прекрасные дамы, турниры и сражения, маги и волшебники, воспетые трубадурами и менестрелями, рождают в воображении человека картину мира, непреодолимо притягивающую своей магией и красотой.

Поэты и певцы, создавшие средневековую картину мира как художественный образ, как символ тайны и мистики, представляются нам в образах героев, принадлежавших этому магическому миру.

Музыка и поэзия тех времен — жизнь странствующих певцов, поэтов и музыкантов. Этот феномен средневековья не имеет аналогов, и тем очаровательней для нас их образы, окутанные тайной.

Чем больше время разделяет наш мир и мир прошлого, тем ярче сверкают вершины, тем блистательнее и величественнее являются для нас те, чьи имена сохранила история и подарила нам в знак своей памяти. Но чем глубже седина времени, тем меньше имен оно сохранило, но тем значительнее они для нас становятся. Эти имена берегут историю и делают ее возможной.

Рыцарская эпоха подарила миру немало легендарных персонажей. Гийом де Машо — один из них, чье имя вот уже семьсот лет живет в истории и очаровывает наших современников. Гийом де Машо — представитель позднего средневековья, трубадур, поэт, композитор — прославил свое время. Это имя открывает нам мир позднесредневекового искусства, времени, которое особым образом запечатлела история. Это рубеж, когда средневековое мировоззрение трансформируется, порождая идеи новой эпохи — эпохи Возрождения. В истории художественной культуры этот период получил название Ars nova (великий предшественник Машо — Филипп де Витри — назвал свой трактат, посвященный искусству, «Ars nova», и это название оказалось знаком и отразило сущность этого искусства). И все новое, оформившееся в феномене этого переходного периода, в XIV веке породило идеи, приведшие к расцвету ренессанса в Европе.

Начало нового тысячелетия отмечено семисотлетним юбилеем со дня рождения Гийома де Машо. О фактах его биографии историкам удалось установить не так много. Известно, что в достаточно молодом возрасте Машо стал служить при дворе короля Богемии Жана Люксембургского, который был большим поклонником искусства и всей душой полюбил талантливого юношу. Этот счастливый случай открыл для Машо немалые возможности. В свите короля он часто и много путешествовал, побывал во многих крупных центрах Европы, и, конечно же, впечатления, приобретенные тогда, безусловно, выразились в его творчестве, где богатая фантазия и воображение композитора и поэта нашли самое лучшее применение. После смерти короля богемского Гийом де Машо перешел на службу французским королям Иоанну Доброму и Карлу Пятому. С этих пор он представляет французскую культуру, является ее ярчайшим представителем и создает целую школу музыкального и поэтического искусства во Франции. Впоследствии он получает каноникат в соборе Нотр-Дам в Реймсе.

Музыкально-поэтическое наследие Гийома де Машо, дошедшее до нас, насчитывает свыше ста сорока произведений, среди которых — распространенные в то время жанры — баллады, рондо, виреле, месса и др.

Национальная музыкальная академия Украины праздновала семисотлетний юбилей великого трубадура во второй декаде марта. Это событие в творческой жизни отразилось в проекте «Празднование семисотлетия Гийома де Машо», прошедшее в течение нескольких дней в стенах НМАУ, идеологом и организатором которого выступила академик Н.Герасимова-Персидская. По сути, без нее невозможно было представить подобное событие. Благодаря Нине Александровне — известному во всем мире ученому — поддерживаются многие связи с зарубежной культурной средой. В особенности старинная музыка, образцы которой по крохам собираются исследователями из манускриптов, средневековых трактатов, представляется в свете этих связей очень важным элементом в нашей культуре.

По приглашению академии выступила с лекциями специалист в области старинной музыки Николетта Госсек, была организована научная конференция, посвященная жизни и творчеству Гийома де Машо. В заключение был дан концерт из его произведений французскими гостями. Ансамбль «Alla Francesca», культивирующий и пропагандирующий старинную музыку, продемонстрировал тот аутентичный стиль исполнения, присущий исполнительскому стилю той эпохи, почти все музыканты играли на разных инструментах и пели. Старинный музыкальный инструментарий, представленный ими, разнообразен и чрезвычайно интересен: различные духовые, струнные, бубны, барабаны и колокольчики — все это кружевное оформление наполнило музицирование своей неповторимостью.

В программе ансамбля звучала музыка светская — любовная куртуазная лирика. Культ прекрасной дамы, ставший феноменом рыцарской эпохи, расцвел в этом искусстве, оставив нам великолепное наследство, пленящее своей молодостью и красотой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно