Книга Богдана Тымкива «Мистецтво України та діаспори: дереворізьба сакральна й ужиткова» в этом году выдвинута на соискание Национальной премии имени Тараса Шевченко.
Работа объединяет в себе два пласта: анализ эволюции резьбы по дереву, построенный на широком художественном фоне, и масштабный обзор творчества художников украинского землячества вне Родины - во всех уголках земного шара, от Польши до Австралии, от Германии до Бразилии и Канады*.
Монография имеет специальное назначение: она рассчитана на студентов художественных и духовных учебных заведений, которые уже знакомы с сакральной культурой Украины. Отсюда конспективный стиль изложения, ударения на узловых, в частности стилевых вопросах развития сакрального, прикладного и вообще профессионального искусства.
Несомненно, автор работы профессор Богдан Тымкив - большой знаток истории мирового и украинского прикладного искусства. Его эрудиция хорошо ощущается в материалах, посвященных эволюции искусства деревообработки с точки зрения сакральности. Прежде всего уточним, что у Б.Тымкива были эрудированные предшественники, занимающиеся изучением проблем развития искусства, в частности исследовавшие разные аспекты художественной обработки дерева - как профессиональной, так и народной, как светской, так и духовно-религиозной. Среди виднейших братья В.и Д.Щербакивские, М.Драган, В.Сичинский, А.Будзан, а из наших современников Р.Захарчук-Чугай, М.Моздырь и М.Станкевич.
Прослеживая развитие народного творчества на разных этапах и в разных регионах Украины, профессор Тымкив определяет его роль в развитии резьбы по дереву, поэтому разворачивает панорамную картину последовательного полифонического утверждения этого направления искусства в богатстве его бытовых, литургийных и обрядовых проявлений.
В этом ценность работы как первой ласточки в исследовании проблемы прежде всего иконостасного и других видов сакральной резьбы. Помня о заслугах таких исследователей,
как М.Драган, В.Свенцицкая, М.Станкевич, согласимся, что Богдан Тымкив является достойным их продолжателем, который обогащает науку новыми искусствоведческими оценками и размышлениями.
Резьба по дереву - неотъемлемая составляющая, логически обусловленная функциями и эстетическими свойствами частица храмовой культуры, нашедшая свое отображение в экстерьерно-интерьерной отделке и литургически-обрядовых объектах. Пространство храма с его наполнением светом, цветом органически «воспринимает» резьбу как декор и как важный атрибут христианской символики.
Иконостасы в украинских храмах в течение многих веков привлекали внимание многочисленных путешественников, исследователей, художников. Наблюдая за развитием иконостаса в хронологической последовательности, Б.Тымкив называет важные памятники, рассказывает о характере декорирования и богатстве резных орнаментов, обрамлении царских врат, отмечает мастерство творцов, выделяет новые принципы эволюции этого вида искусства в способах конструкции и в методах резьбы, особенностях украшения, мастерстве и богатстве пластики.
Автор прослеживает пути развития резьбы по дереву в выбранном им аспекте исследования, акцентируя внимание на типологии и художественных особенностях объектов литургического и обрядового характера (резные ручные кресты, напрестольные, процессионные кресты, посохи, киоты, престолы, тетраподы, подсвечники, аналои и т.п.).
Украинские исследователи И.Дзюба и М.Ильницкий, рассматривая украинскую культуру как целостность, обращают внимание на хорошее художественное наследие, которым ее в течение ХХ в. обогатила украинская диаспора. Собственно именно этот аспект искусства является предметом внимания профессора Богдана Тымкива.
Об искусстве украинской диаспоры в последнее время появляется все больше специальных исследований, монографий, книг о художниках, скульпторах, графиках, мастерах народного искусства, где рассматриваются проблемы образно-стилевого разнообразия творчества художников, их связь с разными художественными школами, направлениями, стилями.
Среди них выделим работы П.Мегика, С.Гординского, Я.Гниздовского - авторов из диаспоры, и коллективную монографию «Мистецтво української діаспори» (1998) киевских исследователей, которая подытожила интерес украинских искусствоведов отображенной в названии темой.
Богдан Тымкив разделом «Збереження та розвиток українського сакрального мистецтва й дереворізьби в діаспорі» зарекомендовал себя последователем, обогащающим (развивающим) усилия своих предшественников еще не исследованными и чрезвычайно богатыми фактами.
Читатель найдет в книге много интересного из жизни украинской художественной
диаспоры. В ней подробно рассказывается об иконотворчестве, о сакральной резьбе по дереву украинских художников в эмиграции.
Завершается издание рассказом о современной церковной резьбе по дереву, которая в практике многочисленных мастеров уже нашей генерации подняла народное рукотворчество на новый уровень, подтвердила плодотворную наследственность традиций, дала живые импульсы образно-стилевым новационным поискам. Страницы этого раздела читаются легко, потому что написанные искусствоведом, творцом, мастером, который сам заинтересован в животворном процессе развития этого вида искусства и многое сделал в этой сфере и как талантливый резчик, и как опытный педагог, продолжатель установок и идей выдающегося искусствоведа и тоже педагога, человека многогранного таланта - незабываемого Михаила Фиголя.
Рецензированная работа является результатом глубокого анализа творчества современных художников Украины, новым взглядом на их деятельность на ниве сакрального и прикладного искусства. Особая благодарность автору за возможность познакомиться с творчеством художников украинской диаспоры, большинство из которых до этого не были известны на Родине. Многие их имена и произведения впервые введены в искусствоведческое «обращение» Украины. И, самое главное, глубоко раскрыта роль и значение творческого наследия художников нашей страны и украинской диаспоры в развитии национального и мирового искусства. Лучшие их произведения широко представлены в иллюстративном материале книги.
*Тимків Б. Мистецтво України та діаспори: дереворізьба сакральна й ужиткова. - Івано-Франківськ: Нова Зоря, 2010. - 312 с., 563 іл.