Очарованье деревянных кружев

27 января, 2012, 13:10 Распечатать Выпуск №3, 27 января-3 февраля

Резьба по дереву на территориях Украины и западной диаспоры.

© daler.ru

Книга Богдана Тымкива «Мис­те­цтво України та діаспори: де­рево­різьба сакральна й ужиткова» в этом году выдвинута на соискание Национальной премии имени Тараса Шевченко.

Работа объединяет в себе два пласта: анализ эволюции резьбы по дереву, построенный на широком художественном фоне, и масштабный обзор творчества художников украинс­кого землячества вне Родины — во всех уголках земного шара, от Поль­ши до Авст­ралии, от Гер­ма­нии до Бра­зилии и Ка­нады*.

Монография имеет специальное назначение: она рассчитана на студентов художественных и духовных учебных заведений, которые уже знакомы с сакральной культурой Украины. Отсюда конспективный стиль изложения, ударения на узловых, в частности стилевых вопросах развития сакрального, прикладного и вообще профессионального искусства.

Несомненно, автор работы профессор Богдан Тымкив — большой знаток истории мирового и украинского прикладного искусства. Его эрудиция хорошо ощущается в материалах, посвященных эволюции искусства деревообработки с точки зрения сакральности. Прежде всего уточним, что у Б.Тымкива были эрудированные предшественники, занимающиеся изучением проблем развития искусства, в частности исследовавшие разные аспекты художественной обработки дерева — как профессиональной, так и народной, как светской, так и духовно-религиозной. Среди виднейших братья В.и Д.Щер­бакивские, М.Драган, В.Си­чинский, А.Будзан, а из наших современников Р.За­­хар­­чук-­Чугай, М.Моздырь и М.Стан­кевич. 

Прослеживая развитие народного творчества на разных этапах и в разных регионах Украины, профессор Тымкив определяет его роль в развитии резьбы по дереву, поэтому разворачивает панорамную картину последовательного полифонического утверждения этого направления искусства в богатс­тве его бытовых, литургийных и обрядовых проявлений. 

В этом ценность работы как первой ласточки в исследовании проблемы прежде всего иконостасного и других видов сакральной резьбы. Помня о зас­лугах таких исследователей,
как М.Драган, В.Свенцицкая, М.Стан­кевич, согласимся, что Бог­дан Тымкив является дос­тойным их продолжателем, который обогащает науку новыми искусствоведческими оценками и размышлениями. 

Резьба по дереву — неотъемлемая составляющая, логически обусловленная функциями и эстетическими свойствами частица храмовой культуры, нашедшая свое отображение в экстерьерно-интерьерной отделке и литургически-обрядовых объектах. Пространство храма с его наполнением светом, цветом органически «воспринимает» резьбу как декор и как важный атрибут христианской симво­лики.

Иконостасы в украинских храмах в течение многих веков привлекали внимание многочисленных путешественников, исследователей, художников. Наблю­дая за развитием иконостаса в хронологической последовательности, Б.Тымкив называет важные памятники, рассказывает о характере декорирования и богатстве резных орнаментов, обрамлении царских врат, отмечает мастерство творцов, выделяет новые принципы эволюции этого вида искусства в способах конструкции и в методах резьбы, особенностях украшения, мастерстве и богатстве плас­тики. 

Автор прослеживает пути развития резьбы по дереву в выбранном им аспекте исследования, акцентируя внимание на типологии и художественных особенностях объектов литургического и обрядового характера (резные ручные кресты, напрестольные, процессионные кресты, посохи, киоты, престолы, тетраподы, подсвечники, аналои и т.п.).

Украинские исследователи И.Дзюба и М.Иль­ниц­кий, рассматривая украинскую куль­туру как целостность, обращают внимание на хорошее художественное наследие, которым ее в течение ХХ в. обогатила украинская диаспора. Собст­венно именно этот аспект искусства является предметом внимания профессора Богдана Тымкива. 

Об искусстве украинской диаспоры в последнее время появляется все больше спе­циальных исследований, монографий, книг о художниках, скульпторах, графиках, мастерах народного искусства, где рас­сматриваются проблемы образно-стилевого разнообразия твор­чества художников, их связь с разными художественными школами, направлениями, стилями. 

Среди них выделим работы П.Мегика, С.Гординского, Я.Гниз­­довского — авторов из диа­споры, и коллективную монографию «Мистецтво україн­ської діа­с­пори» (1998) киевских исследователей, которая подытожила интерес украинских искусствоведов отображенной в названии темой. 

Богдан Тымкив разделом «Збереження та розвиток ук­раїнського сакрального мистецтва й дереворізьби в діаспорі» зарекомендовал себя последователем, обогащающим (развивающим) усилия своих предшест­венников еще не исследованными и чрезвычайно богатыми фактами.

Читатель найдет в книге мно­го интересного из жизни украинской художественной
диаспоры. В ней подробно рассказывается об иконотворчестве, о сакральной резьбе по дереву украинских художников в эмиграции.

Завершается издание рассказом о современной цер­ковной резьбе по дереву, которая в практике многочисленных мас­теров уже нашей генерации подняла народное рукотворчес­тво на новый уровень, подтвердила плодотворную наследственность традиций, дала живые импульсы образно-стилевым новационным поискам. Страницы этого раздела читаются легко, потому что написанные искусствоведом, творцом, мастером, который сам заинтересован в животворном процессе развития этого вида искусства и многое сделал в этой сфере и как талантливый резчик, и как опытный педагог, продолжатель установок и идей выдающегося искусствоведа и тоже педагога, человека многогранного таланта — незабываемого Михаила Фиголя. 

Рецензированная работа является результатом глубокого анализа творчес­тва современных художников Украины, новым взглядом на их деятельность на ниве сак­рального и прикладного искусства. Особая благодарность автору за возможность познакомиться с творчеством художников украинской диаспоры, большинство из которых до этого не были известны на Родине. Многие их имена и произведения впервые введены в искусствоведческое «обращение» Ук­раины. И, самое главное, глубоко раскрыта роль и значение творческого наследия художников нашей страны и украинской диаспоры в развитии национального и мирового искусства. Лучшие их произведения широко представлены в иллюстративном материале книги.

*Тимків Б. Мистецтво України та діаспори: дереворізьба сакральна й ужиткова. — Івано-Франківськ: Нова Зоря, 2010. — 312 с., 563 іл.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 13 июля-19 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно