ОБЩЕСЪЕДОБНЫЙ ИНТЕРНЕТ

1 августа, 2003, 00:00 Распечатать

Глобальная компьютерная сеть нашей планеты меняется. И дело не только в количественных и экстенсивных показателях...

Глобальная компьютерная сеть нашей планеты меняется. И дело не только в количественных и экстенсивных показателях. Присоединяются новые миллионы пользователей, в африканских селах появляются интернет-терминалы, и даже украинские чиновники лепечут что-то розовыми губками о широкополосном доступе (пока остальные граждане или ждут цифровых телефонных линий, или цепляют на выделенные каналы локальную сеть масштаба «я-кум-и еще трое соседей»).

Тем не менее вместе с количествами нулей в статистических показателях меняются и далеко не такие заметные, почти неизмеримые, но от того не менее важные вещи. Появляются и приобретают популярность новые услуги и типы информационного наполнения (контента). Меняются возможности и проблемы пользователей. И, возможно, наиважнейшим является то, что другими становятся и сами пользователи.

Динамическая история Интернета творится на глазах одного поколения. Еще в 1992 году практически весь Интернет был текстовым — не существовало даже браузеров, которые могли бы отображать графику. Первый браузер с поддержкой графики появился в конце 1993 года (NCSA Mosaic — его практически никто уже и не помнит). Первые рекламные средства от посторонних компаний попали в Интернет в 1994-м. Общего любимца Internet Explorer создали только в 1995 году.

С изменением технологических концептов, определяющих лицо Интернета, изменялись и сферы его использования, типы информационного наполнения, а как следствие — и определенный опосредствованный социальный портрет пользователей.

В середине 90-х Интернет был преимущественно совокупностью гипертекста (а не гипермедиа); графических изображений было немного; анимации, чатов, пейджеров и даже порносайтов не было вообще. Главным типом контента была научная информация, новости и архивы с программным обеспечением.

Тогдашний пользователь Интернета был преимущественно из академической среды. Он должен был хотя бы немного знать английский язык, владеть компьютером на уровне «среднего пользователя», более того, иногда уметь еще и работать в операционных системах, отличающихся от Windows (да-да, в Unix или Solaris, и не нужно делать испуганные глаза). Это было время, когда «настоящие мужчины» собственноручно писали драйверы для своих компьютеров. Идеализировать тот период, конечно, не стоит: медленные соединения, отсутствие мультимедийного контента, бесконечные проблемы с отображением букв кириллицы, настройками аппаратуры и несколько диковатыми провайдерами высасывали из энтузиастов немало времени и сил.

Но патетическая фразеология об Интернете как грандиозном источнике знаний в тот период была в значительной степени оправданной — люди выходили в сеть, чтобы о чем-либо узнать. Заполненный текстом — и почти всегда информативным — Интернет был гигантской и быстрообновляемой библиотекой с электронной почтой, новостями и прогнозом погоды в дополнение. Как определенный реликт той эпохи сохранилась в пространствах Рунета библиотека Мошкова — с черным текстом и синими гиперлинками на белом экране и с запасом книг большим, нежели в самом большом книжном магазине.

Но вскоре все изменилось. Сначала — технология: появилось много графики и немного анимации, потом пришли чаты с интернет-пейджерами, а вместе с ними — формат сжатия звука MP-3 и Flash-анимация, и еще много-много всего. Вслед за технологией тронулся и контент — порносайты, чат-румы, порталы знакомств, коллекции музыки. Нельзя, да и не стоит оценивать такие изменения терминами «хорошо-плохо», просто Интернет из механизма поиска и распространения знаний превратился в инструмент обмена информацией, не имеющей к знаниям никакого отношения.

Соответственно, привлеченные достижимостью такой неординарной информации и снижением стоимости подключения к Интернету народные массы стройными рядами двинулись в сеть. Вскорости уже не сумасшедшие профессора, заученные студенты и коварные хакеры (не те, которые «ломали», а те, которые «строили») были основной интернет-аудиторией; на смену им пришли рядовые «технари», члены их семей, друзья их друзей, а со временем — и просто скучающие мальчики и девочки. Наличие выхода в Интернет стало обычным атрибутом повседневной жизни для многих людей — рядом с FM-радио, телевизором и стиральной машинкой. Модем из специального компьютерного оснащения стал бытовым прибором.

Разумеется, информационные запросы обывателя существенно отличаются от информационных запросов студента, ученого или хакера. Новоприбывшие пользователи, с одной стороны, создали спрос на массу специфических услуг; с другой, как это обычно бывает в обществе потребления, сами превратились в объекты маркетинговых манипуляций со стороны бизнесовых структур, взявшихся этот спрос удовлетворять.

Чего же хочет современный пользователь от Интернета? Частично на этот вопрос помогают ответить поисковые машины, ведущие статистику искомых слов. Глобальные поисковые серверы первоначально англоязычны (хотя кое-где и наделены возможностями поиска на других языках), отображают тенденции преимущественно англоязычного сегмента сети. Так, среди наиболее искомых терминов статистика Google выдает: имена поп-звезд (ну как же пользователю без Б.Спирс, Дж.Лопес и А.Курниковой), имена звезд спорта и названия компьютерных игр. Периодически в первый десяток наиболее искомых слов попадают раскрученные новинарные темы (Бин Ладен, иракская война, Фортайн). Статистика Yahoo аналогична. Вместе с тем одними из наипопулярнейших поисковых фраз являются собственно веб-адреса (cnn.com, тот же google.com). Кажется, немало современных англоязычных пользователей не до конца уверены, что адрес можно вписывать прямо в командную строку броузера.

Наиболее искомыми словами в Рунете, по данным российских провайдеров, в настоящее время являются «секс, порно, эротика», etc — поистине широкое поле для спекуляций насчет национального характера, а также убедительное свидетельство того, что массовый пользователь все-таки попал в сеть. Якобы обеспокоенные здоровьем нации психологи рапортуют о том, что 60 (64, 66) процентов работников тратят часть рабочего времени на просмотр порнографии. После чего следует испуганный риторический вопрос: «А сколько же времени они тратят на это дома?!» Разумеется, нисколько — или около этого. Люди просто отсиживают рабочее время — и развлекаются при этом как могут. А поскольку никаких других «красот» под руку не попадает, разглядывают «натуру». Как-то автору довелось попасть на сайт с чрезвычайно симпатичными фотографиями тропических лягушек — и в течение недели большинство сотрудников в рабочее время тех лягушек и разглядывали. Чем бы ни тешились — лишь бы, не дай Бог, чего-то не сделать. Нет, конечно, есть патологические типы, ищущие «ягодку» за собственные средства, но процент таковых невелик.

На втором месте в Рунете идут запросы со словом «реферат» — и самыми разнообразными прилагательными. Студенчество всегда было в авангарде прогресса, жаль только, что излюбленный вид творческой и научной деятельности — это, похоже, компиляция.

Украинский Интернет, по данным поискового сервера «Мета», очевидно, еще «младше» — рефераты здесь наиболее искомое слово. Любителям поговорить об украинской учености следует помнить, что рефераты в Интернете ищут не для повышения общеобразовательного уровня, а для списывания. Точнее, даже не списывания, а распечатывания под собственным именем; и только самые старательные студенты обходятся минимальной рекомпиляцией. Далее по частоте поиска идут географические топонимы, за ними — юридическо-правовые документы. И не следует радоваться (или наоборот — грустить) по поводу того, что украинцы не ищут «ягодки». Они, конечно, это делают — но, вероятно, в Рунете. Просто там выбор больше. А вот рефераты в университетах и институтах требуют украиноязычные. Как и законы следует читать украинские. Поэтому хотя и кажется, что есть определенный дисбаланс по сравнению с северо-восточным соседом, но в действительности — все так же. Пришла, пришла и у нас «широкая общественность» в Интернет, хоть какую бы цифру — в один миллион или в три называли провайдеры и Госкомсвязь.

Трансформация Интернета сегодня уже очевидна. Как на смену финансированным Пентагоном легендарным «прародителям» с ARPANet пришли ученые мужи из десятка-двух американских университетов, так и сейчас, взамен академического сообщества, к программистам и просто любителям нового приходят широкие социально недифференцированные круги. С собственными вкусами, представлениями о достойном времяпрепровождении, со вселенской тоской вечно неудовлетворенных потребителей. Вместе с «общими массами» идут и коммерсанты, а также PR-специалисты, потворствующие вкусам этих «масс», но при этом корректирующие их в желательном для прибыльности коммерции направлении.

Интернет стал обывательским. И беда не в том, что нынешние «настоящие мужчины» уже не пишут драйверов. Грустно, что интересуют обывателя сплетни, развлечения определенного сорта и информационная жратва, скормленная малобюджетными PR-никами под баннерами типа «Самые грязные политические скандалы! Ужаснейшие уголовные преступления!» И не захочется ему, конечно, просмотреть ни архивы научных конференций, ни все фотографии со спутников NASA вместе взятые, ни даже просто почитать хорошую художественную литературу.

То есть в «Интернете для народных масс» происходят процессы, практически идентичные тенденциям в других медиа. Тем не менее в отличие от радио, телевидения или газет в Сети, благодаря интерактивности, небольшой ресурсоемкости публикаций и возможности хотя бы частично сохранить анонимность, высказать свою мысль может каждый, и иногда эта мысль бывает услышанной. Примером может послужить интернет-дневник (блог) неизвестного иракского врача из охваченного войной Багдада, которые читали люди, не замороченные до конца ни победными реляциями из CNN, ни сумасшедшими выдумками сколлапсованной иракской пропагандистской машины. Или, наконец, сайт погибшего журналиста из другой страны, географически от Багдада достаточно отдаленной. Что не может не радовать — поскольку подтверждает, что новая технология сыграла на руку не только коммерсантам и любителям непритязательных развлечений, но и тем, кто хочет говорить и слушать других — без вездесущих «достойных посредников».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно