ОБОЛЬСТИТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС ГИТАРЫ

8 июня, 2001, 00:00 Распечатать

Гитару можно смело назвать инструментом аристократического происхождения с богатой родословной и родственными связями, которым могли бы позавидовать королевские и княжеские семейства...

Гитару можно смело назвать инструментом аристократического происхождения с богатой родословной и родственными связями, которым могли бы позавидовать королевские и княжеские семейства. Корни ее ведут ко временам античности. Х111 век — начало ее бытования в Испании. Самым популярным инструментом в домашнем быту различных европейских стран она стала в Х1Х веке. Без гитары невозможно представить музыкальный мир Латинской Америки. Проникла она и на Восток. Так, самобытная школа гитарного исполнительства и творчества сложилась во Вьетнаме, где гитара пользуется всенародной любовью. Аристократизм не помешал гитаре стать самым демократичным и широко распространенным инструментом. Удивительным образом она нашла себя в полярных сферах музыки быта, массовой музыкальной культуры и серьезного академического музицирования. С областью ее применения в концертной практике киевляне могли знакомиться на протяжении всего филармонического сезона. Кульминацией этого гитарного цикла и заметным музыкальным событием весны и начала лета стал фестиваль гитарного искусства в стенах Национальной филармонии Украины.

Совместной акцией филармонии и сразу двух посольств — Королевства Испании и Аргентинской Республики — открывалась летняя часть фестиваля. Испанский гитарист аргентинского происхождения Эрнесто Битетти дал сольный концерт, который доставил истинное наслаждение заполнившим зал любителям гитарного искусства. Широко известный музыкант и педагог, он показал программу из двух отделений, в которых продемонстрировал два лика своего инструмента. В первом отделении гитара предстала в классических испанском и латиноамериканском нарядах. В произведениях Э. Вила-Лобоса, Ф.Морено Торробы, И. Альбениса ее звучание было словно напоено ароматами знойной южной ночи, в сухом воздухе которой слух улавливает малейшие шорохи, колебания листвы, шепот и шелест таинственной ночной жизни мира. Рафинированная звуковая палитра музыканта фиксировала постоянную смену ощущений. Меланхолические напевы окутывались мириадами отзвуков, порой под его пальцами то оживал маленький воздушный оркестрик, то слышались голоса ведущих диалог партнеров. Неуловимая вибрация оттенков звучания манила и завораживала. Возникало впечатление некоего тайнодействия, в котором смешивались вздохи и всплески, легкие касания, обрывки воспоминаний, любовные клятвы, отзвуки кем-то пережитых драм.

Во втором отделении прозвучали два произведения современных авторов — Соната Х.Буэнагу и Libra Sonatina Р.Дайенса. Эрнесто Битетти постоянно выступает инициатором создания нового гитарного репертуара, стремясь стимулировать творческие поиски композиторов. В современных опусах традиционное амплуа гитары расширяется и трансформируется. В соответствии с этим звучание инструмента обрело в двух названных сочинениях более жесткий графический характер. Более резкими стали акценты, тонкую поэтическую ауру сменила блестящая виртуозность и драматическая напряженность, создаваемая кружением в звуковых лабиринтах и ритмом монтажа характерных фрагментов.

А завершила концерт эффектная пьеса известного короля жанра танго А.Пьяцоллы «Танго-Вальс-Танго». Гитара вновь заговорила разными голосами, воспроизводя сложные фигуры танца через острые пластические мотивы и характерные ритмо жесты. Ярко прозвучало сопоставление темпераментного танго и томно-меланхолического щемящего вальса, которые в финале пьесы-триптиха вступили в диалог на правах персонажей-партнеров. Стихия ритмически острого зажигательного танца чрезвычайно близка гитарной специфике. В сольном исполнении на концертной эстраде талантливый испанский музыкант воссоздал целую танцевальную сцену, в которой звуковые образы словно обретали зримо-пластическую выразительность.

Исполнительский стиль Эрнесто Битетти характеризуется тонким лиризмом и четко выверенной звуковой палитрой, мастерским применением средств артикуляции и строгостью вкуса. Его концерт полностью подтвердил высокое реноме музыканта как одного из наиболее выдающихся мастеров современной гитары.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно