«ОБЕРЕГИ» ДЕТСТВА

Поделиться
Если бы на карте Украины пометить стилизованными, в виде актерской маски, флажками места проведения театральных фестивалей, территория нашей страны просто запестрела бы изображениями лика Мельпомены...

Если бы на карте Украины пометить стилизованными, в виде актерской маски, флажками места проведения театральных фестивалей, территория нашей страны просто запестрела бы изображениями лика Мельпомены. Недавно появился еще один «флажок» — Международный фестиваль театров кукол «Обереги», созданный в Ивано-Франковске, в этом году во второй раз собрал кукольное братство.

Организаторы фестиваля — Министерство культуры и искусств Украины, Управление культуры облгосадминистрации, Театр кукол им. Марийки Пидгирянки (директор театра и фестиваля — Зиновий Борецкий) — поставили перед собой серьезную задачу, определив его тематическую направленность, — национальная классика на сцене театров кукол. Отмечая благородство намерений организаторов, нельзя не отметить сложность поставленной задачи. Ведь проблема воплощения и современной трактовки национальной классики в театре для детей, где воспитывается будущий потенциальный театральный зритель, особенно важна.

В огромном массиве классической литературы для детей драматургия представлена не слишком широко. Самый благодатный материал — это, конечно, сказка, вечные сюжеты о добре и зле. И в большинстве своем детские театры, не мудрствуя лукаво, идут упрощенным путем — инсценируют сказки. Так появляются десятки Колобков, Золотых рыбок, Котов в сапогах, варианты Ивасыков-Телесыков, сестричек Аленушек, Маш с медведями, отставляя на второй план инсценизации классиков, поиски современных авторов, интерпретирующих известные литературные произведения. Ни в коей мере не выступаю против сказки, в которой «соль земли» и «мудрость народа», но, расширяя диапазон произведений для детей, можно существенно и благотворно влиять на все воспитательные аспекты. Таким образом, заявленная направленность фестиваля «Обереги» выявила и главную проблему кукольников — репертуар. Самым востребованным классиком фестивальной программы оказался Иван Франко. Хозяева — Ивано-Франковский театр кукол им.М.Пидгирянки — показал и спектакль «Когда звери еще говорили» К.Губенко по мотивам сказок Каменяра, а Черновицкий театр кукол привез мюзикл «Веселые гонки» А.Кузьмина тоже по мотивам сказки И.Франко. В первом спектакле, состоящем из отдельных новелл, взаимодействуют куклы и живой план. Пластические дивертисменты в исполнении актеров предваряют кукольный рассказ. Словно в заведенной музыкальной шкатулке картинки сменяют одна другую. Второй же, «Веселые гонки», решен в традиционной манере кукольного театра — ширма, тростевые куклы, яркая, выразительная сценография.

Забрезжила еще одна насущная проблема кукольных театров — адресность спектакля. Считается, что кукла в театре может все, но зачастую ей отводят слишком примитивную, упрощенную роль, предполагая, что детьми легче воспринимаются простые формы зрелища. Вопрос спорный. Серьезностью художественного обращения к детской аудитории выделялся спектакль «Тарас» Б.Стельмаха Львовского театра кукол. Его создатели, режиссер С.Брижань и художник М.Николаев, проповедуют поэтический театр. В эмоциональном поле спектакля — почти шаманское колдовство. Доступный, но начисто лишенный бытовизма рассказ о детстве Тараса Шевченко. Угадываются моменты биографии, времени, и все же авторы творят не реальную жизнь, а притчу о рождении Поэта, Гения. Сражаются за его душу судьба и темные силы. Все персонажи спектакля — изысканные в своей стилизации и простоте силуэты кукол, лишь маленький Тарас — тряпичная, как в старину сделанная, куколка. Актеры — полноправные партнеры кукол, используется откровенный прием живого взаимодействия, при котором кукла подхватывает интонацию актера, а актер продолжает мысль им же одушевленного персонажа. Несомненно, к восприятию такого многоуровневого и ассоциативного действа ребенку нужно быть готовым, над этим необходимо работать, честь и хвала художникам, идущим непростым путем приобщения маленьких зрителей к высокому искусству.

Украшением фестивальной программы стал спектакль «Сказки из сундука» по мотивам белорусских сказок Минского областного театра кукол «Батлейка». Что нужно, чтобы театр состоялся? Зрители и актеры, а еще старинный сундук, в котором хранятся сказки. Выходят два актера, поднимают крышку волшебного сундука, и внутри возникает и домик с окошками, и старая мельница, и дорога к ней. Искрометный народный юмор, смекалка бедной падчерицы Марыси, которая перехитрила самого Черта, глупость и жадность мачехи — присутствуют все атрибуты классической сказки. При этом — органика взаимодействия актеров с куклами, богатейшая голосовая палитра исполнителей, играющих сразу по нескольку ролей, виртуозность перевоплощения, фейерверк веселых придумок.

Цельность всех составляющих спектакля продемонстрировала работа Закарпатского театра «А где же пятый?» болгарского драматурга Б.Априлова. В истории о пятом цыпленке, который, в отличие от братьев, никак не хотел вылупливаться из яйца, красочно показан хозяйский двор. Используются большие куклы, выразительные марионетки. На помощь родителям — Курице и Петуху — приходят соседи, которые не дают цыпленку «отсидеться в своей скорлупе». Колоритные маски «играют» Осла, Индюка, Козла, но не справляется это зверье с задачей, легкокрылая цветная бабочка «помогает» вылупиться цыпленку — не грубым битьем, а нежным словом. Традиционным образом яйцо разбивается в спектакле «Жили-были» Ивано-Франковского театра. Помните, мышка бежала, хвостиком махнула… Так вот, в этом спектакле известный сюжет о Курочке Рябе сыграли на новый лад, в характере культур разных народов — украинского, белорусского, русского и даже американского. Представляете себе эдакого Деда Билла? Варианты неожиданных превращений веселили детей, подстегивали их фантазию, звучали даже предложения собственных версий излюбленной Рябы.

Старые новые сказки… Хоть и нетрудно пересчитать их, но какие возможности интерпретаций они таят в себе, какие варианты прочтений! Концентрировано на фестивале можно увидеть что называется срез проблем. Ивано-Франковский фестиваль «Обереги» по принципу лаборатории поднял проблему национальной классики в кукольном театре, заострил внимание на проблеме адресного обращения спектакля, развил проблему сосуществования традиционных форм кукольного спектакля и современных веяний, связанных в основном с применением живого плана. И еще, как ни странно, возникла одна проблема, правда, не из области искусства. Первые холода Ивано-Франковск встретил без отопления. Суровые реалии действительности не позволили маленьким зрителям продемонстрировать в «храме искусства» свои праздничные нарядные платьица и костюмчики. Сидеть в зрительном зале пришлось в пальто и шапках. Хочется думать, что встречу в прекрасным это не испортило. Тем более что разные спектакли, показанные на фестивале, были объединены общим желанием их создателей добиться того, чтобы искусство, увиденное глазами, дети восприняли сердцем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме