ОБ ИСКУССТВЕ И ПЕРИФЕРИЙНОМ РЕКЛАМИЗМЕ

4 июня, 1999, 00:00 Распечатать

Сетования на замкнутость среды, законсервированной в собственном соку, отсутствие новых лиц и необычных явлений - модная нынче тема светских бесед киевского художественного бомонда...

Сетования на замкнутость среды, законсервированной в собственном соку, отсутствие новых лиц и необычных явлений - модная нынче тема светских бесед киевского художественного бомонда. Провинциальная тоска - выставляются все те же все там же, все приелось, ничего не мило…

Трудно сказать, насколько эту жажду инакомыслия - пусть даже привнесенного извне - смогла утолить выставка эстонской графики в Музее западного и восточного искусства (1.05-20.05). Во всяком случае, она дает возможность констатировать факт культурного обмена.

Мне симпатична феминистическая графика Эпп-Марии Кокамяги. Все юные дамы в детстве рисуют принцесс, воплощая таким образом свой идеал женственности. Эпп-Мария сохранила эту потребность ребенка, на каждом ее листе - красавица, добрая или злая. Мифологические ангелы и демоны выступают только в женской ипостаси. Юрий Аррак преподносит библейские притчи - «Золотой телец», «Вавилонская башня» - в экспрессионистской транскрипции. Сим-Танель Аннус создает геометризированную абстрактную графику для ценителей пуристического, латентного искусства.

В Центре современного искусства Сороса (12.05-18.06) - экспозиция немецкой фотографии «Расстояние и близость». Это одна из серии выставок, посвященных различным концептуальным направлениям в фотоискусстве Германии. Они подготовлены Институтом иностранных связей (IFA) совместно с Немецким культурным центром Гете-институт в Киеве. Эта выставка представляет линию строгой стилистики преподавателей Дюссельдорфской академии искусств Берндта и Хиллы Бехеров и учеников их класса.

Отстраненный, объективно-рационалистический взгляд на мир. Документальность, наукообразное мышление - дань моде авангарда. Анонимность манеры как стилистический принцип искусства. Основатели дюссельдорфской школы пристально всматриваются в жесткие каркасы индустриальной архитектуры. Составляют типологию промышленных сооружений, дабы запечатлеть их уходящую в небытие (по причине функциональной нецелесообразности) безликую и громоздкую красоту.

Тактика анонимного соглядатайства жизненной среды применяется и учениками метров. Притягательность такого подхода заключается в том, что за видимостью безмолвия, застылости безразличия ощутима скрытая эмоциональная насыщенность жизни. Аксель Хютте, Петра Вундерлих, подражая учителям, создают свою типологию объектов - старая, облагороженная временем архитектура и руины. У Томаса Штрутта - незыблемость традиций. Разные поколения добропорядочных буржуазных фамилий чопорно позируют, рассаживаясь за обеденными столами. Андреас Гурски снимает в городской сутолоке, делая двухметровые панорамы.

На устроенном по случаю второго дня рождения галереи открытии в «Тадзио» вместо обычного для подобных мероприятий вульгарного запаха алкоголя витал тонкий аромат «Черного кофе» (13.05-31.05). Галерея - в своем репертуаре галантных тем, она продолжает прививать публике вкус к жизни. Ко дню святого Валентина, мы помним, были поданы «Поцелуйчики», теперь - «Черный кофе» как средство согревания душ друзей.

Уже сам выбор сюжета вернисажа настраивает зрителя на нужную волну восприятия предложенного искусства. Художники - Эдуард Бельский, Валентина Евмененко, Андрей Александрович, Борис Ешазарян, Ради Зухаир, Игорь Елисеев и прочие - созвучны друг другу раскрепощенностью живописного темперамента, не отягощенного излишней рефлексивностью. Изящный жест руки, томный взгляд усталых глаз прекрасной дамы в интимном полумраке - предназначение Э.Бельского в искусстве заключается именно в воплощении подобных тем. Все остальные версии священного ритуала кофепития поданы приблизительно в этом же эмоциональном ключе, стоит только разобраться в индивидуальных нюансах.

Восточный накал экзотических живописных эмоций уроженца Ирака Ради Зухаира (галерея «Триптих» - 3.05-19.05) не выглядит чужеродным в наших широтах.

Такая концентрация цвета вполне доступна нашему восприятию. Если вы уже привыкли к южной пылкости среднестатистического киевского цветоощущения, то сможете насладиться этими знойными снами о Багдаде. Ностальгия Ради рисует город «Тысячи и одной ночи», оазис мечты в пустыне жизни с пальмами, верблюдами, танцовщицами.

Невероятно и естественно одновременно, что искусство Ради Зухаира возникает сегодня и здесь. Оно не ассимилируется, далеко не агрессивная киевская среда не посягает на чью-то национальную идентичность. Тут каждый делает то, что хочет, и никто не диктует правила игры. Это позитивные стороны провинциализма.

Следующая выставка в «Триптихе» - львовянина Романа Романишина (20.05-4.06) - не менее актуальна в плане локальной оригинальности. Он мягко иронизирует по поводу инфляции, раздутости национального самосознания. Кажется, посмел даже подсмеиваться над фанатизмом, с которым некие идеологи отыскивают уходящие в Бог знает какую глубину веков истоки нации. Его персонажи заняты подпиливанием «Генеалогического дерева», состоящего из тотемных изображений птицеголовых предков. Умиляется дотошности этнографических штудий - «Лемковский конь» изображен во всех возможных ракурсах. Интересна эклектичная техника этих работ - дерево, левкас, масло, офорт плюс металлические детали. Еще больше мне нравится бронзовая скульптура, праобразами которой явно послужили архаические сосуды.

Абсолютную простоту языка живописи Константина Косаревского (галерея Музея И.Кавалеридзе (20.05-5.06) объяснить сложно. В пластике сразу бросаются в глаза иконные реминисценции - дематериализация, мистичность. Это иная реальность, духовное зазеркалье, населенное тенями, куда художника увлекает тяга к далеким путешествиям! «Лестница» уводит в небо, а стоит ступить на «Другой берег», и над головой закружатся ангелы. Бредя наугад, ищет смысл рутины повседневного существования, места взаимопроникновения этого и «того» мира, скрытого за кулисами театра жизни.

Не успевший стать хорошо забытым старым, но немного утративший популярность за последнее десятилетие фотореализм снова в моде. Что подтвердила выставка Евгения Ржанова в галерее «L-Art». Периферийный рекламизм. Континентальный пейзажизм (3.05-19.05). Можно смело предсказывать - бурное возрождение этого способа художественного видения уже не за горами, ведь у него есть реальный коммерческий шанс. Он способен покорить все социальные слои. Люди, имеющие какое-то отношение к искусству, оценят свежесть взгляда, а потенциальные покупатели - жизнеподобие. Возможно, это и есть та самая, доступная всем, виртуальная реальность, о которой так много сейчас говорится.

Помимо живописи, представлена высококлассная компьютерная графика, дизайнерские рекламные разработки. Самый примечательный раздел этой выставки - рекламизм. «Реклама, отчуждаясь от своего профиля, превращается в самодостаточную картину, исключающую всякие ассоциации с исходным жанром, скорее эти работы можно рассматривать как артефакт и представить как новое стилистическое направление», - цитирую Людмилу Березницкую, директора галереи.

«Исключение всяких ассоциаций…» - это преувеличение, но самоценность подобной прикладной графики сомнения не вызывает. Это достойные престижной галереи выставочные объекты.

«Онтологический символизм» - так обозначает собственный творческий метод Александр Павлов. (Национальный музей, 5.05-20.05). Претензия на философский подтекст мало о чем говорит кому-то, менее чем Павлов, сведущему в его классификации «символизмов». Подразумевается, вероятно, что-то из ряда очень тонких материй. То «Интенция», то «Интерференция» (благо, хотя бы посещение выставок заставляет заглядывать в словари) - суть образа трудно уловима и загадочна.

Такие подсказки или, точнее, «навязки» смысла абстрактному изображению - удачный ход. В результате мы видим то, что желает показать автор, - препарирование ткани бытия. Художник изобретает, бесконечно варьирует узоры - арабески, напоминающие срез материи под микроскопом. Ее частицы в вечном движении. Колористический тон задают простые, онтологически основополагающие красное и черное, почти по Стендалю.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно