О ТВОРЧЕСТВЕ ЕЛЕНЫ РЫЖИХ

12 мая, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №19, 12 мая-19 мая

Елена Рыжих еще в студенческие годы проявила себя как незаурядный живописец с целостным и вдумчив...

Елена Рыжих еще в студенческие годы проявила себя как незаурядный живописец с целостным и вдумчивым не по годам восприятием и осмыслением явлений жизни и культуры той перестроечной среды, в общий оптимистический настрой которой уже начало вкрадываться дребезжание недоверия, растерянности и тревоги.

Обладая твердой рукой отличного рисовальщика, художница пишет композиции с нечетко обозначенными обобщенными фигурами, отдавая предпочтение изысканному колориту, в котором острые цветовые оппозиции только усиливают ощущение трагизма, исходящего от мира без граней и теней, мира надежд, стареющих в своем перманентном инфантилизме. Во внешней образности эти композиции созвучны пушкинским строкам: «Цветок засохший безуханный забытый в книге вижу я. И вот уже мечтою странной душа наполнилась моя».

Это были первые работы художницы, появившиеся на выставках.

Последующие годы подтвердили правильность избранного Еленой Рыжих пути живописно-пластических поисков элементов соответствия и несоответствия реалий культуры и жизненно-практических реалий.

Художница отдает предпочтение культуре, этой ритуально-магической маске, которая теряет застылость, будучи одета на живое, рефлексирующее лицо людской повседневности.

Культура осмысливается Еленой Рыжих как нечто законченное и замкнутое в себе, оправданное самим ходом времени в своей несогласованности с ним.

Река течет, а отражение в ней остается на месте, но в напряжении текучей массы воды есть ощутимое стремление оторвать, сдвинуть с места отражение, что вносит в общую картину элемент непокоя.

Культурные посылы Е.Рыжых включают в себя и угловато-певучий колоризм Брака, и пиршественный аскетизм мира Моранди и Гавриленко, и уютную роскошь Боннара, и мудро-абсурдную детскость Клее, и космологизм Казимира Малевича.

Е.Рыжих не подражает этим художникам, не цитирует их. Она умеет по-своему распорядиться унаследованным духовным богатством. Реминисцентное присутствие их в ее творчестве — постулированное право на неодиночество в неуютном и неопределенном мире зыбких, тающих истин и ускользающих реалий.

В противовес этому в работах Елены Рыжих есть некая оберегающая крепость, определенный момент вписанности в культуру, причем в культуру не только современных достижений, но и древних истоков.

Такая крепость основ обещает в будущем высокие полеты.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно