О ТОМ, ЧЕГО НЕТ МОНОЛОГ ПОЛИТИЧЕСКОГО КАРИКАТУРИСТА

17 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 17 января-24 января

Патриот — кандидат на место при дворе. Политика — искусство получать такие места. Генри Филдинг,«...

Патриот — кандидат на место при дворе. Политика — искусство получать такие места.

Генри Филдинг,
«Современный словарь»

Конечно, это определенная патология, если карикатурист вместо обычных для него линий и визуальных образов использует для раскрытия своего мировосприятия слова. Но обстоятельства заставляют говорить о ситуации в несколько экзотическом для нашей территории жанре политической карикатуры. В конце прошлого года в Киеве состоялся семинар по проблемам защиты прав карикатуристов, организованный украинской благотворительной организацией «Митець» и дислоцированной в США CRN-international. Кто против такой акции? Только угнетатели свободы и демократии. Но почему на этот форум не были приглашены художники, реально работающие в наиболее рискованном — политическом — секторе карикатуры?

Американцы наивные, они любят помогать обездоленным, их достаточно просто убедить в том, что когорты и легионы храбрых и колючих словно ежи карикатуристов забрасывают амбразуры редакций охапками острых рисунков, но шквальный огонь цензуры не дает им ни единого шанса на отвоевание хотя бы клочка на журнально-газетных полосах. Реально ситуация намного прозаичнее. Не существует художественных психических атак в полный рост на бастионы тоталитаризма. Основная масса карикатуристов живет в органическом симбиозе с издателями — художники политику тактично не трогают, а редакции спокойны, и у них отсутствуют проблемы с судебными исками от раздраженной «элиты нации». Правда, иногда карикатуристам удается схватить какую-то обглоданную московскими политтехнологами кость из помойного ведра предвыборных кампаний, когда нужно кое-кого быстренько и обычно анонимно оплевать. И после выборов даже этот некалорийный и безобразно пахнущий источник питания моментально высыхает.

Мне трудно заочно анализировать ход дискуссии на семинаре. Но если верить информации, распространенной нашими информагентствами, телеканалами, «Голосом Америки», «Громадським радіо», главным гордо-мазохистским выводом дебатов было то, что в Украине невозможно напечатать карикатуры на Кучму. Думаю, подавляющее большинство читателей «Зеркала недели», как и я, аборигены, хорошо понимающие количество свободы в нашей стране. Но еженедельник вы получили из почтового ящика или купили в киоске «Пресса», а не вытянули, настороженно оглядываясь, из чемодана с двойным дном, привезенного курьером из швейцарской подпольной типографии. И неужели на первой полосе «Зеркала» вам ни разу не попадалась карикатура на нашего Президента? Мне иногда даже кажется, что я злоупотребляю тиражированием его комического образа. Можно быть отчаянным рисовальщиком глубоких эзоповых аллегорий — зайчиков, козликов, удавов. Воображение должно помочь увидеть в них завуалированные черты наших лидеров. Намного сложнее использовать вполне человеческие образы, анализировать вполне конкретные политические ситуации, во многих случаях совсем не смешные, а временами даже трагические, которые необходимо, профильтровав через мозг, превратить в картинку, не сорвавшись в безвкусие, вульгарность, тавтологию. И решить одну из тяжелейших задач жанра — карикатура обязана быть смешной. Имеет ли право гражданин иронизировать над действиями или образом всенародно избранного президента? Я считаю, что да! И это даже не теорема, а аксиома. Политики сознательно оставляют свое, возможно, настоящее призвание (то ли конюха, то ли космонавта — не столь важно), встают на котурны (или ходули) и вскарабкиваются на сцену (или арену). Почему же зритель не может проявить свои эмоции аплодисментами, свистом, смехом или карикатурой?

Неужели не смешно, что человек, который должен даже в нелегкие времена нести в народ оптимизм и надежду, появляется на экранах телевизоров с маской казенного читателя некрологов на Байковом кладбище? Неужели запрещено смеяться над ситуацией, когда человека, отвечающего за безопасность и независимость самого большого (к сожалению, только территориально) государства Европы, может месяцами или годами прослушивать, словно дискотечный фанат, любой неленивый охранник? И разве так важно, матерился ли тогда гарант Конституции, звенел ли «кольчугой»? Даже если он все время играл на бандуре и пел «Ще не вмерла…», нужно быстренько проречитативить куплет из репертуара кумира рэперов Эминема «I’m sorry, mama!», в переводе «Вибач, ненько!», и быстро собрать пожитки...

Мы слишком серьезны, мы слишком серы — взгляните на всегда людный зимний Крещатик: как мало ярких цветов в нашей одежде. Срабатывает уже, наверно, генетический инстинкт не выделяться — в толпе легче спрятаться, в стаде проще раствориться.

Я страшно не хочу, чтобы карикатура превратилась в абразив, о который острят нож гильотины. Ужасно быть классиком наподобие вечного Бориса Ефимова, которому уже не сосчитать своих образов бешеных собак с кровавыми топорами. Идеал творчества: читатели, рассмотрев карикатурные лица политиков, смеются и задумываются. А политики расходуют свои нищенские зарплаты не на лак для укладки остатков волос, а на клей ПВА, чтобы вклеить в альбом очередное свое изображение, вырезанное из страниц свободной прессы. И, всматриваясь в карикатуру как в зеркало, тоже смеются и... задумываются!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно