НУЖЕН ЛИ ОПЕРЕ РЕЖИССЕР

15 января, 1999, 00:00 Распечатать

Казалось бы, нелепа уже сама постановка вынесенного в заголовок вопроса. Конечно же, нужен. Однако ...

Казалось бы, нелепа уже сама постановка вынесенного в заголовок вопроса. Конечно же, нужен. Однако вот уже много лет в украинском, да и не только в украинском музыкальном театре ставятся спектакли практически вне режиссуры. По крайней мере, вне режиссуры в современном понимании ее задач. Ведь то, что мы видим на сцене очередной оперной премьеры - это либо не всегда умелое повторение найденных бог весть когда и где сценических решений или попросту ремесленное прочтение партитуры на сюжетном уровне, ни коем образом не влияющее на творческий замысел спектакля, а порой и вступающее в досадное противоречие с музыкой. И чем сложнее и интереснее музыка, тем разительней становится контраст между тем, что мы слышим, и тем, что мы видим на сцене.

Опера - это музыка, но это еще и театр, от которого мы всегда ждем чудес и откровений. Сегодня, избалованный зрелищами зритель спокойно пройдет мимо добротно сделанной реконструкции традиционно поставленного оперного шедевра. Здесь лишь блестящие исполнители - звезды первой величины способны изменить ситуацию. А уж мимо незнакомой, к тому же не всегда грамотно поставленной современной оперы - пройдет и даже не оглянется. Канули в прошлое театралы-меломаны, бронирующие на сезон ложи и кресла партера, посещающие все премьеры и дебюты. Исчезли с афиш имена выдающихся певцов-гастролеров, оскудела реклама театральных анонсов, поутихли споры критиков. Что это - приметы кризиса, упадка оперного искусства? Закат великой, длившейся четыре столетия эпохи оперы? Трудно поверить в то, что опера, столь демократичный, многообъемный и многообразный вид искусства, в XX веке исчерпал себя. Ведь этот же век создал такие оперные шедевры, как «Пеллеас и Мелизанда» К.Дебюсси, «Соломею» и «Электру» Р.Штрауса, «Воццек» А.Берга, «Питер Граймс» Б.Бриттена, «Царь Эдип» И.Стравинского, «Дуэнья» С.Прокофьева, «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича, «Золотой обруч» Б.Лятошинского и многое другое. Да и в театрах так называемых развитых стран, при самых высоких расценках на билеты, всегда аншлаг. А в афишах - и классика, и современная музыка, и обязательно национальный репертуар. А у нас, даже в Киеве в Национальной опере (!)! отечественный репертуар практически отсутствует. Ну разве что побалуют слушателей еще раз «Запорожцем за Дунаем», а в особо важных случаях - дадут «Тараса Бульбу». А ведь в украинской музыке только в уходящем столетии было создано более сотни оперных произведений!

Среди тех немногих оперных партитур, которые сегодня достойно представляют украинское оперное творчество, - «Лісова пісня» В.Кирейко. Поэтично-философский замысел, психологическая глубина характеров бессмертной драмы-феерии Леси Украинки, позволяющие выходить на актуальную злободневную проблематику, разнообразная образность - мир природы, фантастики, сильных страстей, наконец, лиричная, вокально-распевная, напоенная ароматом народной песенности и подлинным симфонизмом музыка делают это произведение притягательным для исполнителей и постановщиков.

Счастливым оказалось начало сценической жизни этого сочинения. В мае 1958 года его премьера состоялась на сцене львовского театра оперы и балета. Спектакль (его ставили Я.Вощак - дирижер, Б.Тягно - режиссер, Ф.Нирод - художник) запомнился светлым, поэтичным оформлением и замечательными исполнителями. Во Львове, наряду с корифеями театра Н.Шевченко и В.Кобржицким, дебютировали студенты консерватории М.Байко, О.Врабель, В.Арбузов.

Во время показа львовского спектакля в Киеве в многочисленных и весьма положительных рецензиях все же прозвучали критические замечания и почти все они касались режиссуры. И позже, когда «Лісова пісня» была поставлена в оперной студии Киевской консерватории (в спектакле дебютировали тогда мало кому известные Д.Петриненко и А.Мокренко), претензии критиков сводились, в основном, к постановочным решениям.

После 40-летнего забвения опера В.Кирейко «Лісова пісня» вновь зазвучала в Киеве. Продюсером ее постановки стал заведующий кафедрой оперной подготовки Национальной музыкальной академии А.Кочкин, режиссером - профессор этой же кафедры В.Курбанов. Музыкальное прочтение партитуры, весьма творчески работая с композитором, осуществил Л.Горбатенко. Были открыты многие купюры, восстановлены оркестровые эпизоды - этого потребовал новый замысел спектакля.

В.Курбанов прочел эту партитуру, избегая найденных ранее традиционных решений. Удалось ли ему найти сценический эквивалент гениальному замыслу великой украинской поэтессы и музыке В.Кирейко? В значительной мере он к ним приблизился. Поиск - долгий, трудный подсказал режиссеру единственно верный путь. Не опускаться до бытовизма, не пересказывать хрестоматийно известный ход событий. Раскрывая волнующую драму героев, подняться до уровня философских обобщений, воплощая категории добра и зла, жизни и смерти, материального и духовного. И еще - вдохнуть в сценическое действие жизнь, энергию, зрелищность.

Все усилия постановочной группы были направлены в это русло. Счастливо родилась идея использовать в спектакле возможности современной хореографии. Балетмейстер-постановщик В.Витковский весьма удачно выстроил балетный ряд, который не только не противоречит композиторскому замыслу, но и смело дополняет его, насыщает сценические паузы весьма активной действенностью - вот для чего понадобилось «открыть» прежде сделанные купюры ряда симфонических эпизодов.

В новой постановке «Лісової пісні» танцуют кажется все. Эти кружения, взлеты, прыгания, парение как нельзя лучше передают радостно-возбужденную (весеннее пробуждение леса) или тревожно-зловещую (пожар) атмосферу спектакля.

В какой-то мере, но лишь в какой-то, подобное сценическое решение восполняет отсутствие декораций. Деревянные дощечки, развешанные в пространстве авансцены и нарисованные на заднике, очевидно, призваны быть знаками, символами столетних дубов, берез, Мавкиной вербы. Но они так и остались лишь знаками, ничего не говорящими ни уму, ни сердцу. Следует отдать должное художнице, студентке мастерской Д.Лидера Ю.Столевской, создавшей интересные эскизы костюмов. Эти костюмы не только подчеркивают определенный эмоциональный тонус действия, но и выгодно оттеняют пластику персонажей.

Конечно же, при всей изобретательности постановщиков главным в оперном спектакле остается музыка: пение, звучание оркестра. В который раз порадовала нас вокальная школа Национальной музыкальной академии им.П.Чайковского. Особой похвалы заслуживает Н.Николаишин, аспирантка академии, обладательница первой премии на конкурсе в Германии (1998) и других наград. Ее выразительный и красивый голос, естественный посыл звука, сценическая привлекательность способствовали созданию трепетного и поэтичного образа Мавки.

Весьма выразительным - сценически и вокально в партии Перелесника был В.Мурга, лауреат конкурса Марии Каллас (1996). Запомнились мечтательный Лукаш (С.Пащук), циничная и дерзкая Килина (В.Вайнолович), мудрый дядько Лев (Р.Смоляр), импозантный Лесовик (В.Зборазский) и другие. Слаженно играл оркестр, чутко аккомпанируя певцам и насыщенно звучащий в сольных эпизодах. Спектакль, рожденный в радостях творческих открытий и муках их осуществления, получился. И собрал полный зал зрителей, тепло приветствовавших новую премьеру оперы В.Кирейко и по достоинству оценивших творческий успех молодых исполнителей и их наставников.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно