НОВЫЙ МАРШРУТ «НЕЖНОСТИ»

26 октября, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 26 октября-2 ноября

Премьера монодрамы Виталия Губаренко «Нежность», состоявшаяся в Колонном зале имени Н.Лысенко, имела большой успех...

Премьера монодрамы Виталия Губаренко «Нежность», состоявшаяся в Колонном зале имени Н.Лысенко, имела большой успех. В этот вечер царила какая-то особенно удивительная атмосфера: после заключительных звуков оркестра воцарилась необычайная тишина, а потом сорвался бушующий шквал аплодисментов. Это был тот редчайший и счастливый случай, когда чувство, переживание и эмоции исполнителей и слушателей являлись созвучными, а их сердца стучали в унисон. Постановщики филармонической версии произведения отметили его своеобразный юбилей — впервые «Нежность» прозвучала в концертном исполнении тридцать лет назад именно в стенах Колонного зала. А далее судьба этого действительно прекрасного и высоко поэтического произведения была исключительно счастливой. С ним познакомились слушатели многих городов Украины, России, звучало оно и в Болгарии. Исполняли оперу более двадцати певиц, разные дирижеры и оркестры, трактуя ее каждый по-своему. Равноправными были как чисто концертные исполнения, так и интересные сценические интерпретации.

В последней филармонической постановке исполнители продемонстрировали свое видение исключительно сложного для сценической трактовки произведения. Это был интересный дебют молодого режиссера, студентки четвертого курса Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского Ирины Нестеренко, а также прекрасной солистки, лауреата международных конкурсов Ирины Вежневец. Из метров в этом спектакле участвовали дирижер-постановщик Николай Дядюра, драматический актер Владимир Нечипоренко, а душой спектакля стал Владимир Лукашов, в мастер-классе которого учится Ирина Нестеренко. Постановщики трактовали оперу не как монодраму, а как своеобразную дуодраму, необыкновенный диалог ее (Нежность) и его (Луи), разделенных большим временным расстоянием. Для осуществления этого замысла режиссеру пришлось расширить авторский текст: к моноопере, написанной по новелле Анри Барбюса, она добавила собственный пролог — предысторию любви и разлуки, а также любовные письма из произведений А.Моруа, С.Цвейга, Г.Апполинера. Пролог и письма Луи читал В.Нечипоренко на фоне удачно подобранных отрывков из Concerto-grosso Губаренко. А далее драматическому актеру была отведена довольно неблагодарная мимическая роль. И если вступительный монолог и письма прозвучали в исполнении известного артиста достаточно убедительно, то в самой моноопере он казался чересчур холодным и отстраненным. Это резко контрастировало с эмоциональным состоянием героини, пылко влюбленной и страдающей женщины, не захотевшей и не смогшей жить после разлуки с любимым. Напомню, что в опере ее трагедия раскрывается в четырех письмах-монологах, полученных им на следующий день после разрыва, а потом — через год, одиннадцать и двадцать лет. И только в конце раскрывается страшная правда: письма приходили к нему уже из небытия.

С исключительно сложной партией, преисполненной тонкой трепетной лирики, большой силы драматизма, разнообразием контрастных чувств и настроений Ирина Вежневец великолепно справилась, создав многогранный образ самоотверженно любящей женщины, за короткий миг проживающей целую жизнь. Певица обладает гибким, драматически насыщенным голосом, четкой дикцией (в таком произведении это особенно важно), привлекательной внешностью и прекрасными актерскими данными. Она исключительно тонко почувствовала (не без помощи концертмейстера Н.Борисенко и дирижера-постановщика) особый нерв и неповторимое очарование музыки Губаренко, одного из талантливейших композиторов-романтиков ХХ века. Поэтому можно простить ей некоторые погрешности — иногда форсирование звука, по-видимому, частично вызванное премьерным волнением. Порадовал слушателей и оркестр Национальной филармонии Украины, под руководством Н.Дядюры интерпретировавший произведение убедительно и вдохновенно. Правда, иногда эмоциональное увлечение дирижера не давало ему возможности сохранить звуковой баланс между солисткой и оркестром. Сцена была разделена пополам. Оркестр находился по правую сторону, а пространство по левую сторону занимали крайне скромные, выполненные с тонким вкусом намеки на декорацию (художник Сергей Лукашов): маленький столик с креслом, белая вуаль-тропинка на черных ступеньках, окутывавшая сцену и стремительно поднимающаяся вверх. В мельчайших деталях всего спектакля ощущалась кропотливая работа молодого режиссера и ее руководителя.

Любопытно, что филармоническая премьера «Нежности» состоялась вскоре после оперной постановки, тоже весьма успешной, о чем свидетельствовали переполненные залы. А это в современной театральной практике можно считать случаем беспрецедентным.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно