НОВАЯ ЖИЗНЬ ЗЫНДЖЫРЛЫ-МЕДРЕСЕ

10 января, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 10 января-15 января

Когда в 906 году хиджры (1500 год современного летоисчисления) в Салачике, недалеко от Бахчисарая, в пе...

Когда в 906 году хиджры (1500 год современного летоисчисления) в Салачике, недалеко от Бахчисарая, в первом ханском дворце завершили строительство этого медресе, хан Менгли-Гирей, сын основателя Крымского ханства Хаджи-Гирея, сказал, что перед наукой и просвещенностью все должны склонять свою голову, поэтому на входе в здание была прикреплена кованая цепь - зынджыр, чтобы никто не мог войти, не поклонившись…

Еще в прошлом году в Бахчисарае группа энтузиастов-единомышленников создала товарищество «Зынджырлы-медресе», которое поставило своей целью возрождение и сохранение уникальных архитектурных и исторических памятников Крыма. Шевкет Кайбуллаев, один из наиболее активных его членов, руководитель общества исследователей истории и культуры крымских татар, рассказывает, что в средние века Зынджырлы-медресе воспринимали в Европе как национальный университет крымских татар. Это престижное учебное заведение продолжило традиции медресе хана Узбека из Эски-Къырыма, бывшей столицы Крымского улуса Золотой Орды, ныне небольшого городка Старый Крым на востоке полуострова. Медресе-мечеть Узбека за два века до появления этого выдающегося бахчисарайского вуза формировала крымскую образованную элиту. Но в Зынджырлы-медресе она формировалась на более высоких патриотических образцах народа. Здесь также изучались и теологические, и светские науки - астрономия, риторика, математика, философия, история - что было показателем и духовной силы, и экономического богатства народа. Выдающиеся деятели крымскотатарского народа много сил вложили в развитие и совершенствование медресе. В частности, уже в конце прошлого и начале нынешнего веков крымский просветитель и философ Исмаил Гаспринский особо заботился о Зынджырлы-медресе. Архитектор и искусствовед Алие Ибрагимова считает, что в свое время мусульманские медресе, как тип учебного заведения, оказали заметное влияние на формирование и развитие системы колледжей и университетов в Европе.

Однако после октябрьского переворота 1917 года большевики закрыли крымскотатарский национальный университет и постепенно разрушили его даже как памятник истории и культуры. Сначала в медресе была расположена медицинская школа, позже, по особому указу компартии здание медресе превратили в склад, а во вспомогательных помещениях разместили интернат для инвалидов по умственному развитию. Некоторые наблюдатели считают, что трудно было придумать более ухищренное издевательство над этим историческим памятником. Уникальные книги, которые хранились в медресе, и вековые ценности были уничтожены или разграблены. После второй мировой войны большевики вообще проводили политику «Крым без крымских татар» - были уничтожены все многочисленные культовые сооружения, памятники материальной и духовной культуры. Все происходящее оскверняло и могилы двух крымскотатарских мыслителей - Исмаила Гаспринского и Амета Озенбышлы, - похороненных на территории Зынджырлы-медресе.

На днях члены Бахчисарайского меджлиса обратились к своим соотечественникам, ученым, правозащитникам, интеллигенции с просьбой найти способ сохранения исторического памятника крымских татар. Один из вариантов, предложенный учеными, - перенести психоневрологическую лечебницу в помещение бывшей воинской части в селе Тыловом, и воссоздать в древних стенах медресе современное учебное заведение.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно