НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО РУССКОГО ТЕАТРА - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО РУССКОГО ТЕАТРА

1 июня, 2001, 00:00 Распечатать

Удивительные люди — мои земляки одесситы! Мало им того, что русский драматический театр до сих пор носит имя предгубисполкома Андрея Иванова, так еще и готовятся отметить его 75-летие...

Народные артисты Людмила Сатосова, Семен Крупник, Евгения Дембская
 и артист Геннадий Скарга в сцене из спектакля «Аккомпаниатор»
Народные артисты Людмила Сатосова, Семен Крупник, Евгения Дембская и артист Геннадий Скарга в сцене из спектакля «Аккомпаниатор»

Удивительные люди — мои земляки одесситы! Мало им того, что русский драматический театр до сих пор носит имя предгубисполкома Андрея Иванова, так еще и готовятся отметить его 75-летие. А ведь коротковатой оказалась память потомков. Вот и газета «Одесский вестник» от 22 марта сего года спешит сообщить: «Здание на Греческой было построено в начале века как скейтинг-ринг, проще говоря — каток. Потом его приспособили под театр». На самом же деле приходится говорить о единственном сохранившемся в Одессе театральном здании 70-х годов XIX века, выстроенном на месте частных домов Ф.Рафаловича и А.Великанова, стоявших на углу Греческой улицы и Колодезного переулка. Сенсацией того времени считались журчавшие на втором этаже фонтаны и живые цветы, расписные потолки. Именно на этой сцене одесситы видели талантливых актеров отечественной сцены и зарубежных гастролеров, в том числе Элеонору Дузе, Сару Бернар, Эрнста Поссарта, Людвига Барная, Бенуа Коклена-старшего, Жана Муне-Сюлли и других.

Если кто настаивает на версии о скейтинг-ринге, может ознакомиться с книгой В.Голоты «Театральная Одесса» (Киев, «Мистецтво», 1990) и архивными материалами. В конце концов, раз театр хочет казаться моложе, чем он есть... Во всяком случае, цифра «75» возникла как повод для давным-давно назревшей реконструкции. Если есть юбилей, принято дарить подарки. Для одесской русской драмы лучшим подарком стала реставрация здания, которой уже месяц занимается управление охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации. До 1 декабря работы должны быть завершены.

Совершенно необходимой реставраторам видится реконструкция сценической коробки. Ведь до сих пор сцена была маленькой, низкой, оснащенной допотопным оборудованием и лишенной пожарного занавеса. Зрительный зал, верхнее и нижнее фойе, фасад здания нуждаются только в реставрации. Когда год назад в аналогичную ситуацию попал Одесский украинский музыкально-драматический театр имени Василя Василько (сейчас он работает в прекрасно обновленном здании), реставрационный процесс осложнил творческую жизнь коллектива. Васильковцам приходилось работать исключительно на выездах. С русской драмой этого не случилось, она просто переехала в соседний дом, на гостеприимную тюзовскую сцену. Теперь в ТЮЗе по утрам идут детские, а по вечерам — «взрослые» спектакли.

Если взглянуть на сегодняшнюю афишу русского театра в Одессе и сравнить ее хотя бы с прошлогодней, можно преисполниться гордости за земляков. Многое изменилось с приходом инициативного директора Виктора Митника, которому отнюдь не льстило засилье пошловатых французских комедий в репертуаре, из-за чего театр в народе прозвали «Комеди Франсез». Сейчас спектакль-старожил «Се ля ви, мой дорогой!» соседствует в афише с «Ричардом III» Уильяма Шекспира и «Ценой» Артура Миллера (оба поставлены Александром Дзекуном), «хроникой страсти и греха» «Анной Карениной» в постановке Эдуарда Митницкого, комедиями Александра Галина «Конкурс» и «Аккомпаниатор», поставленными самим автором. Сохранены «Мачеха» по Бальзаку (режиссер Алла Бабенко), «Женщина, к барьеру! или Танго баллетриста» по рассказам Чехова в постановке Анатолия Праудина, «Рождественские грезы» Надежды Птушкиной в постановке Геннадия Офенгейма, «Последний Дон Жуан» Эдварда Радзинского, поставленный Михаилом Горевым. Не все репертуарные спектакли созданы на высочайшем уровне, но каковы названия, имена! Около десятка постановок волевым решением директора «списаны», что вызвало нарекания (вплоть до коллективных писем) той части труппы, которую не смущает пустой зал и не вдохновляет перспектива учить новые роли. Но позиция директора остается прежней: только высококлассная драматургия, только известные режиссеры.

И что бы вы думали? Зритель валом повалил на «Анну Каренину», попутно выясняя, что такое партер и бенуар, тогда как французские комедии, вроде бы для него, зрителя, поставленные, сборов не делали. А спектакль «Аккомпаниатор» получил один из шести главных призов городского конкурса «Вдохновение» в номинации «Лучшая театральная постановка года». Трио народных артистов Украины, в прошлом звезды оперетты Евгения Дембская, Людмила Сатосова, Семен Крупник и артист русской драмы Геннадий Скарга — обладатели звания «Одессит года» на конкурсе «Твои имена, Одесса». Коллектив вступает в какую-то новую жизнь, и она явно лучше предыдущей. Алла Бабенко и Эдуард Митницкий во время приездов в Одессу называли труппу растренированной. Не ко всем артистам это утверждение относится в равной степени. Как техничны Крупник и Сатосова (Дембская остается в свои восемьдесят лет штатной актрисой Театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного)! Кто упрекнет в недостатке тренажа Михаила Дроботова (Стива Облонский), Геннадия Скаргу (Дон Жуан, Виктор Франц), Александра Суворова (Константин Левин), Юрия Вотякова (Алексей Вронский), Олега Школьника (Ричард III, Соломон, Леппорелло)? До чего многообещающе началась актерская карьера Антонины Зыковой, Александра Кудренко, Александра Бойка, Валерия Крупенина, недавних выпускников театрального лицея, уверенно вошедших в новые постановки!

У одесской русской драмы, безусловно, есть будущее. Пока нигде не отмечен, но признан публикой поставленный Геннадием Скаргой «Любовник» по Гарольду Пинтеру, лучшая на сегодняшний день режиссерская работа талантливого артиста мхатовской школы. Держатся в репертуаре комедии Михаила Задорнова («Продайте мужа!), Олега Данилова («Мы так нужны друг другу»), Нила Саймона («Последний пылко влюбленный»), но не грех потихоньку заменить их более современными пьесами. Впрочем, новый завлит театра Юния Сагина (именно Юния, не Юлия. — М.Г.) работы не боится и постоянно ищет некое произведение драматурга-современника, которое поможет сказать со сцены нечто особенное. Надо думать, на обновленной, обогащенной актуальным оборудованием сцене театру будет легче жить, творить, завоевывать признание.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно