НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: «ПРЕДКИ МОИ — КАЗАКИ ЗАПОРОЖСКИЕ»

18 августа, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №33, 18 августа-25 августа

Мечтательным, юным, не взирая на возраст, запомнился мне Николай Бурляев на ІІІ Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой витязь»...

Мечтательным, юным, не взирая на возраст, запомнился мне Николай Бурляев на ІІІ Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой витязь». Проводился он в сентябре прошлого года в Тирасполе, в мятежном Приднестровье. С народным артистом Российской Федерации Николаем Бурляевым там удалось переброситься лишь несколькими фразами. Причина в неимоверной занятости Николая Петровича — президента «Золотого витязя», генерального директора киноцентра «Русский фильм». В каких только ипостасях: от артиста до финансиста ему не приходилось тут выступать. Побеждал артист. Что не помешало известнейшему Юрию Ильенко — члену жюри фестиваля — вручая один из призов съязвить: «Да вы, Бурляев, к тому же и грек!», поскольку из-за отсутствия греческого кинорежиссера почетный приз был вручен тому же Бурляеву. Солидное дополнение к около 70 ролям артиста Николая Бурляева, о котором еще говорят, что он не взошел, а взлетел на кинематографический Олимп.

Два дня Николая Бурляева в Киеве ознаменовались посещением Общества охраны памятников истории и культуры, кинофакультета Киевского театрального института (где режиссер очень интересовался студенческими работами), Украинского фонда культуры — одного из основателей всеславянского «Золотого витязя». Встретился Николай Петрович со старыми друзьями, кинорежиссерами Владимиром Савельевым и Юрием Ильенко, говорил по телефону с первым секретарем Союза кинематографистов Украины Михаилом Беликовым. О чем? Скорее всего, ясность в этот вопрос внесет интервью с народным артистом Российской Федерации. Кстати, как сейчас модно, — эксклюзивное.

— Николай Петрович, как уже стало известно, осенью этого года состоится очередной, ІV Международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой витязь». Не с этим ли было связано ваше пребывание в Киеве?

— Цель все та же — отобрать очередную программу для очередного «Золотого витязя». В каком городе будем проводить кинофестиваль? Пока решаем. Есть ряд заявок. По логике уже давно пора приехать в Украину, в Киев — праматерь наших городов и веры нашей православной. Но по разным причинам пока это очень трудно осуществить. Мы оговариваем эту тему с руководством кинематографии Украины и Украинским фондом культуры. И есть все-таки надежда, что и в Киев мы приедем. А пока приглашают такие города, как Орел, Омск, Мурманск, зовут на Дальний Восток, снова в Приднестровье, памятуя, какой праздник большой был у них в прошлом году.

— В Украине, так же как и в России, сейчас кризис кинематографа. Фильмов снимается мало. А если и снимаются, то не показываются широкому зрителю. А у вашего фестиваля — очень благородная цель — это пропаганда духовного кино, православного, истинно культурных ценностей. Насколько сложно сейчас вам было отбирать картины для будущего кинофестиваля? Что вам предоставила украинская сторона?

— Да, общий упадок кинематографа ощущается повсюду, по всем нашим братским странам. Два дня с утра до вечера я находился в кинозале и все время мне что-то показывали. Очень мало картин 1994 года, а у нас рамки ограничены тем, что отбор идет по картинам последних трех лет. При всем том, уезжаю я обнадеженным.

— Напомните, пожалуйста, о критериях отбора.

— Критерии отбора у нас прежние — это соответствие девизу нашего кинофорума «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». И вот этому девизу полностью отвечает последний фильм режиссера Сергея Омельчука «Дорога на Сечь». Картина подлинно украинская, в традициях. А мне это особенно близко, так как предки мои — казаки запорожские. Понравился фильм Вадима Ильенко по Александру Грину. Что касается документальных лент, запомнился фильм режиссера Мамедова «Один день». Это очаровательная работа — притча об одном дне крестьян: деда и бабки. Полная юмора, гротеска картина показывает самое главное, то, чем мы живы, — чувство любви друг к другу, к жизни. Очень трогательная история.

Порадовали еще три документальные работы. Это «Храм души людской» С.Лосева — мастера, известного нам по предыдущим кинофестивалям «Золотой витязь». Фильм «Во имя» режиссера Трофименко и фильм «Свидание с отцом» Александра Роднянского.

Но вся беда в том, что очевиден факт упадка украинской кинематографии. Не работают ваши виднейшие мастера Юрий Ильенко, Леонид Осыка, лучшие, те, кто сейчас могли дать очень много для духовной жизни украинского народа — увы, они молчат. У них нет денег. Это печаль и это беда.

— Я думаю, что ваши кинофестивали — это одна из попыток приподнять Мастера, протянуть ему руку поддержки. Православный и славянский мир, оказывается, очень велик, поскольку ежегодно участниками «Золотого витязя» становятся представители более 15 стран.

— В нынешнем конкурсе, предполагаем, примет участие именно 15 стран и около 250 гостей. Я надеюсь, что в этом году мы отберем 100 — 120 работ, которые примут участие в пяти конкурсах.

— Чем для вас лично знаменателен год столетия мирового кинематографа?

— Я сыграл в прошлом году главную роль в фильме Петра Тодоровского «Такая чудная игра». Я не видел еще этой работы, но уже принял поздравления от российского министра кинематографии. Уверен, что это будет удача Петра Тодоровского. К тому же, это авторский фильм замечательного мастера кино.

— О чем картина? Пожалуй, мы ее не скоро увидим?..

— Фильм повествует о 50-х годах, о юности Петра Тодоровского, когда он, еще молодой человек, оканчивал ВГИК. Я играю роль коменданта общежития ВГИКа. Новая роль, по-моему, сродни роли Александра Нетужилина из «Военно-полевого романа». Такой же доверчивый, добрый, наивный, смешной человек. Впрочем, должен оговорить, что для меня актерское дело стало третьестепенным уже давно. Я на каком-то отрезке жизни потерял желание играть в кино. Я как бы уже переиграл в эти игры после того, как снялся в фильмах Андрея Тарковского, после того, как созданы картины «Военно-полевой роман», «Мастер и Маргарита», «Лермонтов». Мне просто нечего как бы играть. Я, правда, как режиссер готовлюсь поставить фильм об Александре Пушкине. Готовлюсь уже много-много лет и уже 5 лет как есть сценарий, который пока пылится в столе по той же причине...

— Вероятно, по которой не снимают кино Юрий Ильенко и Леонид Осыка...

— Поэтому самое главное для меня — это кинофестиваль «Золотой витязь», выковывание «Золотого витязя», единящего все православные и славянские народы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно